Звук и буква С
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
конспект занятия по обучению грамоте подготовительная к школе группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_s.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук и буква С
Задачи
Обучающие:
уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику, учить дифференциации звуков С и СЬ в словах, учить определять место звука в слове ( начало, конец, середина), учить звукослоговому анализу слов, познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением.
Коррекционные:
развивать фонематический и речевой слух, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, речь, исправлять недостатки произношения детей в процессе занятия способом «по - подражанию».
Воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения
МАТЕРИАЛ: простые карандаши, символы согласных звуков, звуковые дорожки, звуковые кассы, мяч, картинки с изображением овощей или муляжи, пуговицы, «смайлики» – индикаторы настроения.
- Организационный момент. Путешествие в Звукобуквию.
(Дети проговаривают текст, прокатывая карандаш между ладонями)
ЗВУКИ ГОВОРИМ И СЛЫШИМ
БУКВЫ ВИДИМ МЫ И ПИШЕМ.
- Основная часть. Тема. Знакомство со звуками.
- Мы не можем попасть в страну. Кто-то там стоит в дозоре и нас не пропускает. Слышите, они кричат: СТОЙ! СЕКРЕТ!
Кто же это? А, я догадалась! Это два новых звука-братика, с которыми мы сегодня познакомимся.
Они говорят, что злой волшебник Нечитайка очень часто стал пробираться в страну Звукобуквию и делать там всякие пакости, вот наши знакомые звуки и выставили дозорных. Они нас пропустят только тогда, когда вы отгадаете их имена, которые зашифрованы в первом звуке слова СТОЙ и СЕКРЕТ.
- Назовите первые звук в слове СТОЙ.
- Какой он – согласный или гласный?
- Звонкий или глухой?
- Твердый или мягкий? (картинка-символ)
- Назовите первый звук в слове СЕКРЕТ. Какой он? (картинка-символ)
- Работа со звуком С.
- Посмотрите внимательно друг на друга и произнесите звук С.
- Губы открыты или сомкнуты ?
- Зубы плотно стиснуты или между ними есть небольшое расстояние?
- Где находится кончик языка за нижними или за верхними зубами?
- Язык лежит во рту плоско или приподнят горочкой?
( далее логопед даёт артикуляционную характеристику звука С)
- Каким цветов мы обозначим звук С? Зук Сь? Покажите нужные квадратики. Нужны ли колокольчики для этих звуков? Проверим. (Закрываем ушки, прикладываем руку к горлышку).
4. Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы правильно произнести звук С, нужно сделать гимнастику для языка. Слушайте сказку и выполняйте упражнения.
Сказка о весёлом язычке.
Проснулся язычок рано утром. Открыл окно («Окошко»), увидел солнышко и улыбнулся («Улыбка»).
Захотелось ему погреться на солнышке, он открыл дверь («Окошко») и вышел на крылечко, немного постоял там (« Лопатка»).
И тут язычок вспомнил, что он не почистил зубы. Быстро вернулся домой и стал чистить зубы («Почистим зубки»).
Язычок заспешил на улицу и нечаянно наступил кошке на хвост («Поймай мышку за хвостик»).
Кошка рассердилась (« Киска сердится»).
Язычок погладил кошку (Поглаживание языка губами),
улыбнулся ( «Улыбка») и они вместе пошли гулять.
5. Упр. в правильном произношении звуков С- СЬ.
- А сейчас посмотрите в зеркало, улыбнитесь , оголите зубы, чтобы они были похожи на заборчик, оставьте между зубами маленькую щель, заведите кончик языка за нижние зубы, спинку языка поднимите вверх , чтобы она была похожа на горку.
Струя воздуха у нас идёт вперёд только через маленькую щель.
Произнесём СССССС…
Произнесём СЬ….
( дети произносят звук хором, по одному, парами)
- В момент выдоха подставьте ладошку и определите, какой воздух вы ощутите – горячий или холодный?
6. ИГРА «Семафор».
- Поднимите синий квадратик, если услышите твердый звук С, и зеленый – если услышите мягкий звук Сь.
С Сь Сь Сь С С Сь
СО СУ СИ СЕ СЮ СЫ СА АСЬ ОС УСЬ ЫСЬ ЫС
СОК, СЫР, СИЛА, СТОЛ, СЕМЬ, САХАР, СЕЛ, САМОЛЕТ, СЕЛО.
8. Упр. на развитие звукового анализа и синтеза.
Игра « Поварята».
- Угадайте , как называется холодное кушанье из различных овощей, порезанных кусочками и приправленных маслом или майонезом? (Салат). Правильно. Это самое любимое блюдо наших новых друзей – звуков С и Сь.
Произнесите это слово так, чтобы ясно слышался первый звук. Какой это звук?
- Давайте приготовим салат. У меня в корзинке много овощей. Давайте выберем из них те, в названии которых есть звук С, чтобы приготовить салат.
(капуста, салат, лук, картошка, чеснок, свекла, редис и т.д.).
- А сейчас давайте попробуем определить, где спрятался звук С в этих словах.
( работа со звуковыми дорожками)
Редис Свекла Капуста
9. Игра с мячом «Вкусняшки» ( развитие фонематического слуха).
- Давайте сыграем в игру с нашими новыми друзьями и узнаем, какие еще вкусняшки они любят. Я бросаю мячик и называю слово. Если в слове есть звук С или Сь, вы повторяете его, возвращая мне мяч.
Суп, молоко, масло, сухари, соль, шоколад, арахис, торт, сметана, кекс, абрикос, ананас, колбаса, варенье, мясо, рыба, сахар, сыр
10. Определение звуков в словах по картинкам (начало, середина, конец)
Физминутка: раз, два, три замри под музыку
11. Звуко-слоговой анализ слова : Саша, Сима
12. Схема предложения по картинкам
10. Знакомство с буквой С.
- Вспомните, чем отличается звук от буквы?
Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки С, СЬ .Это буква С.
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом
11. Пальчиковая гимнастика.
Нарисуйте букву С в воздухе.
На своей ладошке
На спине соседа
Большим пальцами двумя руками в воздухе.
Изобразим букву С пальчиками.
12.Выкладывание буквы С из пуговиц.
13. Заключительная часть. Итог занятия.
- Наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими новыми друзьями и скажем им «До сссвиданья! До новых вссстреч!» Расскажите мне, какая игра-задание вам понравилась сегодня больше всего? Если вам все было понятно и интересно, покажите веселый смайлик, если были трудности или вам что-то не понравилось – грустный. В этом случае на индивидуальном занятии мы позовем наших новых друзей снова в гости и сыграем в другие интересные игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....