Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук [Л] и буква Л" "Лунтик в гостях у ребят"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Занятие направлено на совершенствование у дошкольников навыков звукослогового анализа и снтеза, равзвитие фонематических процессов. Может применяться для организации работы по автоматизации звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
по обучению грамоте
«Звук [Л] и буква Л».
Тема: «Лунтик в гостях у ребят»
Составила: учитель-логопед МАДОУ «Д/С № 26» г. Сатка
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза, совершенствование фонематических процессов. Автоматизация правильного звукопроизношения.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- обогащать, расширять и активизировать словарный запас по теме;
- систематизировать знания детей по темам: «Одежда, обувь, головные уборы», «Дикие и домашние животные», «Продукты питания»; «Птицы».
- продолжать учить образовывать однокоренные слова к слову «Луна»;,
- знакомить детей со звуком [л] и буквой Л;
- закреплять навык звуко-слогового анализа и синтеза слов; анализа предложений;
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух (закреплять навыки определения места звука в слове, определения порядка и количества звуков в слове;
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление.
- Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.
- Развивать навыки связной речи: совершенствовать умение составлять предложение по заданной теме, упражнять в понимании и толковании поговорок.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать навык самоконтроля за произношением поставленных звуков.
- Продолжать воспитывать умение выслушивать инструкцию педагога и ответы товарищей.
- Воспитывать умение анализировать свою деятельность, давать оценку своей деятельности.
Оборудование:
Демонстрационный материал: ноутбук, слайдовая презентация, мультимедиапроектор, экран, картинки с изображением шкафов с 1, 2-мя и 3-мя дверьми; наборное полотно или магнитный мольберт;
Раздаточный материал: индивидуальные зеркала по количеству детей, салфетки; наборы-контейнеры для звукослогового анализа, кассы букв по количеству детей; картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов, животных, птиц, содержащих в названиях звук [л];
Ход:
1. Орг. момент.
Загадка о Луне – слайд
2. Характеристика звука [л] (зеркала)
- С какого звука начинается слово «Луна»?
- как произносится этот звук? – слайд
3. Подбор однокоренных слов: ЛУННЫЙ свет, ЛУННАЯ дорожка, ЛУНИЩА, ПОЛНОЛУНИЕ, НОВОЛУНИЕ, ЛУНОХОД, ПРИЛУНИЛСЯ,
- Как назвать жителя Луны? ЛУНЯНИН. На Луне нет жителей. Но мы знаем одного сказочного персонажа, прилетевшего с Луны – ЛУНТИК. – слайд
- Лунтик свалился с Луны. Буквально, на самом деле. Но и люди иногда говорят: «Он будто с Луны свалился!». Когда так говорят? Что это значит? (объяснение смысла поговорки).
4. Проговаривание слогов со звуком [л]:
- Лунтик – инопланетянин. Наверное, на своей планете они разговаривают на инопланетянском языке. Лунтик предлагает нам попробовать выучить его язык. Слушайте и повторяйте:
ЛА – ЛЫ – ЛО ЛУ – ЛЫ-ЛУ
АЛ-ИЛ-ОЛ ЫЛ – ИЛ – ЫЛ
ПЛА – ПЛО – ПЛУ ПЛЫ – ПЛУ – ПЛА
СЛЫ – СЛУ – СЛЫ СЛУ – СЛА – СЛО
ВЛА – ВЛУ – ВЛА ВЛЫ – ВЛЫ – ВЛУ
ШЛУ – ШЛА – ШЛЫ ШЛА – ЩЛЫ – ШЛО
АШЛ – УШЛ – ИШЛ АКЛ – ОКЛ – ЫКЛ
5. Проговаривание звука [л] в словах. Развитие фонематического слуха:
А) ОДЕЖДА – слоговой анализ: слайд
- Лунтик, ребята могут рассказать тебе о нашей планете. Ты ведь ничего не знаешь. Расскажем?
Давайте покажем Лунтику, во что мы одеваемся. Назовём одежду, обувь и головные уборы.
- Найдите на картинках эти предметы. Одежда и обувь хранится в шкафах. Нужно разложить картинки в три шкафа. В этот – картинки, в названии которых один слог. В этот – в названии которых два слога. А в этот – три слога. – наборное плотно.
- А у меня водолазка. Подскажите мне, в какой шкаф положить эту картинку. (- Ни в какой, в слове 4 слога).
Б) ПРОДУКТЫ – составление из перепутанных слогов:
- Сейчас ребята назовут продукты, которые мы едим. Но слоги в их названиях перепутались. Отгадайте слова: - слайд
ЛАТ – СА, ВА – ХАЛ, ТИ – ЛА – ПА, КОЛ – СА – БА, СЛО – МА.
В) составление слова из первых звуков других слов – слайд
Лампа, Улей, Клоун = ЛУК
г) Определение места звука в слове – животные и птицы.
А теперь назовём животных и птиц. На верхнюю полоску поставьте картинки птиц, на среднюю – диких животных, на нижнюю – домашних животных. – наборное полотно.
- слайд «Светофор» - Лунтик спрашивает: «Зачем вам такой светофор?»
С помощью перевёрнутого светофора мы можем определить место звука [л] в слове. Покажите Лунтику: (в названиях ПТИЦ!).
6. Физминутка.
7. Проговаривание звука [л] в предложениях. Составление схемы предложения.
Расскажите Лунтику о животных. Он ничего о них не знает. Придумайте предложение о каком-то животном. Можно сказать о том, где живёт это животное, чем питается, какой у него внешний вид. (Дети составляют и называют предложения типа: «Волк живёт в логове», «У слона длинный хобот», и т.п.)
Составляется схема одного предложения по выбору детей или логопеда.
8. Лунтику нужно возвращаться, но он забыл, как называется его планета. Поможем ему. Составим схему этого слова. – слайд.
9. Ознакомление с буквой Л. Составление слова «Луна» из букв разрезной азбуки.
- Лунтик принёс нам букву звука [л]. Это буква называется «Эль», а говорится -ллллл-. Покажите эту букву пальчиками. Составьте из карандашей. Найдите её в кассах букв, достаньте и составьте слово «Луна».
10. - Лунтик в подарок ребятам принёс интересные картинки. В этих картинках спряталась буква Л. Найдите её. Возьмите любой фломастер, кроме красного и обведите все буквы, какие увидите.
11. ИТОГ.
- Лунтик улетел обратно на Луну. А мы остаёмся на планете Земля.
Вам понравилось помогать Лунтику? А какое задание особенно понравилось? Какое задание было трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"
Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группы. Буква Т и звук (Т)
Цель: Познакомить с буквой Тэ и Звук «Т», закрепить артикуляцию звука «Т».Коррекционно-образовательные задачи. Ознакомление с буквой Тэ и звуком [т]. Формирование умения находить ее среди других букв ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».
Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М. Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква П"
Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками П и Пь, с буквой П, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы. Буква Б и звуки Б-Бь. "Поможем Незнайке"
Конспект содержит материалы по дифференциации звуков Б-Бь в игровой форме...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Буква и звук "Б"»
Закрепить произношение гласных звуков;Познакомить детей с графическим образом буквы;Развитие способности называть слова с заданным звуком;Воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, усидчивос...
