Конспект занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

 Цели: 1. Развитие памяти, внимания, логического мышления.

2. Развитие слухового и зрительного внимания.

3. Знакомство с понятиями: гласный, согласный звуки.

4. Дифференциация понятий гласный, согласный звуки.

5. Развитие мелкой моторики и координации движений.

2. 6. Развитие фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Салемальский детский сад «Золотая рыбка»

Обучение грамоте

 «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».

   Составила:  Ярмаметова Анна Игнатьевна.

с. Салемал  2022год

Цели: 

  • Развитие памяти, внимания, логического мышления.
  • Развитие слухового и зрительного внимания.
  • Знакомство с понятиями: гласный, согласный звуки.
  • Дифференциация понятий гласный, согласный звуки.
  • Развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Развитие фонематического слуха.

Раздаточный материал: 

  • Вырезанные из цветного картона красные кружочки зеленые и синие квадратики.

Оборудование:

  • Синяя и зеленая коробка, игрушки, мяч.

                            Фонограммы звуки природы и звуки предметов

Ход занятия:

Орг. момент.

«Улыбка»

Какой сегодня день? Хмурый пасмурный светлый или солнечный? Какое  настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

Звучит песня:

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется.

Поделись, улыбкою своей

И она к тебе еще не раз вернется.

Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу. Звучит музыка.

Вступительная часть.

Дидактическая игра «Послушаем»

Дети давайте с вами закроем глаза, постоим молча и послушаем, (фонограмма звуки природы, звуки предметов) Что вы слышите?

 Всё, что вы услышали, как называется?

 Правильно звуки. Молодцы, ребята. Сегодня мы отправимся в  сказочный город «Звукоград».  Мы узнаем, какие еще бывают звуки. Поиграем с этими звуками в интересные игры. Ну, что, отправляемся в путь? (Да). Звучит фонограмма песни «Вместе весело шагать». Дети вокруг столов шагают и садятся на свои места.

Воспитатель:  Но чтобы попасть в этот город нам надо отгадать загадку:

Его не видно, в руки не взять, Но зато слышно. Что это? (звук)

Молодцы. Конечно, это звук. Звуки мы слышим, слушаем. Мы вспомнили, что бывают звуки природы, звуки предметов, звуки музыки. Но это еще не все звуки. Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны.

 А бывают звуки речи,

 Мы их точно знать должны.

Основная часть.

Воспитатель: Мы попали с вами в а совсем крохотный город под названьем «Звукоград» . В нем живет всего тридцать один житель. Этих жителей никто никогда не видел, так как они были невидимками. Но зато их можно  услышать. Зовут  этих жителей звуки. Шесть звуков певцы: а, о, э, у, и, ы. Им подпевают: я, ё, е, ю. За голосистость и певучесть эти звуки называют — гласными. Звуки между собой очень дружат и распевают волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого нужно узнавать все звуки и правильно их произносить.

Гласные тянутся песенкой звонкой

И - и - и - и.

А - Могут заплакать и застонать:

О - о - о - у - у - у.

Могут качать в колыбели Аленку:

А - а - а - а.

Могут, как эхо, в лесу закричать:

Ау! Ау! Ау!

Могут летать высоко в синеву:

А, о, у, и, э, ы.

Не желают свистеть и ворчать.

Воспитатель: Гласные звуки легко и свободно вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. Их можно долго и громко петь — каждый в отдельности и последовательно переставляя. Давайте попоём.  [а, о, у, э, ы, и]. Сколько их? (гласных звуков 6). Называются они гласными, от слова «глас», т.е. голос. Потому, что их можно петь гласом, голосом. Эти звуки мы будем обозначать красным кружочком. Посмотрите они, как мячик. Он может долго катиться, так и гласные — поются, тянутся.

Игра «Назови звук в начале слова»

Воспитатель: Гласным звукам так понравилось, как вы их запомнили, что они захотели с вами поиграть. А вы хотите? (Да).

Я буду называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук. (игра проводится с мячом по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре).

Арбуз, облако, утка, игра, аист, ослик, утюг, ирис, ухо, озеро, апельсин и т.д.

 Но в этой волшебной стране есть ещё жители — согласные звуки. Им живётся хуже. Чтобы их произнести воздуху нужно прорываться через преграды, которые ставят им губы, зубы, язык. Петь эти звуки сами не могут, а соглашаются петь только вместе с гласными. Поэтомуони и называются согласные звуки.

А согласные … согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочеться им петь.

С,С,С...- змеиный слышен свист,

Ш,Ш,Ш...- шуршит опавший лист,

Ж,Ж,Ж...- жуки в саду жужжат,

Р,Р,Р...- моторы тарахтят

Согласные звуки  произносятся коротко. Одни твердо, другие мягко. Посмотрите на них. Какого цвета их наряд? (ответы детей).

Если согласный звук твердый, то он надевает синий наряд, а если мягкий, то тогда – зеленый. Обозначать мы их с вами будем, синим  или зеленым квадратиком. Квадратик - кубик, посмотрите катиться, как мячик не может. Так и согласные не поются, не тянутся.

Дидактическая игра «Собери игрушки».

Ребята к нам заглядывал Незнайка  и посмотрите какой беспорядок он оставил. Разбросал все игрушки , помогите мне  их собрать. Но собирать мы будем их следующим образом: игрушку, которая начинается на твердый согласный звук мы уберем  синюю коробку, а игрушку, которая начинается, на мягкий согласный, в зеленую.

Мы сейчас встанем и отдохнём.

Физкультминутка. Улыбнись

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками

руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце — ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Воспитатель: Согласные звуки, ребята, бывают не только твердыми и мягкими, но они еще бывают звонкими и глухими.

Что это значит? Послушайте и сравните, как звучат два музыкальных инструмента колокольчик и барабан. Что вы можете сказать о их звучании?

(Колокольчик звучит звонко, а у барабана глухой звук.)

Вот так и согласные звуки одни звучат звонко, другие глухо. Чтобы определить какой звук глухой или звонкий, нужно положить ладошку на горлышко и произнести звук. Если горлышко дребезжит, как звоночек (показать колокольчик), тогда звук звонкий, а если горлышко спокойное, не дребезжит, значит, звук глухой. Давайте поиграем в игру

«Угадай, какой звук».

Я называю согласный звук, а вы определяете, какой он: звонкий или глухой. Если звук звонкий, то вы показываете колокольчик, а если глухой, то тогда просто тихо сидите. (воспитатель называет звуки, дети тренируются в определении звонкости и глухости согласных звуков.)

Пальчиковая гимнастика

«Весна»

Иди, весна, иди, красна,
(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
(загибают по одному пальчику с мизинца)
«Кап, кап, кап»
Кап, кап, кап – звенит капель.
Приближается апрель.
(Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)

Составление схем слов.

Ребята звукам очень нравится. Как вы с ними играете.

А теперь они просят вас построить домики для слов.

Перед вами лежат карточки с рисунками и  геометрические фигуры квадратики синие и зеленые и красные кружочки. Вам необходимо провести звуковой анализ слова  и составить схемы к этим словам.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Итог занятия:

Воспитатель: Ну а, нам пора возвращаться домой. Но прежде чем вернутся, нужно пройти пароль. Готовы?

 На какие две группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)

 Как отличить гласный звук от согласного звука? (гласные произносятся свободно, их можно петь, а согласные произносятся с преградой, их петь нельзя.)

 Назовите гласные звуки.

Какими бывают согласные звуки? (твердые/мягкие, звонкие/глухие)

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием и мы с вами вернулись домой, но мы обязательно продолжим наше путешествие по городу «Звукоград».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование алгоритмов при ознакомлении детей с понятиями «Гласный и согласный» в логопедической подготовительной к школе группе

Использование алгоритмов при ознакомлении детей с понятиями «Гласный и согласный» в логопедической  подготовительной к школе группе...

Закрепление понятий "гласные и согласные звуки".Слоги.

Занятие по обучению грамоте.Авторские игры ....

Конспект занятия. Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе для детей с диагнозом: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития.Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и ...

КОНСПЕКТ открытого мероприятия НООД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «В стране звуков. Знакомство с гласными и согласными звуками. Звуковой анализ и синтез»

-закрепить знания детей о том, что слово звучит, т.к. состоит из звуков;-учить сравнивать слова по длине;-дать знания о том, что звуки отличаются друг от друга (гласные и согласные);-познакомить с сим...

Обучение грамоте. Знакомство с гласными и согласными звуками.

Обучение граммоте в ДОУ.Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».Цели: 1. Развитие памяти, внимания, логического мышления.2. Развитие слухового и зрительного внимания.3. Знаком...

НОД по развитию речи «Знакомство с алфавитом, гласные и согласные звуки»

НОД по развитию речи, учить детей различать гласные и согласные звуки....

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...