"Звук и буква С"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Конспект занятия по обучению чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bkva_s.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:Познакомить со звуками [с] и буквой «С».

Задачи:

1. Обучающие:

-закрепить понятия «согласный звук», «гласный звук»;

- продолжать закреплять навыки звукового анализа;

- познакомить с буквой «С»;

- уточнить и закрепить правильное произношение звука [с];

- учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении).

2. Развивающие:

-автоматизировать у детей звуки «С» в слогах, словах;

- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

-развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, память, внимание, мышление.

3. Воспитательные:

- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;

- воспитывать у детей самоконтроль за речью;

- воспитывать навыки общения в игре и на занятии.

Интеграция образовательных областей:речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа:игра «Найди место звука в слове», физкультминутка «Ели за окном стоят…», игра «Поймай звук».

Словарная работа:гласные, согласные, твердые звуки.

Методические приёмы:

Словесные  – беседа, рассказ, вопросы воспитателя;

Наглядные – рассматривание  буквы «С»;

Игровые – игра «Доскажи словечко», игра «Поймай звук «С».

Практические – прописывание буквы «С» в прописях.

Материал и оборудование:доска,прописи, простые карандаши, воздушный шар, изображение буквы «С».

Ход занятия:

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руки,

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Воспитатель: дети, давайте с вами вспомним, чем отличаются звуки от букв?

Дети:звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

Воспитатель:какие бывают звуки?

Дети: гласные, согласные.

Воспитатель:какие звуки называются гласными? 

Дети:звуки, которые можно долго тянуть, пропеть, при этом во рту не образуется преграды.

Воспитатель:С какими гласными звуками мы с вами уже познакомились?

Дети:А, О, У, И.

Воспитатель:каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Дети:красным.

Воспитатель:какие звуки называются согласными?

Дети: звуки, при произнесении которых воздух встречает препятствие – губы, зубы.

Воспитатель:с какими согласными звуками мы с вами уже знакомы? 

Дети:М, Т, К, Х.

Воспитатель:Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки?

Дети:синим.

Воспитатель:дети, давайте произнесем вместе речевую зарядку. И попробуем догадаться с каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся.

Артикуляционная гимнастика.

СА – СА – СА

СО – СО – СО

СУ – СУ – СУ

УСЬ – УСЬ – УСЬ

Воспитатель: ребята, какой звук чаще встречался в этих слогах?

Дети: «С»

Воспитатель: сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой «С».

«С» – от бублика кусок,

Кто-то съел в нём правый бок.

На снегу подковы след.

«С» — сверкает силуэт.

Из веревочки кольцо

Послужило нам для О,

А для «С» теперь возьмем

Колечко справа разомкнем.

На что похожа буква «С»? Показ буквы «С» на доске.

Дети:крючок, подкову, луну, накусок сушки, баранки.

Воспитатель: давайте пропишем  букву «С» пальцем в воздухе.Дети прописывают.

Фонематическая зарядка.

Воспитатель: когда воздушный шарик начинает сдуваться, воздух из него выходит так[с – с – с] (произносить отрывисто). Давайте все вместе произнесем (дети произносят).

Артикуляция звука.

Воспитатель:обратите внимание, что, когда мы произносим звук «С» наши губы растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки. Давайте проверим, какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук «С», теплая или холодная? Подставьте ладошку.

Дети:холодная струя воздуха.

Характеристика звука «С».

Воспитатель:Звук «С» гласный или согласный? Как вы определили?

Дети:согласный, воздух встречает препятствие - зубы.

Воспитатель:каким цветом мы будем обозначать звук «С»? 

Дети:синим.

Игра «Поймай звук «С».

Воспитатель:нужнохлопнуть в ладоши, когда услышите звук «С»:

а, у, с, з, и, с, о, м, с;

за, та, су, ми, со, ма, са;

нос, дым, сом, дом, собака, мыши, усы …

Физкультминутка.

Ели за окном стоят,

В небо синее глядят. (Потягивания — руки вверх.)

Ветки в стороны торчат, (Потягивания — руки вперёд.)

Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)

Мы под ёлками сидим

И на белочек глядим. (Присели.)

Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)

Но утихла злая вьюга,

Белой стала вся округа. (Потягивания — руки в стороны.)

Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки вверх.)

Скачет по полю лиса. (Прыжки.)

Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба.)

И домой к себе вернёмся. (Дети садятся.)

Игра «Доскажи словечко»

но.. (с); абрико.. (с); подно.. (с);

ква.. (с); анана.. (с);

ле.. (с); автобу.. (с);

Игра «Найди место звука в слове».

Звук  «С»стоит в начале слова:

(Собака, стол, сыр, сова, сын, свет, соболь, слива, сушка, сухари).

Звук «С» стоит в середине слова:

(Весы, бусы, волосы, косы, паруса, крыса, носы).

Звук «С» стоит в конце слова:

(Волос, парус, нос, поднос, автобус, абрикос, ананас, лес, квас).

Воспитатель:для того, чтобы лучше запомнить букву «С» мы ее пропишем в прописях.

Продуктивная деятельность.

Дети прописывают букву «С» в прописях. Воспитатель следит за осанкой детей и тем, как дети держат простые карандаши. Помогает тем детям, которым нужна помощь.

Воспитатель:вы справились со всеми заданиями. С каким звуком и буквой буквы мы сегодня познакомились?

Дети:со звуком и буквой «С»

Воспитатель:дайте характеристику этому звуку?

Дети:согласный и обозначается синим цветом.

Список использованной литературы:

  1. Журова Л. Е. Обучение дошкольников грамоте. — М. : «Школа-Пресс», 1998. — 142 с.
  2. Е. Агранович Преодоление недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб«Детство-Пресс»,2007.
  3. З. Е. Агранович Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей, - СПб«Детство-Пресс»,2004.
  4. Н. В. Дурова Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2000
  5. Е. В. Колесникова Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М: ЮВЕНТА. 2003.
  6. А. В. Кочергина Учим азбуку, играя. - М«5 за знания»,2007.
  7. Ю. А. Вакуленко Азбука-читалочка. - Волгоград«Учитель», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....