Звук и буква Ш
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Лобарева Надежда Ивановна

Конспект занятие в рамках работы кружка по дополнительному образованию для детей с ОНР .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_sh._bukva_shsh.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук и буква Ш»

Цель: Знакомство со звуком Ш и буквой «Ш ш»

Ход ООД:

Разминка:

- Какое сейчас время года? (зима)

-Назовите, какая может быть зима? (суровая, холодная, лютая, светлая, морозная, ветреная, снежная, долгая, серебристая, белоснежная, волшебная…)

-Что может быть зимним? (вечер, день, ветер, мороз…)

-Из чего состоит наша речь? (из слов)

- Из чего состоят наши слова? (из звуков)

- Какие бывают звуки? (гласные, согласные)

-Что вы можете сказать о звуке? (слышим, произносим)

-Что вы можете сказать о букве? (видим, пишем, читаем)

1. Фонетическая зарядка

1. Как шипит змея?  (Ш-ш-ш)

2. Как шипит гусь?  (Ш-ш-ш)

3. Как зовут смешного человека из английской народной песенки, который похож на яйцо? (Шалтай - Болтай).

4. Что надеваем мы зимой, чтобы не замерзнуть? Какие теплые вещи? (Шубу, шапку, шарф).

-. Какой звук вы слышите в начале этих слов (звук Ш)

2. Знакомство со звуком Ш.

2.1 Артикуляция (с зеркалами)

- Давайте правильно произнесем звук Ш. Когда мы произносим звук Ш, мы:

- губки округляем и слегка вытягиваем вперед;

- широкий язычок наверху образует «чашечку»;

- теплая воздушная струя идет по центру язычка

2.2 Характеристика звука Ш

- Когда мы произносим звук Ш, воздух свободно выходит изо рта или встречает преграду?

Значит, этот звук какой? (согласный, язычок создает преграду воздуху)

- голосок «звенит» или «молчит», какой это звук? (глухой, произносим без голоса)

Какой звук Ш? согласный и глухой, всегда твердый.

Каким цветом мы его обозначим? Правильно, синим.

2.3. Я расскажу вам историю о звуке Ш:

Звук Ш долго искал, где бы ему поселиться. Наконец он решил устроиться у маленького лесного болотца, в камышах. – Я с удовольствием помогу им шуршать, - подумал звук Ш.

Он сделала домик у лесного болотца. При каждом дуновении ветерка камыши начинали шевелить листочками и шёпотом пересказывать друг другу последние новости. А звук Ш старался им помогать. Он даже научился рассказывать особые, шелестящие и шуршащие сказки. Занимательные сказки звука Ш стали популярны среди обитателей страны Азбуки. Когда ветер стихал и в воздухе воцарялся покой, мышки первыми спешили прибежать к камышам и послушать сказки, которые свивает из тишины и тихонько нашёптывает благодарным слушателям звук Ш.

На что еще похож это звук? (шипит змея, гусь, шуршат листья, шумит ветер).

2.4. Игра «Пойиай звук Ш».

- Давайте попробуем определить на слух звук Ш. Я буду произносить разные звуки, а вы, как только услышите звук Ш, хлопните в ладоши:

Ш…  К… Ш… Х… Ш… Ш… П… Ш…Т…Ш…

-В слогах: ша, ма, хо аш, ош, ох, шу, му, уш

-В словах (снег, малыш, мясо, шуба, стена, ландыш, вышка, забор, пышка, сова, кошка, бусы, мошка, ватрушка, камыши).

ПУШКА     МОРОЗ     КАРАНДАШ     ШАШЛЫК     ШТОРЫ    

ШУТ   КОШКА ЧЕМОДАН      ШКОЛА     ШТУРВАЛ   КОРОВА

2.5. Назовите имена со звуком «ш»: (Саша, Маша,Даша, Паша, Наташа, Андрюша, Танюша, Валюша)

Физминутка Выполним упражнения про кошку:

Вот окошко распахнулось, (разводят руки в стороны.)

Кошка вышла на карниз. (имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)

Посмотрела кошка вверх. (голову подняли вверх.)

Посмотрела кошка вниз. (голову вниз.)

Вот налево повернулась. (поворот влево.)

Проводила взглядом мух. (взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)

Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз. (Дети приседают.)

 2.6. Д/у «Волшебное заклинание».
ша – шо – ша    аш – аш – ош     ше – ша – ше

ши – ши – шу   уш – ыш – уш    шо – ше – ша

шо – ша – шо    ош – аш – ош     уш – уш – ша

ша – ши – шо    уш – ыш – ош    иш – аш – иш

2.7. Игра «Где слышится звук Ш»

Звук Ш очень любит прятаться в словах.

Мы с вами знаем, что звуки с в словах могут прятаться в начале слова, в середине слова, в конце слова.

начало слова

середина слова

конец слова

шар

кукушка

карандаш

шоколад

катушка

кошка

2.8. Звукобуквенный анализ слогов, слов.

Звук Ш оказался очень дружелюбным и подружился почти со всеми звуками, кроме одного – звук Ш не дружит с гласным Ы!

Давайте подружим Ш с гласными звуками

Ловите звуки и получите слог:

Ш+А=ША                      А+Ш=АШ

Ш+О=ШО                      О+Ш=ОШ

Ш+У=ШУ                      У+Ш=УШ

Составим схему слога аш, ша. Слова Шум ___ _

3. Знакомство с буквой Ш ш.

- Звук [ш] на письме обозначается буквой Ш

3.1. «На что она похожа?» (Показ буквы)

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

3.2. «Сколько элементов?»

- Сколько нужно написать палочек, чтобы получилась буква Ш?

Правильно, четыре. Три ровных палочки пишем сверху-вниз, и соединяем их линией внизу.

3.3. Письмо в воздухе буквы Ш

3.4. Игровое задание «Чудесные палочки».

 Моделирование буквы из счетных палочек.

- Сколько элементов в написании буквы?

- На что похожа буква Ш? Превратите букву в любой предмет, добавив недостающие детали.

3.5. Раскрашивание буквы Ш ш

4. Знакомство с предложением

Игра «Составь предложение» (по картинке)

Кто это? (девочка) Давайте назовем ее Шура. Что делает Шура? (играет)

Расскажем про Шуру (составим предложение. Шура играет.

Что это? (предложение)

Зарисуем схему предложения.

Назовите первое слово, второе.

- Сколько в нем слов?

*Обратите внимание на доску. Я предлагаю вам выполнить новое задание: по первым звукам нужно составить новое слово.

Шапка -  утки – тыква

- Произнесите первое слово шшшшапка.

- Какой первый звук? (звук Ш)

- Второе слово – ууууутки

- Какой здесь первый звук? (звук У)

- И последнее слово – ттттыква

- Первый звук Т

- Какое слово у нас получилось?  ШУТ

Теперь мы его запишем. Произнесем вместе слово ШУТ и еще раз определим, какие звуки в этом слове.

- Сколько звуков с слове ШУТ? (три), значит и букв должно быть три.

- Назовите первый звук, второй, третий. А теперь запишем его.

Аналогичная работа со словами:

ШАРЫ – УКРОП – МАСКА

Получилось слово ШУМ. Запишем его.

Итог.

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Какой звук Ш?

- Какие слова со звуком Ш вы запомнили?

Гимнастика для глаз «Весёлая неделька»

Я думаю, нашим глазам нужно немного отдохнуть. Давайте выполним гимнастику для глаз.

- Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

- По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

- В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

- Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

- В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

- Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...