Открытое занятие по обучению грамоте с ИКТ "Путешествие в Страну Азбуки"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Орлова Татьяна Юрьевна

Открытое занятие по обучению грамоте с ИКТ "Путешествие в Страну Азбуки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_orlova_t.yu_.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка развивающего занятия

по подготовке к обучению грамоте

Тема: «Путешествие в Страну Азбуки» (с использованием ИКТ)

Возраст детей: 6 лет.

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи: 

Образовательные:
Закрепить знания детей о буквах и звуках, умение различать гласные и согласные звуки.

• Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове, выделять звук в начале, середине и в конце слова.
• Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.
Развивающие:
• Развивать зрительное восприятие, внимание, память, умение находить ошибку в тексте.
• Развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка.
• Закреплять умение понимать учебную задачу, выполнять её.
• Обеспечивать двигательную активность детей для повышения умственной работоспособности детей.
Воспитательные:
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, активность и самостоятельность.
• Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила;
• Желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально -коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Методы и приёмы: игровой приём,  скороговорки, артикуляционная гимнастика, анализ слов, физкультминутка.

Предварительная работа: игры по обучению грамоте: «Найди букву», «Подбери звуковую схему», «Найди место звука в слове» и др.; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.

План занятия:

1.Вводная часть: организационный момент. Гимнастика для язычка.

2. Основная часть. Физкультминутка.

3. Заключительная часть: оценка проделанной работы. Рефлексия.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Вводная часть: организационный момент СЛАЙД 1

Дети заходят в группу, встают полукругом.
Воспитатель: Приветствие: Ребята, посмотрите, к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.      

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

Улыбнёмся мы друзьям,

Улыбнёмся мы гостям.

На занятии не зевать,

На все вопросы отвечать.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, чётко говорим,

Потому что не спешим.

Воспитатель: Это стихотворение о том, что нужно стараться говорить красиво и правильно. Этому мы учимся на наших занятиях по обучению грамоте.

Дети садятся.

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам в группу пришло необычное электронное письмо. Давайте прочитаем его.    СЛАЙД 2

«Здравствуйте ребята, группы «Теремок»!

Я Королева Азбуки! Сегодня я приглашаю вас в гости, в свою Страну Азбуку! Я знаю, что вы скоро пойдёте в школу, и мне так хочется узнать, чему вы научились на занятиях по обучению грамоте. В моей стране вас ждут интересные задания, которые вам будут задавать мои помощники и которые вы должны выполнить. Я надеюсь, что вы обязательно справитесь. За каждое правильно выполненное задание вы получите букву, а потом из этих букв составите волшебное слово. Желаю вам удачи!"

Воспитатель: Ну что, ребята, вы готовы отправится в Страну Азбуки?  

А чтобы было легче выполнять задания, давайте сделаем весёлую гимнастику для наших губ и язычка.   СЛАЙД 3

 Мы наш ротик разминаем

И к зарядке приступаем

Если выполним зарядку

Звуки будут все в порядке.

Губки улыбаются

Зарядка начинается….

СЛАЙД 4     «Качели»

- Эх, раз! Еще раз!

Мы качаемся сейчас

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

Приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт раз – два, кончик языка поочерёдно упирается сначала в верхние, а потом в нижние зубы (внутренней стороны). Челюсть не двигать.

СЛАЙД 5    «Накажем непослушный язычок»

На губу язык кладу,

Пя - пя - пя произношу,

Мышцы расслабляются,

Лопатка получается.

Ты лопаточку держи,

До пяти, до десяти…

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки: «па-па-па», а потом покусать зубами: «пя-пя-пя».

СЛАЙД 6    «Почистим верхние зубки»

Чищу зубы чисто, чисто

И снаружи, и внутри

Я хочу, чтобы всегда

Были белые они.

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть (глубокий вдох и выдох)

Покрутили головой,

И усталость вся долой.

2.Основная часть

Воспитатель: Молодцы! Ну, а теперь мы можем отправляться в путь!  У нас есть волшебный экран, который поможет нам оказаться в Стране Азбуки. Закрываем глаза и произносим слова: «Раз-два-три в Страну Азбуки нас веди!»  СЛАЙД 7

Воспитатель: Вот мы и попали в Страну Азбуки, где живёт сама Королева Азбуки и множество её помощников, с которыми мы увидимся в процессе занятия.

Воспитатель:  Подумайте и скажите, чем отличаются звуки от букв?

Дети: звуки – мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим.

Воспитатель: На какие две группы делятся звуки? 

Дети: Гласные и согласные звуки.

Воспитатель: А чем отличаются гласные звуки от согласных, нам Даша и Арсений расскажут стихотворения. Арсений, расскажи нам, пожалуйста, стихотворение о гласных звуках.

Гласные тянутся в песенке плавной.
Могут заплакать и закричать,
Но не желают свистеть и рычать.

Воспитатель: Правильно, звуки мы называем гласными, которые тянутся, поются, воздух при их произношении проходит свободно.  СЛАЙД 8  Давайте некоторые произнесём.

Воспитатель: А Даша нам расскажет стихотворение о согласных звуках:

А согласные – согласны:
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть, но не могут они петь.

Воспитатель: Согласными мы называем те звуки, при произношении которых

нам мешают губы, зубы, язык  СЛАЙД 9
Воспитатель: СЛАЙД 10 А вот и первое задание от Феи Динь - Динь, помощницы Королевы Азбуки "Определи какой это звук? Для этого вам нужно пройти и сесть за столы. Давайте договоримся, каким цветом мы будем отмечать звуки. Гласные звуки - красным цветом, а согласные - синим.
- Я вам буду показывать слайды с картинками. Вы должны этот звук узнать и определить, к какой группе он относится, к гласным или согласным, подняв соответствующую карточку.СЛАЙДЫ 11,12,13,14,15,16,17

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием СЛАЙД 18 «Буква Ш»

 (появляется на экране буква Ш). А вот и первая заработанная буква - Ш (раздаю всем детям букву Ш)

Воспитатель: СЛАЙД 19 Мудрая тётушка Сова приготовила следующее задание, с которым я думаю,  вы обязательно справитесь «ПОЙМАЙ ЗВУК» 

- Я буду называть вам слово, если в этом слове есть звук Л или ЛЬ – мы хлопаем в ладоши, если в слове нет этого звука, никаких действий мы не выполняем.

Будьте внимательны! Звук может стоять в начале, середине или в конце слова.

(ЛАМПА, НОСКИ, ВИЛКА, МИР, ЛЕЙКА, БОКАЛ,

ПОЛКА, НИТКА, БУЛКА,  КОШКА,  ДЕВОЧКА,    ПЕНАЛ, МАРТ) – спрашивать у детей, где стоит звук. Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились СЛАЙД 20 «Буква К» (появляется на экране буква К) и получаем следующую букву - К (раздаю всем детям букву К)

Воспитатель: СЛАЙД 21 Сейчас давайте отдохнём, Весёлый Панда приготовил для вас разминку (выходим на ковёр) 

 Физкультминутка «В школу осенью пойду»   СЛАЙД 22

В школу осенью пойду (дети шагают на месте)

Там друзей себе найду (дети здороваются друг с другом)

Научусь читать, писать (наклоны головы в сторону)

Быстро правильно считать (поочерёдно загибают пальцы)

Я таки ученым буду, (руки вверх)

Что свой садик не забуду. (обнимают себя)

Хоть зарядка коротка, (наклоны влево, вправо)

Отдохнули мы слегка.

Воспитатель: ну что, отдохнули? Тогда продолжаем наше путешествие. СЛАЙД 23 

А сейчас задание от Незнайки, помощника Королевы Азбуки. Нам нужно быть очень внимательными, ведь он ведь всегда всё путает. Вот и задание предлагает он нам «Звуки потерялись». Давайте исправим ошибки и всё расставим на свои места. 

 «Звуки потерялись»  СЛАЙД 24
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом,
И — хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква - озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.

СЛАЙД 25
На глазах у детворы
Крысу красят маляры (крышу).

СЛАЙД 26
Мы собирали васильки.
На головах у нас — щенки (венки).

СЛАЙД 27

На пожелтевшую траву

Роняет лев сою листву (лес).
СЛАЙД 28

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села (дочками).
СЛАЙД 29

Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы постарались, все звуки расставили на свои места и получаете следующую букву О. СЛАЙД 30 «Буква О» (появляется на экране буква О) (раздаю всем детям букву О)

Воспитатель: Ну что ж, ребята, вы очень хорошо работаете, и мы видим следующее задание на экране "Составь по схемам предложение" СЛАЙД 31

У Королевы Азбуки

Помощников не счесть

Средь них один чудесный Гномик есть

Он задание со схемами в подарок вам принёс

Вы ж проявите своё умение

Составьте со словами предложения!

 СЛАЙД 32  Воспитатель: Что вы видите на экране? (схемы предложений)

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей). 
Правильно, осень. СЛАЙД 33 

Воспитатель: Учёный гном просит, чтобы вы составили предложения со словом «ОСЕНЬ». Но прежде чем начать, давайте вспомним, что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые связаны по смыслу или дружат между собой)  

Наша речь состоит из предложений.

Какие бывают предложения? (Простые и сложные) 

Что означает горизонтальная чёрточка? (слово). Что означает вертикальная чёрточка? (начало предложения и пишется с заглавной буквы). 

Что ставим в конце предложения? (точка, восклицательный, вопросительный знак). 

 Воспитатель: Я вам сейчас раздам карточки с картинками, а вы по схеме должны составить предложения со словом «Осень». Дети составляют.

Воспитатель Молодцы, ребята! И с этим заданием справились и получаете следующую букву - букву Л. СЛАЙД 34 "Буква Л" (раздаю всем букву Л)

Воспитатель: И последнее задание от Королевы Азбуки «Повтори скороговорку» СЛАЙД 35 Она очень любит скороговорки, потому, что они помогают  красиво и правильно говорить. СЛАЙД 36

Дети шумною толпой,

После школы шли домой.

Может шли, а может нет,

Торопились на обед.

Давайте произнесём скороговорку, нужно постараться быстро и четко произносить слова. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).

Воспитатель:  Молодцы ребята! Королева Азбуки дарит вам последнюю букву-букву А  СЛАЙД 37 Буква "А" (раздаю всем букву А)

Воспитатель: Ребята, мы собрали все буквы, а теперь давайте из этих букв составим слово (за столами дети из полученных букв составляют слово ШКОЛА).

СЛАЙД 38 "ШКОЛА"

Воспитатель: Сколько букв в слове «ШКОЛА»? Сколько звуков? (5 букв и 5 звуков)

Сколько слогов? (2 слога «ШКО - ЛА»)

Молодцы ребята! Ну, вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Азбуки, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глаза и произнесём слова: «Раз-два-три в группу нашу нас веди!»

Заключительная часть: оценка проделанной работы. Рефлексия.

Воспитатель: Вам понравилось путешествовать по стране Азбуки?

Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

Что вызвало трудности?

Ребята, Королеве Страны Азбуки и всем её жителям понравилось, как вы выполнили все задания, и вам за это от них сюрприз.  

СЛАЙД 39   Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"

Конспектоткрытого занятия по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Знаний»Программное содержание:Закрепить умение определять местоположения звука в слове;Упраж...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием ИКТ Тема: «Животные жарких стран в цирке» (в рамках реализации плана по преемственности детского сада и начальной школы)

Активизировать словарь по теме: “Животные жарких стран”. Продолжать учить различать гласные, согласные твердые мягкие звуки.Совершенствовать умение находить слова с заданным звуком, делить слова ...

Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Знаний»

Программное содержание: • Закрепить умение определять местоположения звука в слове; • Упражнять в звуковом анализе слов; • Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков; • Закрепить понят...

Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Знаний» (с использованием ИКТ)

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Путешествие в Страну Знаний" (с использованием ИКТ)....

Методическая разработка фронтального открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие в страну знаний»

Обучение звуковому  анализу и синтезу слов; развитие графомоторных навыков и зрительного внимания....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Страну Знаний"

Программное содержание конспекта открытого занятия по обучению грамоте:·        Закрепить умение определять местоположения звука в слове;·...

Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте на тему «Путешествие в Страну Знаний»

Закрепить умение определять местоположения звука в слове....