Конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: "Знакомство со звуком и буквой У".
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Капралова Наталья Юрьевна

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_bukvoy_u.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

Конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему:

"Знакомство со звуком и буквой У".

Воспитатель:

Капралова Н.Ю.

Конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему:

"Знакомство со звуком и буквой У".

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов;

Задачи: Продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»;

выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале слова; в словах из текста;

закрепление понятий «звук», «слово»;

продолжить знакомство с буквой «У», закрепление понятия «буква».

Оборудование: зеркала, предметные картинки: красный домик; буква У большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога и буквы У к этим полоскам; красивая коробочка, картинки или предметы: утюг, утенок, удочка, улитка, утка.

Планируемые результаты:

Знать: как выглядит буква «у», «У».

Уметь: произносить букву «у», отличать эту букву от других букв.

Ход занятия. Организационный момент.

1. Педагог предлагает сесть на свои места детям, назвавшим любой звук.

2. Основная часть.

 Во-ль: Ребята, эту куклу зовут Уля. Как зовут нашу куклу? (Уля).

- Какой первый звук вы услышали в слове Уля? (звук У).

-  Где мы можем услышать звук У?

- Кто воет: У-у-у! (Волк) Молодцы.

- А как воет маленький волчонок? (у-у-у!- тоненьким голоском, тихо).

- А как же получается звук у, как мы его с вами произносим?

Во-ль: Посмотрите в зеркало – губы вытянулись и сделали маленький кружок; положите руку на горлышко и произнесите звук у – горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает. Звук у – гласный звук, потому что его можно пропеть.

- Спойте этот звук еще раз. Гласные звуки обозначаем красным цветом.

 - Где живут гласные звуки и буквы? Правильно, вот в этом красном домике.

Педагог показывает детям красный домик и красный кружок.

Нажмите пальчиком на кружочек, оживите его.

- Сегодня мы будем произносить много слов со звуком У.

3. Игра «Поймай звук».

Во-ль: А сейчас мы с вами будем ловить звук у ладошками.

- Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук у – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.   У-а-у-и-у-о-и-у-а-ы-у-о-у…

Если дети ошибаются, объясняем еще раз и еще раз играем.

4. Загадки.

Во-ль: Уля принесла вам красивую коробочку. В ней – картинки и предметы.

Отгадайте загадки и вы узнаете. Что в коробочке.

Что это у Галочки? Ниточка на палочке.

Палочка в руке, ниточка в реке. (Удочка).    Выставляется картинка.

Чем мы ловим рыбу? (Удочкой).

- Где вы услышали звук У – в начале, в середине или в конце слова?

Дети: В начале слова.

Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова.

Во-ль: Слушайте другую загадку:

«Сама ползет, на себе дом везет». Это… (улитка). Выставляется картинка. 

У кого глаза на ногах, а дом на спине? (у улитки).

Покажите пальчиками. Как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове «улитка»? (Звук У).

Во-ль: Слушайте еще одну загадку:

«Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка). Выставляется картинка. 

Покажите на полоске, где находится звук У?

Дети: В начале слова.

Во-ль: Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами).

-  У нее много… (утят). Сосчитайте, сколько их. (Три утенка, пять утят).

- Ребята, что вы сейчас мне подсказывали? (Слова). Вы подсказали много слов, и все они звучат по-разному. Какие слова вы сказали? (Утюг, утенок, ухо, улитка, утка ).

5.Динамическая пауза.

Он плывет по простыне, как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг электрический…(утюг).  Имитация работы с утюгом.

Чем вы гладите? (Утюгом).

Д/п «Паровоз».

6. Игра «Будь внимательным».

Во-ль: Предлагаю вам выбрать слова со звуком У из стихотворения:

Устала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

- В каких словах вы услышали звук У?

7. Буква У. Выставляется домик для гласных звуков и буква У.

Педагог знакомит детей с буквой.

Во-ль: Это – буква У.

Букву мы можем увидеть и написать, а звук – услышать и сказать.

Буква У будет жить в красном домике, потому что звук у – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом?

Дети: Красным.

Во-ль: У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

Пишем букву У большую и маленькую.

8.Итог. Подарим хозяйке красного домика слова со звуком У. 

Используя карточку, разделенную на з части, педагог ставит в ее начало букву У и предлагает детям догадаться – какое слово задумано.

Во-ль: Я буду произносить часть слова без звука У. Вы дополните его звуком У и скажите все слово._ казка, _ дав, _ лыбка, _ ченик, _ голок, _ кол.

Рефлексия.

Ребята с каким мы звуком и буквой познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему Знакомство с черепахой.Автор Садвакасова Асель Жоламановна -воспитатель старшей группы.

Занятие по знакомству детей дошкольного возраста с рептилиями ( черепахой), с использованием дидактического панно, кругов Эйлера и и видеосюжетов о жизни черепах...

Конспект занятия по развитию речи для детей 6-7 лет Тема:"Звуки и буквы"

Конспект занятия ,проведённого в  центре дополнительного образования "Творчество" г. Владикавказа...

Конспект занятия по развитию речи старшая группа на тему: "Звуковая культура речи. Звук (р) в словах.

Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р (изолированно, в чистоговорках, в словах)Задачи:Образовательные:Продолжать упражнять детей в различении слов, начинающихся со звука Р, ориент...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...