Знакомство с предложением
план-конспект урока по обучению грамоте (старшая группа)

Туманова Татьяна Ивановна

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_predlozheniem.docx14.16 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Программные задачи: Закрепление понятий слово-предмет, слово-действие.  Соотнесение предметов с вопросами Кто? Что?, действий с вопросом Что делает? Знакомство с понятием предложение. Составление простых нераспространённых предложений из двух слов.

Ход занятия:

Закрепление понятий слово-предмет, слово-действие.

У каждого ребёнка предметная картинка с изображением живых и неживых предметов.

- Задайте вопрос к своему слову-предмету.

- Подберите действие.

Знакомство с понятием предложение. Игра «Живые слова»

- Птица, лететь. Ребята, что я назвала?  (Два слова).

- Как догадаться, где два слова, а где предложение из двух слов?

Вызвать двух детей.

- Маша и Аня будут «живыми словами». Маша будет словом «птица», Аня словом «летит». Маша скажет своё слово и даст руку Ане. Аня даст руку Маше и произнесёт слово «летит». Какое первое слово? (Птица.) Назовите второе слово. (Летит.) Сколько слов в предложении? Сейчас слово «птица» уйдёт, а слово «летит» останется. Можно ли считать его предложением? (Нет. Непонятно, кто или что летит.) «Живые слова», разойдитесь. Слова «разбежались», и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место. Дайте друг другу руки. Произнесите каждый своё слово. Получилось предложение. В предложении все слова дружат между собой. Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

- Каждое слово живёт само по себе. Слова друг другу не помогают. Слова начинают дружить и получается предложение.

Птица, лететь. – Это два слова.

Птица летит. – Это предложение.

- Когда получается предложение? – Когда слова начинают дружить.

- Хлопните, когда я назову предложение: Солнце светит. Машина ехать. Конь скачет. Болеть голова. Дерево растёт. Листья падать. Куры клевать.

Обозначение предложения символами-полосками.

- Давайте добавим в предложение любое слово, которое не будет дружить с остальными. Например: Птица летит арбуз. Что получилось? – Добавилось слово и предложение разрушилось. Чтобы не залетали случайные слова в предложение, оно решило отгородиться от всех случайных слов.

     На доске выставляется символ предложения – длинная полоска с уголком и точкой в конце полоски.

- Длинная полоска – это предложение, а уголок обозначает начало предложения. На письме начало предложения обозначается большой заглавной буквой, а в конце каждого предложения ставиться точка.

Закрепление символов слов.

- Каждое предложение состоит из слов.

- Составьте предложение из слов: рыба, плавать. Назовите первое слово в предложении. (Рыба.) Обозначьте его полоской - начало предложения. Какое второе слово? (Плывёт.) обозначьте его полоской. Теперь нужно посчитать слова. Сколько слов в предложении?

Составление предложений из двух слов.

- А теперь я буду называть слова, а вы будете составлять из них предложения

Бабочка, порхать. Самолёт летать. Дверь скрипеть. Кузнечик прыгать. И т.д.

Физминутка.

        Девочки и мальчики

        Прыгают как мячики.

        Ножками топают,

        Ручками хлопают.

Составление предложений по схеме.

На доске картинка с изображением собаки.

- Задайте правильно вопрос  - кто это? или что это?

- Что делает собака? Что обозначает это слово?

Мы составили схему этого предложения.

- Составьте свои предложения по этой схеме.

Итог.

- Что мы составляли на занятии?

- Когда получается предложение?

- Из чего состоит предложение?

- На какой вопрос отвечает слово-предмет (слово-действие)?

- Как обозначаем слово-предмет (слово-действие)?

- На письме какие границы есть у предложения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с предложениями рынка информационных образовательных ресурсов в соответствии с ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Знакомство с предложениями рынка информационных образовательных ресурсов в соответствии с ФГТк условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Наряду с фе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Знакомство с предложением"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Знакомство с предложением"...

Конспект ННОД по развитию речи «Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения»

Образовательная область: «Речевое развитие» Задачи:Способствовать развитию звуко -буквенного анализа.Способствовать развитию фонематического слуха.Учить определять место звука Р в словах и обозн...

Знакомство с предложением.

Знакомство с предложением....

ЗНАКОМСТВО С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Тема: "ЗНАКОМСТВО С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ"Программное содержание:Закрепить понимание детей того, что все предметы, окружающие нас, называются словами, когда слова собираются вместе и становится понятнее то, о ...

Технологическая карта "Знакомство с предложением"

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников...

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: Знакомство с предложением.

Конспект разработан для детей старшего возраста. В нем хорошо  изложен материал для изучения  данной темы. Его могут использовать логопеды детских содов....