"Звук Ль. Буква Л"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Ольга Ивановна Уварова

Цель занятия:  познакомить со звуком [Ль]  и буквой Л; научить детей правильно произносить звук [Ль] в различных формах речевой деятельности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

познакомить детей со звуком Ль и буквой Л;

-  научить характеризовать звук Ль по акусти­ческим и артикуляционным признакам.

Коррекционно-развивающие:

развивать у детей фонематические процессы;

-  упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов и в делении слов на слоги;

- упражнять в выделении звука Ль в начале, середине и конце слов.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей аккуратность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_l._bukva_l.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук Ль. Буква Л»

Цель занятия:  познакомить со звуком [Ль]  и буквой Л; научить детей правильно произносить звук [Ль] в различных формах речевой деятельности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-  познакомить детей со звуком Ль и буквой Л;

-  научить характеризовать звук Ль по акустическим и артикуляционным признакам.

Коррекционно-развивающие:

-  развивать у детей фонематические процессы;

-  упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов и в делении слов на слоги;

- упражнять в выделении звука Ль в начале, середине и конце слов.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей аккуратность.

Оборудование:  зеркала,   картинка для  звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ль; буква Л, дидактическое  пособие   «Согласный  звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.

Ход занятия

1.   Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня по дороге в детский сад я встретила почтальона и он передал мне письмо. Вам интересно, что в нем? (да) Пишет письмо Незнайка и просит нас о помощи. Ему в школе дали домашнее задание и он затрудняется в его выполнении. Поможем ему? (да) В конверте лежат загадки, нам нужно их отгадать и сказать какой звук объединяет все слова- отгадки. А еще Незнайка хочет, чтобы вы рассказали ему всё, что знаете об этом звуке.

  1. Все ступеньки собрались,

Вверх под крышу поднялись.  (Лестница).

  1. Грива есть, но он не конь.

Нет копыт, а есть клыки

И на лапах коготки. (Лев). 

  1. Очень яркий,

Желтый-желтый,

            Кислый-кислый,

Но такой полезный друг,

Простуду лечит на испуг. (Лимон). 

Логопед: Ребята, с какого звука начинаются слова:  лестница, лимон, лев?  (дети рассматривают картинки)

Дети: со звука Ль. (индивидуальные ответы).

Логопед: Правильно, сегодня на занятии мы познакомимся со звуком Ль и поможем Незнайке выполнить его задания, но сначала немного разомнемся.

2.   Массаж лица.

Поглаживание,   пощипывание,   постукивание, зигзагообразные движения (по общим правилам).

3.   Развитие мимических мышц.

У Валюши и Ванюши

Щеки, словно шар воздушный.

Надуть щеки.

А у Пети и у Гали —

Худенькими щеки стали.

Втянуть щеки.

Рассердились Петя, Галя,

Сильно брови хмурить стали.

Нахмурить брови.

4.   Развитие артикуляционной моторики.

- Спокойное открывание и закрывание рта.

- Поднимание верхней губы (видны верхние зубы), опускание нижней губы (видны нижние зубы).

- «Лошадки». «Грибок».

5.   Работа над развитием дыхания и голоса.

Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания.

Работа над голосом: самолет летит близко (громко), далеко (тихо).

6. Объявление темы занятия.

Логопед: Посмотрите на картинку, которая находится на слайде. А теперь представьте, что мы летим на этом маленьком самолете. Вот как гудит его мотор: ль-ль-ль. Повторите этот звук вместе со мной.

7.   Акустико-артикуляционный образ звука. 

Логопед: Произнесите звук Ль все вместе. А теперь ты Ваня, а теперь Ангелина. И т.д.

Дети произносят звук Ль, наблюдают за артикуляцией в зеркале и вместе с логопедом проводят подробный акустико-артикуляционный анализ: Давайте вместе произнесем звук (Ль). Слегка приоткрываем рот, язычок поднимается наверх и упирается в небо. Давайте все вместе произнесем, но сначала язычок должен найти место наверху, на потолке домика и остановиться. (дети произносят звук Ль).                                                                              

Логопед: Мы  можем пропеть звук (Ль)?                                                        

Дети: Нет, не можем, мешает язык.  (индивидуальные ответы)                                           

 Логопед: Какой звук (Ль) гласный или согласный?                                                 

Дети: Согласный. (индивидуальные ответы).                                                              

Логопед: Звук (Ль) твердый или мягкий ?

Дети: Звук Ль мягкий, произносится мягко.(индивидуальные   ответы).

Логопед: Давайте приложим пальчики к горлышку и произнесем звук Ль, посмотрим дрожит, звенит ли горлышко.          

Дети: Да, дрожит, значит звук (Ль) звонкий?

Логопед:Да, этот звук звонкий. Для характеристики используется пособие «Согласный звук». Повторение характеристики звука несколькими детьми.

8. Связь звуков и буквы.

Логопед: Ребята! Звук Ль живет в домике под названием «Буква Л». (Демонстрация буквы Л.) Рассмотрите букву и напишите ее пальчиком: сначала на столе, а затем в воздухе.

«Л» на крышу так похожа,

Да и на стремянку тоже,

Я скажу вам по секрету,

Очень любит буква лето.

9. Развитие фонематического слуха. Какое слово получится, если заменить первый звук в слове на   звук [Ль]. Я буду называть слово, а вы замените первый звук  в этом слове и проговорите слово целиком.

Рис-лис, тень-лень, вес-лес, вещь-лещ, тик-лик, зев-лев, тюк-люк, пить-лить, синька-линька, кипа-липа, Вика-Лика.

10. Физкультминутка. «Как живёшь?» Выполнение движений по тексту стихотворения.

Логопед:  Дети, я читаю стихотворение, а вы смотрите на меня и повторяйте все действия за мной со словами: « Вот так!»

           – Как живёшь?      (большой палец отогнуть вверх, остальные в кулак)

           – Вот так!

           – Как плывёшь?    (изобразить плывущего)

           – Вот так!

           – Как бежишь?      (изобразить бегущего человека)

           – Вот так!

           – Вдаль глядишь? (руки к глазам – вглядываясь вдаль)

           – Вот так!

           – Ждешь обед?      (погладить животик)

           – Вот так!

           – Машешь вслед?  (помахать рукой)

           – Вот так!

           – А как спишь?      (изобразить спящего)

           – Вот так!

           – А шалишь?          (надуть щёки и кулачками хлопнуть по ним)

           – Вот так!

11. Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слога ЛИ. Логопед произносит слог ЛИ и просит детей ответить на вопросы;

-Сколько звуков вы слышите?

- Назовите первый звук. Какой он, каким цветом мы его обозначим?

-Назовите второй звук. Какой он, каким цветом мы его обозначим?

Далее дети выкладывают схему этого слога из цветных фишек и объясняют, почему данные звуки обозначаются именно этими цветами.

12. Закрепление звука в словах.

Определение места звука в словах лес, портфель, картофель, лимон и т.д. (с использованием дидактического пособия «Домик»). Деление слов на слоги.

13. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений со словами из предыдущего задания. Дети составляют и подсчитывают, сколько слов в каждом предложении, а затем рисуют на доске схемы этих предложений.

14. Итог занятия.

Логопед: С каким звуком познакомились? Какой это звук? Почему он согласный?

Молодцы ребята, мы с вами отгадали загадки Незнайки, выяснили какой звук объединяет слова- отгадки. Познакомились с этим звуком и теперь все, что мы знаем об этом звуке можем рассказать Незнайке, отправив электронное письмо.

15. Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....