Буква и звук И
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект занятия по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_i.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка-детский сад №10»

Конспект

образовательной деятельности в подготовительной группе

              «Гласный звук И, буква И,и »

                                                           Подготовила: воспитатель

 Шестерина О.В.

   

                                                    г.о Саранск

Образовательные области: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуниктивное развитие, физическое развитие.

Цель: Закрепление звука [И], знакомство с буквой  «И».

Задачи:

Образовательные:

- закрепить навыки четкого различения и произношения звука И в слогах, словах, предложениях.

- научить печатать букву И.

- учить зрительно выделять букву И среди других букв.

- совершенствовать процесс звукового анализа и синтеза

- упражнять в определении количества слогов в слове.

- продолжать формировать умение читать слоги и слова,

Воспитательные:

- воспитывать уважение к окружающим сверстника;

- учить внимательно слушать ответы сверстников;

Вырабатывать умение работы  в коллективе.

Предварительная работа: 

- Беседы и чтение книг.

-  Индивидуальные занятия.

- Дидактические игры.

- Рассматривание иллюстраций.

-  Разучивание физминутки.

Методы и приемы:

Словесные: беседа, диалог, анализ занятия

Наглядные: использование наглядного материала;

Практические: игровой (дидактические игра «Один-много», «Хлопни топни»).

Демонстрационный материал: картинка с изображением звуком И— Ира, индюк, Игорь, игрушки, ива, избушка, игры, ирис, кассы .

Оборудование: картинки на заданный звук, схемы звукового анализа и предложения, цветные карандаши, рабочие тетради, касса букв.

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня замечательный день и у нас у всех хорошее настроение. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера!  Давайте  подарим свою добрую и красивую улыбку друг другу. Надеюсь вы сегодня постараетесь. Повторим хором правила правильной речи  -

Каждый день, всегда, везде

На занятиях, в игре

Громко, чётко говорим,

Никуда мы не спешим.

Тихонько садитесь, продолжаем наши занятия.

К нам сегодня  пришел ослик Иа.

Послушайте задание от ИА:  Ира с Игорем играли,
                                                 Все игрушки разбросали.

Какой звук вы слышали чаще всего?

Дети: Звук И.  

Воспитатель:  первый звук вы слышите в  имени ослика ИА? Правильно, его имя  начинается на звук И.   Расскажем ослику ИА, что  мы знаем  о звуке [И].

Когда мы произносим звук И – губы растянуты в улыбку, зубы сближены, но не сомкнуты; Звук И – гласный, его можно петь ( зубы, язык, губы не мешают свободному прохождению воздуха).  Каким цветом обозначаем звук И?

Дети: красным

Воспитатель:Ослик ИА любит петь - споём для него гласные звуки.

Фонетическое упражнение.

Споём гласные звуки. Встали – делаем один вдох и полный выдох животом. А-руки в стороны

                 О - руки вверх

                 У – руки вперёд

                 Ы - руки согнуть в локтях и наклонить  в стороны

                 Э - руки к плечам

                 И – руки вверх и потянуться на носочках.

«Хлопни топни»

Воспитатель:Ребята, Иа хочет проверить, насколько вы внимательны. Ослик будет произносить ряд звуков, слогов и слов. А вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [И], если нет нужного звука – топайте ногами. Приготовились. Начали:  (О, И, У, А, Э,И,Ы,И; ОМ, АМ,ИТ, ТИ,ЗО,ЫЗ, КИ; индюк, изба, сон, индюк)

Ребята, давайте покажем Иа, как вы умеете работать со звуковыми линейками. Определим место звука [И] в словах. Логопед называет, слова, выделяя голосом звук И.  (обозначаем фишкой красного цвета место звука в слове) Слова – Ира, коньки, иволга, имя, санки, кит, ива, пир.

Упражнение «Один-много»

Ослик Иа принес мячик. Я назову предмет и брошу мяч. Тот кто его  поймает, называет предметы, когда их много. Логопед называет слово в единственном числе, а ребёнок во множественном. Слова: утюг  -  утюги, сапог – сапоги, носок – носки, паук – пауки, чулок – чулки, замок – замки, комок – комки, мелок-мелки.

«Пальчиковая гимнастика»

Ослик ИА любит играть с детьми. Назовём всех его друзей.

Загибаем пальцы, называя имена детей, которые начинаются на звук И. (Ира, Инна, Инга, Иван, Игорь, Илья)

Физминутка.

Руки вверх и в кулачок

Разжимаем на бочок

Руки в стороны и в кулачок

Разжимаем на бочок.

Руки вперёд – в кулачок

Разжимаем и на бочок.

На носочки поднимайся

Приседай и выпрямляйся.

Проговаривание слоговых рядов.  Ослик ИА предлагает любимое своё задание  «Внимательные ушки»  Ми-ма-ми; па-пи-па, ка-ки-ка, за-са-за, и т.п.

Ослик ИА предлагает игру-

«Запомни и повтори»  

Воспитатель:рассмотрим картинки Ира, индюк, игрушки, ива, избушка, ирис. Какой одинаковый первый звук в этих словах? Правильно звук И.

Запоминание слов и повторение их с загибанием пальцев на руке.

Ослик ИА приготовил загадки-

Отгадайте загадки, назовите первый звук в слове – отгадке.

Все на свете обшивает,

Что сошьёт – не надевает

Дети: Иголка

Воспитатель:Что у ёлки вместо листьев? (

Дети: Иголки

Воспитатель: Ослик ИА хочет услышать, как мы умеем правильно говорить.

Запоминание и  чёткое повторение чистоговорок.

И-И-И – ротик к ушкам растяни:

И-И-И – хорошо сиди;

И-И-И – песенку тяни.

Ослик ИА очень любит играть – поиграем вместе.

 Пальчиковая игра.

 Ребята послушайте стихотворение.

Индюк из города идёт,

Игрушку новую везёт.

Игрушка не простая –

Игрушка расписная.

Какой звук часто слышится в стихотворении?

Дети: звук И

 Упражнение для развития координации речи с движением. ( сначала дети хлопают в ладоши, затем поднимают руки)

Воспитатель:И раз, и два, и три – руки подними!

 Ребята, покажем ослику ИА, как мы работаем с кассами букв.

Знакомство с буквой И.

Буква И надела поясок

Но не прямо,

А на искосок.

Найдите «И» в кассе букв и положите перед собой. Давайте нарисуем букву «И» пальчиком в воздухе. Выложите букву И из цветных ниточек.

Давайте поселим букву «И» в наш домик.

Анализ звуко - буквенного ряда -  УА, АИ, ИА.

Дети: отвечают на вопросы:  какой звук стоит в ряду первым, последним, в середине?  Чтение слогов ИМ, ИП, МИ, ПИ.

Воспитатель:Загадка – Как по морю – океану,

                 Рыба-рыбища плывёт,

                 И к огромному фонтану

                 Подплывать нам не даёт!

                 От него волна бежит,

                 Ну конечно это….

Дети: КИТ.

Воспитатель:Послушайте слово Кит. Сколько звуков в этом слове?

Дети: три

Воспитатель: Давайте разбираться. Какой первый звук слышим в слове Кит?

Дети: звук  К

Воспитатель:Второй какой звук?

Дети: звук И

Воспитатель:Последний?

Дети: звук Т

Воспитатель:Выкладываем слово КИТ. Так сколько звуков в слове КИТ.

Дети: Три звука.

Воспитатель:Сколько согласных звуков в слове кит?

Дети:  Два звука.

Воспитатель: А гласных сколько звуков?

Дети: Один

Воспитатель: Замечательно. Назовём все звуки в слове по порядку.

Дети: называют звуки

Воспитатель:Загадка

                Без воды умывается,

                Без ложки питается,

                С хвостом играет.

Дети: Кот

Воспитатель:Посмотрите на слово КИТ, как превратить его в слово КОТ. Поменяем И на О. Было слово КИТ, а получилось КОТ. Другое слово получилось?

Дети: Другое.

Воспитатель: Произнесем каждый звук в слове – К-О-Т.  Составление слова из букв разрезной азбуки. Деление слов на слоги. Откладываем столько счётных палочек, сколько слогов в слове. ( избушка, индюк, ива)

О чём мы говорили сегодня?

Дети: о гласном звуке И

Воспитатель:Что еще мы сегодня делали?

Дети:  делили слова на слоги, определяли место звука в слове, отгадывали загадки;  выкладывали ряды  букв; слова;  составляли предложения с маленькими словами.

Воспитатель:Какое задание было самым сложным?

Дети: отвечают

Воспитатель:Сегодня вы старались, отвечали на вопросы, были внимательны. Вы молодцы. На этом наше зенятие подошло к концу.

 

Использованная литература

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2017.

2. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ: практ. пособие/И.Е. Аверина. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2007

3. Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.-М.: Мозаика-Синтез,2006-2010.

4.Т.С.Комарова Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий: Мозаика-Синтез; Москва.

5. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б. Халезова и др.–– М.: Просвещение, 1977. - стр. 182 - 189


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"

Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...