Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук [Л] и буква Л" "Лунтик в гостях у ребят"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Прохорова Наталья Павловна

Занятие направлено на совершенствование у дошкольников навыков звукослогового анализа и снтеза, равзвитие фонематических процессов. Может применяться для организации работы по автоматизации звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gramota_zvuk_l_.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

с детьми подготовительной  группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

по обучению грамоте

«Звук [Л] и буква Л».

Тема: «Лунтик в гостях у ребят»

Составила: учитель-логопед МАДОУ «Д/С № 26» г. Сатка

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза, совершенствование  фонематических процессов. Автоматизация правильного звукопроизношения.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- обогащать, расширять и активизировать словарный запас по теме;

- систематизировать знания детей по темам: «Одежда, обувь, головные уборы», «Дикие и домашние животные», «Продукты питания»; «Птицы».

- продолжать учить образовывать однокоренные слова к слову «Луна»;,

- знакомить детей со звуком [л] и буквой Л;

- закреплять навык звуко-слогового анализа и синтеза слов; анализа предложений;

Коррекционно-развивающие:

- Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух (закреплять навыки определения места звука в слове, определения порядка и количества звуков в слове;

- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление.

- Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.

- Развивать навыки связной речи: совершенствовать умение составлять предложение по заданной теме, упражнять в понимании и толковании поговорок.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать навык самоконтроля за произношением поставленных звуков.

- Продолжать воспитывать умение выслушивать инструкцию педагога и ответы товарищей.

- Воспитывать умение анализировать свою деятельность, давать  оценку своей деятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал: ноутбук, слайдовая презентация, мультимедиапроектор, экран, картинки с изображением шкафов с 1, 2-мя и 3-мя дверьми; наборное полотно или магнитный мольберт;

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала по количеству детей, салфетки; наборы-контейнеры для звукослогового анализа, кассы букв по количеству детей; картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов, животных, птиц, содержащих в названиях звук [л];

Ход:

1. Орг. момент.

Загадка о Луне – слайд

2. Характеристика звука [л] (зеркала)

- С какого звука начинается слово «Луна»?

- как произносится этот звук? – слайд

3. Подбор однокоренных слов: ЛУННЫЙ свет, ЛУННАЯ дорожка, ЛУНИЩА, ПОЛНОЛУНИЕ, НОВОЛУНИЕ, ЛУНОХОД, ПРИЛУНИЛСЯ,

- Как назвать жителя Луны? ЛУНЯНИН. На Луне нет жителей. Но мы знаем одного сказочного персонажа, прилетевшего с Луны – ЛУНТИК. – слайд

- Лунтик свалился с Луны. Буквально, на самом деле. Но и люди иногда говорят: «Он будто с Луны свалился!». Когда так говорят? Что это значит? (объяснение смысла поговорки).

4. Проговаривание слогов со звуком [л]:

- Лунтик – инопланетянин. Наверное, на своей планете они разговаривают на инопланетянском языке. Лунтик предлагает нам попробовать выучить его язык. Слушайте и повторяйте:

ЛА – ЛЫ – ЛО       ЛУ – ЛЫ-ЛУ

АЛ-ИЛ-ОЛ            ЫЛ – ИЛ – ЫЛ

ПЛА – ПЛО – ПЛУ      ПЛЫ – ПЛУ – ПЛА

СЛЫ – СЛУ – СЛЫ     СЛУ – СЛА – СЛО

ВЛА – ВЛУ – ВЛА     ВЛЫ – ВЛЫ – ВЛУ

ШЛУ – ШЛА – ШЛЫ      ШЛА – ЩЛЫ – ШЛО

АШЛ – УШЛ – ИШЛ       АКЛ – ОКЛ – ЫКЛ

5. Проговаривание звука [л] в словах. Развитие фонематического слуха:

А) ОДЕЖДА – слоговой анализ:  слайд

- Лунтик, ребята могут рассказать тебе о нашей планете. Ты ведь ничего не знаешь. Расскажем?

Давайте покажем Лунтику, во что мы одеваемся. Назовём одежду, обувь и головные уборы.

- Найдите на картинках эти предметы. Одежда и обувь хранится в шкафах. Нужно разложить картинки в три шкафа. В этот – картинки, в названии которых один слог. В этот – в названии которых два слога. А в этот – три слога. – наборное плотно.

- А у меня водолазка. Подскажите мне, в какой шкаф положить эту картинку. (- Ни в какой, в слове 4 слога).

Б) ПРОДУКТЫ – составление из перепутанных слогов:

- Сейчас ребята назовут продукты, которые мы едим. Но слоги в их названиях перепутались. Отгадайте слова: - слайд

ЛАТ – СА,   ВА – ХАЛ,     ТИ – ЛА – ПА, КОЛ – СА – БА,   СЛО – МА.

В) составление слова из первых звуков других слов – слайд

Лампа, Улей, Клоун = ЛУК

г) Определение места звука в слове – животные и птицы.

А теперь назовём животных и птиц. На верхнюю полоску поставьте картинки птиц, на среднюю – диких животных, на нижнюю – домашних животных. – наборное полотно.

- слайд «Светофор» - Лунтик спрашивает: «Зачем вам такой светофор?»

С помощью перевёрнутого светофора мы можем определить место звука [л] в слове. Покажите Лунтику: (в названиях ПТИЦ!).

6. Физминутка.

7. Проговаривание звука [л] в предложениях. Составление схемы предложения.

Расскажите Лунтику о животных. Он ничего о них не знает. Придумайте предложение о каком-то животном. Можно сказать о том, где живёт это животное, чем питается, какой у него внешний вид. (Дети составляют и называют предложения типа: «Волк живёт в логове», «У слона длинный хобот»,  и т.п.)

Составляется схема одного предложения по выбору детей или логопеда.

8. Лунтику нужно возвращаться, но он забыл, как называется его планета. Поможем ему. Составим схему этого слова. – слайд.

9. Ознакомление с буквой Л. Составление слова «Луна» из букв разрезной азбуки.

- Лунтик принёс нам букву звука [л]. Это буква называется «Эль», а говорится -ллллл-. Покажите эту букву пальчиками. Составьте из карандашей. Найдите её в кассах букв, достаньте и составьте слово «Луна».

10. - Лунтик в подарок ребятам принёс интересные картинки. В этих картинках спряталась буква Л. Найдите её. Возьмите любой фломастер, кроме красного и обведите все буквы, какие увидите.

11. ИТОГ.

 - Лунтик улетел обратно на Луну. А мы остаёмся на планете Земля.

Вам понравилось помогать Лунтику? А какое задание особенно понравилось? Какое задание было трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группы. Буква Т и звук (Т)

Цель: Познакомить с буквой Тэ и Звук «Т», закрепить артикуляцию звука «Т».Коррекционно-образовательные задачи. Ознакомление с буквой Тэ и звуком [т]. Формирование умения находить ее среди других букв ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».

Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М. Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква П"

Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками П и Пь, с буквой П, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Буква и звук "Б"»

Закрепить произношение гласных звуков;Познакомить детей с графическим образом буквы;Развитие способности называть слова с заданным звуком;Воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, усидчивос...