Звук и буква С
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Титова Анастасия Николаевна

конспект занятия по обучению грамоте подготовительная к школе группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_s.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Звук и буква С

Задачи

Обучающие:

уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и  СЬ, давать  их полную характеристику, учить дифференциации  звуков  С и  СЬ в словах, учить определять место звука в слове ( начало, конец, середина), учить звукослоговому  анализу слов, познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением.

Коррекционные:

развивать  фонематический  и  речевой  слух, память, мышление, артикуляционную, тонкую и  общую  моторику, речь, исправлять  недостатки  произношения  детей  в процессе  занятия  способом «по - подражанию».

Воспитательные:

воспитывать положительную  мотивацию к процессу  обучения

МАТЕРИАЛ: простые карандаши, символы согласных звуков, звуковые дорожки, звуковые кассы, мяч, картинки с изображением овощей или муляжи, пуговицы, «смайлики» – индикаторы настроения.

  1. Организационный  момент. Путешествие в Звукобуквию.

(Дети проговаривают текст, прокатывая карандаш между ладонями)

ЗВУКИ ГОВОРИМ И СЛЫШИМ

БУКВЫ ВИДИМ МЫ И ПИШЕМ.

  1. Основная часть. Тема. Знакомство со звуками.

- Мы не можем попасть в страну. Кто-то там стоит в дозоре и нас не пропускает. Слышите, они кричат: СТОЙ! СЕКРЕТ!

Кто же это? А, я догадалась! Это два новых звука-братика, с которыми мы сегодня познакомимся.

Они говорят, что злой волшебник Нечитайка очень часто стал пробираться в страну Звукобуквию и делать там всякие пакости, вот наши знакомые звуки и выставили дозорных. Они нас пропустят только тогда, когда вы отгадаете их имена, которые зашифрованы в первом звуке слова СТОЙ и СЕКРЕТ.

- Назовите первые звук в слове СТОЙ.

- Какой он – согласный или гласный?

- Звонкий или глухой?

- Твердый или мягкий? (картинка-символ)

- Назовите первый звук в слове СЕКРЕТ. Какой он? (картинка-символ)

  1. Работа  со  звуком  С.

- Посмотрите  внимательно  друг на друга и произнесите звук С.

- Губы открыты  или  сомкнуты ?

- Зубы  плотно стиснуты  или  между  ними есть  небольшое            расстояние?

- Где находится  кончик  языка за  нижними  или за  верхними зубами?

- Язык  лежит  во рту  плоско или  приподнят  горочкой?

( далее  логопед  даёт  артикуляционную  характеристику  звука С)

- Каким цветов мы обозначим звук С? Зук Сь? Покажите нужные квадратики. Нужны ли колокольчики для этих звуков? Проверим. (Закрываем ушки, прикладываем руку к горлышку).

4. Артикуляционная  гимнастика.

- Чтобы правильно  произнести  звук  С, нужно сделать  гимнастику  для языка. Слушайте  сказку  и  выполняйте  упражнения.

                   Сказка  о  весёлом  язычке.

Проснулся  язычок  рано  утром. Открыл  окно  («Окошко»), увидел  солнышко  и  улыбнулся («Улыбка»).

Захотелось ему  погреться на  солнышке, он открыл дверь («Окошко»)  и  вышел  на  крылечко, немного  постоял  там (« Лопатка»).

И  тут  язычок  вспомнил,  что  он  не почистил зубы. Быстро  вернулся  домой  и  стал  чистить  зубы («Почистим зубки»).

Язычок  заспешил  на  улицу  и  нечаянно  наступил  кошке  на  хвост («Поймай мышку за хвостик»).

Кошка  рассердилась (« Киска  сердится»).

Язычок  погладил  кошку (Поглаживание языка губами),  

улыбнулся ( «Улыбка»)  и  они  вместе  пошли  гулять.

5. Упр. в  правильном  произношении  звуков  С- СЬ.

-  А  сейчас  посмотрите  в  зеркало, улыбнитесь , оголите  зубы, чтобы  они  были  похожи  на  заборчик, оставьте  между  зубами  маленькую  щель,  заведите  кончик  языка  за  нижние  зубы,  спинку  языка  поднимите  вверх , чтобы  она  была  похожа  на  горку.

Струя  воздуха  у нас  идёт  вперёд  только через маленькую  щель.

Произнесём   СССССС…

Произнесём СЬ….

( дети  произносят  звук  хором, по одному, парами)

- В момент  выдоха  подставьте  ладошку  и  определите, какой  воздух  вы  ощутите – горячий  или  холодный?

6. ИГРА «Семафор».

- Поднимите синий квадратик, если услышите твердый звук С, и зеленый – если услышите мягкий звук Сь.

С Сь Сь Сь С С Сь

СО СУ СИ СЕ СЮ СЫ СА АСЬ ОС УСЬ ЫСЬ ЫС

СОК, СЫР, СИЛА, СТОЛ, СЕМЬ, САХАР, СЕЛ, САМОЛЕТ, СЕЛО.

8. Упр. на  развитие   звукового анализа и синтеза

Игра  «  Поварята».

- Угадайте , как называется холодное кушанье из различных овощей, порезанных кусочками и приправленных маслом или майонезом? (Салат). Правильно. Это самое любимое блюдо наших новых друзей – звуков С и Сь.

Произнесите это слово так, чтобы ясно слышался первый звук. Какой это звук?

- Давайте приготовим салат. У меня в корзинке много овощей. Давайте выберем из них те, в названии которых есть звук С, чтобы приготовить салат.

(капуста, салат, лук, картошка, чеснок, свекла, редис и т.д.).

- А сейчас давайте попробуем определить, где спрятался звук С в этих словах.

( работа  со  звуковыми дорожками)

          Редис          Свекла Капуста

9. Игра с мячом «Вкусняшки» ( развитие фонематического  слуха).

- Давайте сыграем в игру с нашими новыми друзьями и узнаем, какие еще вкусняшки они любят. Я бросаю мячик и называю слово. Если в слове есть звук С или Сь, вы повторяете его, возвращая мне мяч.

Суп, молоко, масло, сухари, соль, шоколад, арахис, торт, сметана, кекс, абрикос, ананас, колбаса, варенье, мясо, рыба, сахар, сыр

 10.   Определение звуков в словах по картинкам (начало, середина, конец)

Физминутка: раз, два, три замри под музыку

11. Звуко-слоговой анализ слова : Саша, Сима

12. Схема предложения по картинкам

10. Знакомство  с  буквой  С.

     -  Вспомните, чем  отличается  звук  от  буквы?

       Сейчас  мы  познакомимся  с  буквой,  которая  обозначает  звуки  С, СЬ .Это буква С.

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом

11.  Пальчиковая  гимнастика.

Нарисуйте букву С в воздухе.

На своей ладошке

На спине соседа

Большим пальцами двумя руками в воздухе.

Изобразим букву С пальчиками.

12.Выкладывание  буквы  С  из  пуговиц.

13. Заключительная часть. Итог  занятия.

Наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими новыми друзьями и скажем им «До сссвиданья! До новых вссстреч!» Расскажите мне, какая игра-задание вам понравилась сегодня больше всего? Если вам все было понятно и интересно, покажите веселый смайлик, если были трудности или вам что-то не понравилось – грустный. В этом случае на индивидуальном занятии мы позовем наших новых друзей снова в гости и сыграем в другие интересные игры.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....