У кормушки
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Ознакомление с природой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_u_kormushki_3.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

Обучающие:

  1.  знакомить детей с зимующими птицами;
  2.  закладывать основы экологического воспитания;
  3.  активизировать наблюдательность;
  4.  давать представление о частях тела птицы;
  5.  расширять словарь за счет имен существительных (снегирь, синица, корм, семена, зерно, крупа, кормушка); имен прилагательных (тыквенный, под солнечные, воробьиные, голубиные); уточнять значение глаголов (ходит, скачет, свистит, воркует);

—активизировать в речи имена прилагательные — антонимы (большой—маленький);

—учить образовывать глаголы от звукоподражаний («чирик-чирик» — чирикает); и сложные слова (птица с красной грудкой — крас ногрудая, птичка с коротким хвостом — короткохвостая);

—уточнить значение предлогов (на, под и над); на материале звукоподражаний закрепляем звуки [ц], [ч'];

  1. закреплять знания о геометрических фигурах, умение собирать из них фигуру.

Развивающие:

—развивать слуховое и зрительное внимание — отгадывать загадки-рифмовки;

—совершенствовать общую и мелкую моторику — выполнять движения по коман де, быстро переключаться с одного движения на другое, повторять по подражанию пальчиковые игры;

  1. развивать мышление — сравнивать;

Воспитательные:

—учить соблюдать правила коллективной игры;

—формировать у детей умение, не перебивая, слушать ответы товарищей.

Оснащение: 

Фигурки из картона «Зимующие птицы»: воробей, голубь и синица; «Снегирь» (к фигурке привязана нитка); пособие «Кормушка» с прорезями для фигурок птиц; поднос с емкостями, в которых подсолнечные семечки, тыквенные семечки, пшено; «Птица из геометрических фигур» на каждого ребенка.

Предварительная работа:

Показывали детям картинки с изображением птиц: сорока, воробей и голубь.

Уточняли название каждой птицы. Обращали внимание детей на то, что у всех птиц есть туловище, крылья, клюв, лапы и хвост, а тело покрыто перьями.

Спрашивали детей, чем отличаются друг от друга эти птицы. (Размером, окраской, длиной хвоста и клюва, а также голосом.) Предлагали детям вспомнить, какой голос у каждой из этих птиц. Воробей чирикает «чирик-чирик», голубь воркует «гу-гу», а синица свистит «цинь-цинь».

Сообщали детям, что все эти птицы зимующие — они не улетают от нас в теплые края, а проводят всю зиму вблизи жилья человека. Рассказывали: «Холодно и голодно птицам зимой. Люди стараются заботиться о своих пернатых соседях: делают кормуш ки, подкармливают зимующих птиц крупой и семенами, а для синичек специально кладут кусочки несоленого сала».

Рассказывали детям, что, какой бы ни был мороз, птичка не замерзнет, если будет сыта. Сообщали детям, что есть и такие птицы, которые в теплое время года у нас не живут, а прилетают только на зиму — называются они снегирями. Свое имя снегири получили за то, что появляются в наших краях вместе с первым снегом.

Вместе с детьми изготавливали кормушку для птиц.

Во время прогулки повесили кормушку на дереве, закрепив ее так, чтобы она не раскачивалась на ветру. Каждый день, выходя с детьми на улицу, выкладывали в кор мушку маленькие кусочки сала, семечки или насыпали туда крупу. В течение дня организовывали с детьми наблюдение за птицами, прилетающими к нашей кормушке.

Рисовали ветки рябины для птиц, используя ТРИЗ: мятую бумагу, тычки, пальцы рук.

Читали художественную литературу о птицах.

Рассматривали иллюстрации, тематические альбомы с птицами.

Используемая литература:

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Комаровой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Москва. «Мозайка-Синтез». 2005.

«Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе 2-4 года». В.В. Гербова. Москва. «Владос». 2003.

«Конспекты комплексных занятий по развитию речи (вторая младшая группа)». Г.Я Затулина. «Центр педагогического образования». Москва. 2007.

«Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5 лет». О.А. Новиковская. Санкт-Петербург. «Паритет». 2006.

«Конспекты комплексных занятий с детьми 3-4 лет». О.А. Новиковская. Санкт-Петербург. «Паритет». 2006.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей войти в зал. Зал красиво украшен, вокруг стоят деревья: рябина, сосны, ели, с потолка спускаются различные снежинки.

Воспитатель предлагает поздороваться с гостями.

В-ль:

- Ребята, мы с вами попали в зимний парк. Посмотрите, как здесь красиво!

Обращает внимание на красоту зимнего парка. Предлагает подойти к мольберту, на мольберте выставлены из картона изображения зимующих птиц.

В-ль:

- Ребята, каких птиц вы видите?

Дети называют птиц, выставленных на мольберте.

В-ль:

Все эти птицы зимуют у нас, в теплые края они не улетают, а проводят всю зиму вблизи жилья человека. Холодно и голодно птицам зимой. Но какой бы ни был мороз, птичка не замерзнет, если будет сыта. И люди стараются заботиться о птицах в это время года.

Воспитатель предлагает детям изобразить птичью стайку. Взмахнув крылышками, полететь на свои места.

Когда дети сядут на стулья, воспитатель напоминает об осанке, уточняет у каждого ребенка, какую именно птицу он сейчас изобразил.

В-ль:

- Ребята, а как вы помогаете птицам зимой?

Что мы смастерили и повесили на дереве около детского сада?

Какой корм мы кладем в кормушку для птиц?

(Ответы детей)

Воспитатель берет поднос, в котором емкости с кормом для птиц: семена подсолнуха, семена тыквы, пшено. И приглашает детей подойти к кормушке, которая висит на дереве.

В-ль:

- Сейчас я вам покажу разные виды корма для птиц: семена и зерна разных растений.

Показывает и спрашивает у детей, какой корм они видят на подносе. (Ответы детей).

В-ль:

-А сейчас я покормлю птиц (насыпает корм в кормушку).

Кушайте, птицы. Кушайте, дорогие.

Ребята, а давайте изобразим, как вы кормите птиц.

Показывает движение, имитирующее это действие: собирает пальцы руки в щепоть, и подушечкой большого пальца массирует подушечки остальных пальцев. Дети выполняют движение. Воспитатель предлагает каждому из детей сказать, какие именно семечки или зернышки он «насыпает» в кормушку.

В-ль:

- Тихо, ребята, по-моему, и другие птицы увидели, что мы решили их покормить и уже летят сюда. А пока отгадайте, какие птицы сейчас прилетят к кормушке в их зимнюю столовую.

Загадывает детям загадки про знакомых им зимующих птиц.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой.

Назови его скорей!

Кто там скачет? ...

(Воробей).

Эти птицы рядом с нами —

Мы зовем их сизарями,

И зимой в мороз и голод

Не покинет город...

(голубь).

Черная шапочка

И полоска шарфика

У желтогрудой птички

По имени...

(синичка).

Выпал снег, метут метели,

А к нам гости прилетели.

На рябину посмотри —

Там расселись...

(снегири).

По мере того, как дети отгадывают загадки, воспитатель вставляет в прорези на кормушке фигурки названных птиц, прикрепляет над кормушкой на ветку, под кормушкой на ветку.

Синицу прикрепляет над кормушкой. Голубя и воробья вставляет в прорези на самой кормушке. Когда дети отгадают загадку про снегиря, воспитатель подносит к ним фигурку этой птички, держа ее за нитку, и просит каждого ребенка подуть на птичку.

В-ль:

- Давайте подуем на птичку, пусть она немного полетает.

Затем подвешивает его за нитку под кормушкой рядом с кистью ягод рябины.

В-ль:

- Посмотрите внимательно на птиц, прилетевших в зимнюю столовую.

Назовите самую большую птицу по размеру.

Назовите самую маленькую птицу по размеру.

Назовите части тела птицы.

А какого цвета грудка у снегиря?

(Ответы детей)

- Да, красная. Значит, птичка красногрудая.

Воспитатель подсказывает детям сложные слова.

В-ль:

- А какого цвета грудка у синицы?

(Ответы детей)

- Да, желтая. Значит, птичка желтогрудая.

Воспитатель в случае необходимости подсказывает сложные слова.

В-ль:

- А как птица подает голос?

Помогает ребенку образовывать глаголы от звукоподражаний.

Воробей: «чирик-чирик» - чирикает.

Голубь: «гу-гу» - воркует.

Синица и снегирь: «цинь-цинь» - свистят.

В-ль:

- Ребята, а когда птицы голодные, как вы думаете, весело они поют?

(Ответы детей (Поют тихо, жалобно, грустно))

Воспитатель предлагает мимикой и силой голоса изобразить настроение птиц.

В-ль:

- А когда мы их накормили, изменилось ли настроение у птиц?

(Ответы детей (Поют дружно, громко, весело))

Воспитатель также предлагает мимикой и силой голоса изобразить настроение птиц.

Далее проводится игра «Стайка, полетай-ка!».

В-ль:

- Ребята, а что любят клевать снегири зимой? Давайте изобразим стайку веселых, дружных снегирей, которые налетели на рябину и клюют с нее ягоды.

Для этого воспитатель просит детей встать вместе – стайкой, выполнять ее команды и копировать движения.

При словах: «Стайка, полетай-ка! – дети стайкой бегут за воспитателем по команде и размахивают руками, как крыльями. По команде: «Стайка, приседай-ка» - дети приседают. При словах: «Стайка, ягодки поклюй!», дети стучат указательными пальцами по коленям, изображая, как птички клюют ягоды. При следующей команде: «Стайка, полетай-ка!», дети вновь бегут, размахивая руками, как крыльями.

Сначала все движения дети выполняют вместе с воспитателем. В дальнейшем дети действуют без показа, лишь по команде взрослого. Несколько раз последовательно  воспитатель меняет команды: «Стайка, полетай-ка!», «Стайка, приседай-ка!», «Стайка, ягод ки поклюй!», «Стайка, полетай-ка!», «Стайка, приседай-ка!», «Стайка, ягодки по клюй!»...

В конце игры вместо слов: «Стайка, полетай-ка!» воспитатель говорит детям: «Склевали сне гири всю рябину, нет больше ягод. Стайка, стайка, отдыхай-ка!».

В-ль:

- Молодцы, ребята, вы были замечательными птицами и очень внимательными!

Вновь воспитатель привлекает внимание детей к кормушке, предлагает подойти к рябине.

В-ль:

- Обедают птицы в зимней столовой. Одни клюют корм в кормушке (показывает на воробья, голубя, сороку). Другие устроились над кормушкой (указывает на синицу). А некоторые даже под кормушкой (показывает на снегиря).

Какие птицы сидят на кормушке?

Какая птица сидит над кормушкой?

А кто прилетел полакомиться рябиной и устроился под кормушкой?

(Ответы детей)

Воспитатель демонстрирует детям жестовые символы предлогов «на», «над», «под». Предлагает детям выполнять движения и называть предлоги вместе с воспитателем. После этого воспитатель предлагает детям самим произвести те же движения, но по команде воспитателя. Воспитатель произносит с паузами несколько команд:

«на», «над», «под», «на», «под»…

В-ль:

- Молодцы ребята, вы были внимательны.

Выделяет детей, которые были более внимательны.

Далее воспитатель предлагает детям сесть за столы. На столе лежат птички – разрезные, из геометрических фигур. У одних детей геометрические фигуры большего размера – у других меньшего.

В-ль:

 - Какие знакомые геометрические фигуры лежат у вас на столе?

(Ответы детей)

- Давайте, ребята, соберем из геометрических фигур птичку. У кого быстрее получится?!

Играет музыка, дети собирают птичку. В процессе работы по выкладыванию птички воспитатель уточняет у детей названия частей тела птицы: голова, туловище, хвост, крылья, лапки, размер птицы, и какую птицу он выкладывает. В конце работы подводит итог.

В-ль:

- Все справились с работой. Молодцы, ребята! Какие замечательные птицы у вас получились!

Воспитатель предлагает подойти к ней и задает детям вопросы:

Ребята, а что вам понравилось больше всего?

Какое доброе дело мы с вами сегодня сделали?

(Ответы детей)

- Когда мы пойдем на прогулку, мы возьмем корм для птиц, которые прилетят на участок и обязательно их покормим.

Дети прощаются с гостями и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая акция "Каждой пичужке - по кормушке"

Познакомить детей с разнообразием птиц в природе, учить заботливому отношению к птицам; приучать ответственно относиться к  нужному делу – подкормке птиц зимой....

Родители, сделайте кормушку вместе с детьми!

Очень тяжело приходиться птицам зимой, и мы предлагаем поучаствовать в акции "Покормите птиц зимой!" для этого необходимо сделать кормушку. Изготовить ее мы тебе поможем. Смотри на картинки и делай, ч...

Дидактическая игра "Кто прилетел на кормушку?"

дидактическая игра "Кто прилетел на кормушку?" для детей 5-7 лет предназначена для закрепления знаний о зимующих птицах, для упражнения детей в согласовании имен существительных с именами числительным...

Интегрированное занятие "Кормушка для птиц"

Занятие по формированию элемнтарных математических представлений. Дети работая в парах при помощи условной мерки измеряют чертеж и изготавливают кормушку...

Мастер – класс по изготовлению съедобной кормушки совместно с детьми дошкольного возраста «Каждой пичужке кормушка»

Зимой, как известно, птицы гибнут не от холода, а от голода. Проявление заботы о других – один из признаков успешного человека. Подкормка зимующих птиц научит детей заботиться о т...

Консультация для родителей "Кормушка для птиц своими руками. Что положить птицам в кормушку"

Консультация для родителей "Кормушка для птиц своими руками. Что положить птицам в кормушку"...


 

Комментарии

Спасибо за интересное занятие! Обязательно воспользуюсь некоторыми моментами,так как у меня малыши!