Буква З. Звуки З,ЗЬ.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Лялина Елена Алексеевна

Познакомить детей с буквой З. Со звуками З,ЗЬ, с правильным произношением и написанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_z_zvuk_zlj_z.docx357.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте

в подготовительной группе (6-7 лет)

Тема: "Звуки [З]-[З’]. Буква З"

Доминирующая область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, двигательная.

Цель: Познакомить со звуками [З], [З’], буквой З.

Программные задачи: 

-Вырабатывать навык четкого произношения звуков «[З], [З’]», формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости.

-Определять положение звука в слове, делить слова на слоги, делать звуковой анализ слова «роза».

- Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух.

-Развивать связную речь (умение отвечать полным ответом).

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к окружающему миру.

Материалы и оборудование: 2 бумажных комарика, письмо, мяч, фишки красного, синего, зеленого цвета, набор картинок (ЗОНТ, КОРЗИНА, ЗЕБРА, ЗЕМЛЯНИКА, МЕДУЗА, ЗАМОК, ЗАБОР, АРБУЗ, КУКУРУЗА), рабочие тетради, ручка, простой карандаш, пазл «ЗВЕЗДА».

Предполагаемый результат: дети умеют выделять звук в слове и определять местоположение звука в слове, определяют, что звук З звонкий, может быть мягким и твёрдым.

Структура занятия

1.

Вводная часть

Сюрпризный момент

Игра «Поймай комарика»

5 мин

2.

Основная часть

-Знакомство со звуком

- игра «Поймай звук»

-игра «Четвёртый лишний»

-звуковой анализ слова «роза»

-физкультминутка

-знакомство с буквой

-прописывание буквы З

-игра «Определи место»

- игра «Собери пазл»

3.

Заключительная часть

Подведение итогов

Длительность занятия: 30 минут

Ход занятия

1.Водная часть.

( на ниточках висят комарики-один побольше, другой -поменьше)

Воспитатель: Утро начинается с сюрпризов. Как же попали в группу эти комарики? Очень странно. Ребята, какое сейчас время года? Что в это время делают насекомые? (выслушать ответы детей)

- Посмотрите, у комарика записка. Наверно, это для нас. (читает)

«Ребята, мы не успели найти себе на зиму убежище, очень замерзли и забыли свою песенку. Помогите нам вспомнить ее и найти местечко для зимовки.»

- Ребята, кто знает песенку комара? (З-з-з-з-з)

- А какую песенку будет петь маленький комарик? (зь-зь-зь-зь)

Воспитатель: Посмотрите на доску и назовите нарисованные на картинках предметы: ЗОНТ, КОРЗИНА, ЗЕБРА, ЗЕМЛЯНИКА, МЕДУЗА, ЗАМОК, ЗАБОР, АРБУЗ, КУКУРУЗА.

-Какой звук мы слышим в каждом слове?

Воспитатель: Правильно это звук З. Произнесите звук [З] и посмотрите как вы его произносите. Что происходит с губами, когда вы произносите звук [З]?

Дети: «Улыбаются».

Воспитатель: А язычок?

Дети: «Лежит у нижних зубов».

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, какой дует ветерок при произнесении звука.

Дети: Холодный.

Воспитатель: Молодцы, а сейчас мы с вами поиграем.

 Д/И «Поймай комара»

-Я буду произносить, разные звуки, слоги и слова в которых встречается звук [З]. Как только вы его услышите, хлопните в ладоши.

М - З - Р – З - К – Т – З …; МА – ЗА – СО – ЗО – ПО – ЗЫ – СИ – ЗИ …; ЗЕБРА – МАК – РЫБА – ЗАБОТ – ЗАМОК – НАСОС - ЗЕМЛЯНИКА - …. ;

-Молодцы вы замечательно справились с заданием. (Садятся за столы)

2. Основная часть

  • Знакомство со звуком

Воспитатель: 

Угадайте, что за шапка

Меха целая охапка

Шапка бегает в бору

У стволов грызет кору (зайка)

Лежит веревка

Шипит плутовка

Брать её опасно

Укусит. Ясно? (змея)

От дождя спасает

А сам намокает

Хотя намокает

Но не промокает (зонт)

- Какой первый звук в этих отгадках? (з)

 -Звук [З] – какой он?

Дети: согласный, твердый.

- Какой фишкой мы его обозначим?

Дети: Его мы будем обозначать фишкой синего цвета.

«Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнет перинки, над миром пушинки». (Зима).

- Звук [З’] –какой он? 

Дети: согласный, мягкий. Его мы обозначим фишкой зеленого цвета.

  • Игра «Поймай звук».

   Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук з, хлопните в ладошки, а если услышите звук зь – поднимите руку:

 закат, зима, коза, зеркало, резина, зубы, корзина, газон, звонок, зебра

  • «Четвертый лишний»

Назвать слово, в котором нет звука (з): роза, медуза, слеза, оса

  • Работа в тетради ЗАС

Воспитатель: Молодцы!  А теперь отгадайте загадку?

Как прекрасна королева –

королева всех цветов!

Но на стебле справа, слева –

ну, везде полно шипов!

Наклонять цветок не буду –

полюбуюсь им отсюда!

(роза)

(на доску повесить картинку розы)

Воспитатель: С помощью фишек сделайте звуковой анализ слова «роза». Постарайтесь работать самостоятельно. У доски работает Настя.

(по окончании работы предложить детям провести взаимопроверку- работа в парах)

  • Физкультминутка: «Комарики»

Прилетели комары,     (машут руками, передвигаясь по группе)

Как назойливы они,

Полетали, полетали,

Нас чуть-чуть не покусали.         (пальчик к носу)

Мы в ладоши хлопнули,              (хлопают)

Ножками притопнули.                 ( топают)

Испугались комары, улетели за дворы. ( присели, спрятались)

  • Знакомство с буквой «З»

Воспитатель: Посмотрите, вот буква «З». (Выставляется карточка с изображением буквы «З»).

- На что она похожа?

З не просто завитушка

 На эту букву посмотри,

З – пружинка, крендель, стружка

 Она совсем как цифра 3

-Ребята, этой буквой обозначаются звуки [з] и [з’]. Она состоит – из двух полуколец, соединённых между собой или двух неполных кругов.

  • Работа в тетради

Воспитатель: Найдите букву «З» в своей тетради. Проведите по ней пальчиком (обведите)

Напечатайте букву «З» в своих тетрадях. (следить за осанкой, моторикой рук)

- Наши пальчики устали, мы немного отдохнём.

  • Пальчиковая гимнастика «Замок»

Исходное положение: Ладони прижать друг к другу, пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

На двери висит замок,

(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять)

Кто его открыть бы смог?

Потянули!

(Пальцы - в замке, потянуть, не расцепляя)

Покрутили!

(Подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе)

Постучали!

(Пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга).

И открыли! (Расцепить пальцы).

  • Игра «Определи место»

Воспитатель: Приглашаю вас поиграть в игру «Определи место».

Правила таковы: я бросаю мяч по очереди и называю слово, в котором есть звук З, вам нужно определить место звука в слове – в начале, середине или в конце и бросить мяч обратно.

  • Игра «Собери пазл»

Воспитатель:  Ребята, вы любите собирать пазлы?(да)

-Собирать картинку нужно всем вместе, дружно и тогда нас точно ждет успех. Вы согласны? (коллективная работа детей)

- Что у нас получилось? (звезда)

- Есть ли в слове звезда буква, с которой мы сегодня познакомились?

-Сколько слогов в слове звезда? (два)

-Звезда, которую вы выложили - необычная звезда, она путеводная. Уважаемые комарики, мы сегодня с ребятами по-разному старались напомнить вам о том, какую песенку вы поете, когда летаете, а эта путеводная звезда укажет вам путь к месту, где вы сможете провести холодную зиму.

3. Заключительная часть

-Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились благодаря комарикам?

- А с какой буквой?

-Важно ли то, что мы узнали?

-Как вам это пригодится в жизни?

-Что было самым трудным? Почему?

Письмо

«Ребята, мы не успели найти себе на зиму убежище, очень замерзли и забыли свою песенку. Помогите нам вспомнить ее и найти местечко для зимовки.»

                           

               

           

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"

Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...