Проект сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) на тему

Новикова Галина Александровна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект76 КБ
Microsoft Office document icon примерный перечень тем27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Калинка» г. Волжск, РМЭ.

ПРОЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

 «ПОЛИКЛИНИКА».

Воспитатель: Новикова Г.А.

2010 г.

Проект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника».

Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.

Задачи:

  1. Развивать и обогащать сюжет игры и подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
  2. Углублять знания детей о труде врача, медицинской сестры, работника аптеки;
  3. Помогать детям наладить взаимодействия в совместной игре;
  4. Продолжать развивать активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, расширять и обогащать словарный запас.

Актуальность проекта:

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру.

Игры способствуют развитию умения концентрировать внимание, развитию памяти, речи, фантазии, восприятия.

Ролевая игра – это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примерить их к себе, прежде чем ими пользоваться в реальной жизни. Ребенок берет сюжеты игры из жизни, копируя поведение взрослых, но видоизменяя. Этот опыт, приобретенный в игре во взрослую жизнь, не только доставляет огромное удовольствие, но и развивает образное мышление. В такой игре ребенок лишь соприкасается с реальностью, тем самым подготавливая себя к своей будущей роли в семье и в обществе.

Ожидаемые результаты:

  1. получение знаний детей о профессиях медицинских работников;
  2. формирование у детей умения играть по собственному замыслу;
  3. становление в игре ролевого взаимодействия и усвоение ролевых взаимоотношений;
  4. формирование коммуникативных навыков.

Процесс

Совместная деятельность педагог и детей

Деятельность педагога

                                     подготовительный

Выявление проблемы

Диагностика игровых навыков, игровой среды

Диагностическая методика Сафоновой

Обрисовка сюжетной канвы

Ребенку нужно пройти медицинский осмотр. Мама ведет его к врачам-специалистам (педиатр, лор, окулист)

Изучение литературы:

В.Мишенко «Нужно ли учить детей играть».

Д.В.Менджерицкая «Воспитателю о детской игре».

В.Л.Воронова «Творческие игры старших дошкольников».

Организационная работа

Чтение произведений Ю.Яковлева «Больной», Ю.Синицина «С человеком беда»,

И.Туричина «Человек заболел»,

К.Чуковского «Доктор Айболит».

Оборудовать кабинет врача (лор, окулист, педиатр), регистратуру, аптечный пункт;

Лекарства (мази, порошки, таблетки, капли, микстура, горчичники и т.д.)

Инструменты (фонендоскоп, молоточек, шпатель, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, таблица для проверки зрения, весы, ростомер, градусники и т.д.)

основной

Систематизация информации

Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства «поликлиника» (кабинет врача, лекарства, инструменты, таблица для проверки зрения)

Обеспечение руководства. Распределение ролей. Взятие на себя роли. Обсуждение содержания игры.

Игровая деятельность

Поиск решения с помощью воспитателя. Повторение за педагогом диалогов персонажей. Соблюдение правил выполнения взятых на себя ролей. Взаимосвязь партнеров.

Использование многоперсонажных сюжетов. Обучение элементам развития сюжета. Использование предметов-заместителей.        

заключительный

Итог

Участие в обсуждении проведенной игры. Оценка умения играть вместе.

Подведение итогов игры, предложение гипотезы дальнейшего развития сюжета. Диагностика игровых умений.

СЛОВАРНЫЙ МИНИМУМ.

Часть словаря

Профессии

Врач (окулист, ЛОР, детский педиатр), медсестра, аптекарь, регистратор, шофер, больной, пациент, кассир, покупатель.

Инструменты

Фонендоскоп, шприц, градусник, вата, бинт, молоточек, пипетка, шпатель для осмотра горла, грелка, горчичники, йод, зеленка, мази, микстура, таблетки, зеркало для осмотра носоглотки, таблица для проверки зрения, весы, ростомер.

Трудовые действия

Лечит, измеряет, взвешивает, осматривает, выслушивает, выписывает (рецепт), назначает, обследует, госпитализация.

Качество труда

Вежливо, внимательно, аккуратно, честно, добросовестно, умело, ответственно, спокойно, уверенно.

ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «ПОЛИКЛИНИКА».

ЦЕЛЬ:  учить детей играть в сюжетно-ролевую игру «Поликлиника», формировать умение словесно обозначать игровую роль, формировать умение творчески развивать сюжет игры, развивать умение играть дружно, коллективом.

Структуры

Общие методические приемы

Методиче6ские приемы, используемые в игре

Задачи

Формировать умение словесно обозначать игровую роль, формировать умение творчески развивать сюжет игры.

Формировать умение обозначать свои роли – врач, медсестра, пациент, аптекарь, шофер, регистратор.

Учить выполнять роли:

Доктор – лечит,

Пациент – принимает лекарство,

Аптекарь – продает лекарства,

Кассир – берет деньги,

Шофер – развозит медикаменты, доставляет больных в стационар.

Общая стратегия игровых  взаимодействий с детьми

Включать детей в ролевое взаимодействие. Подключать к игре ребенка, взяв на себя дополнительную роль. Подготовить атрибуты, игровое пространство. Закрепить полученные знания о труде взрослых. Обсудить ролевые действия в конце игры.

Вступительная беседа о различных видах специалистов (педиатр, ЛОР, окулист). Распределение ролей. Организация игрового пространства и подбор атрибутов.

Способы руководства игрой

Провести вступительную беседу, введя заинтересовавший момент. Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий, согласно выбранным ролям. Взять на себя второстепенную роль.

Задать детям вопрос о том, что делают в поликлинике, какие специалисты работают в поликлинике (ЛОР, окулист, педиатр). С помощью вопросов распределить роли, распланировать действия и составить план игры. Взять на себя роль врача-заведующей, осуществлять руководство работой врачей.

Структура сюжета игры

Многоперсонажный сюжет. Последовательность сюжетных событий, развертывание последовательных взаимодействий.

Из дома идут в больницу, из больницы – в аптеку за лекарством, а затем снова домой.

        

ПОСТРОЕНИЕ РОЛЕВОГО ДИАЛОГА.

Роли

Ролевые действия

Регистратор

Выдает карточки, записывает на прием к специалистам, раскладывает документацию, выдает талончики, отвечает на телефонные звонки.

Врач

Ведет прием пациентов, заполняет карточки, дает рекомендации по уходу за больным, проводит осмотр, дает направление на анализы.

Медсестра

Помогает доктору в проведении осмотра, выписывает рецепт, делает уколы, обрабатывает раны, измеряет температуру, рост, взвешивает.

Пациент

Приходит на прием к врачу, рассказывает о своих недомоганиях, приобретает лекарство, ставит горчичники, измеряет температуру, принимает лекарство.

Аптекарь

Принимает рецепт, дает справку о дозе приема лекарства, выдает лекарство.

Кассир

Принимает деньги от покупателя, выдает чек.

Шофер

Привозит лекарство в аптеку, отвозит больного в стационар.


        ТАБЛИЦА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОЛЕЙ.

Регистратор

Врач

Медсестра

Пациент

Аптекарь

Кассир

Шофер

Регистратор

Общаются, делятся опытом работы, выполняют совместную работу.

Делает запрос о количестве вызовов на дом, о количестве больных на приеме.

Просит помочь в разборе документации, поиске карточки.

Просит найти карточку, записывается на прием, вызывает врача на дом.

---

---

---

Врач

Записывает больных на прием, регистрирует вызов на дом.

Общаются, обсуждают новые методы лечения.

Помогает вести осмотр, выписывает рецепт, направления.

Рассказывает о недомоганиях получает указания по лечению.

---

---

---

Мед

сестра

Помогает в разборе документации, помогает найти карточку.

Общаются, выполняют совместную работу.

Общаются, выполняют совместную работу.

Получает рецепт, ходит на уколы.

---

---

Отвозит больного в стационар

Пациент

Выдает карточку, записывает на прием, выдает талоны, регистрирует вызов на дом, отвечает на телефонные звонки.

Ведет осмотр, выписывает лечение, дает рекомендации по уходу за больным, дает направления на анализы.

Делает уколы, обрабатывает раны, перебинтовывает, измеряет температуру, рост, вес.

Ожидают очереди, общаются.

Выдает лекарство, объясняет, как его нужно принимать.

Выдает чек, получает деньги.

Отвозит больного в стационар.

Аптекарь

---

---

---

Приносит рецепт, покупает лекарство, просит объяснить, как принимать лекарство.

Общаются, выполняют совместную работу.

Общаются.

Привозит лекарство.

Кассир

---

---

---

Платит деньги за лекарство.

Общаются.

Общаются, выполняют совместную работу.

Получает заработную плату.

Шофер

---

---

---

Шофер отвозит больного в стационар.

Принимает лекарство, расписывается в накладных, отправляет за новым лекарством.

Выдает заработную плату.

Общаются, выполняют совместную работу.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевых игр с дошкольниками:

«Семья»,

«Поликлиника»,

«Аптека»,

«Скорая помощь»,

«Прием врача и медицинский осмотр»,

 «Работа регистратора в приемной поликлиники»,

«Работа врачей специалистов: педиатра, ЛОРа, окулиста».

(всё знакомство ведется на самом доступном уровне).

«На приеме у врача в детском саду»;

«Вызов врача на дом» (кукла заболела);

«Кукла Катя заболела» (посещение врача в поликлинике);

«Папа вызывает врача на дом к больной дочке»;

«Вызов скорой помощи»;

«Скорая помощь едет лечить Катю»;

«Скорая помощь увозит Катю в больницу»;

«Кукла Катя выписывается из больницы»;

«Посещение врача в поликлинике и покупка лекарств по рецепту в аптеке».

Подготовительная работа:

- рассматривание картины «Врач» из серии «Кем быть?»;

- рассматривание набора последовательных картинок (отдельные    картинки или ширма) по ознакомлению с трудом доктора, медицинской сестры;

- экскурсия в медицинский кабинет;

- экскурсия в поликлинику, аптеку;

- наблюдение за машиной «скорой помощи» на улице (во время прогулки, любой экскурсии);

- чтение детской литературы;

- дидактические игры.

Атрибуты:

- необходимо оборудовать кабинет и приемную, где пациенты будут ждать своей очереди. В кабинете к приему должны быть подготовлены лекарства, инструменты: в баночке или стакане – термометры, в коробке – шприцы, пачка горчичников(аккуратно нарезанные прямоугольные листы из бархатной или простой желтой бумаги), шпатель для осмотра горла, фонендоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазывания йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки или ушей, «спирт» для смазывания места укола, «йод» для прижигания ранок, капли, микстура, таблетки, мазь, таблица для проверки зрения, халат, шапочка, сумочка.

В процессе всего обучения активно используется опыт детей. При негативном опыте важно не заострять на нем внимание, наоборот, следует дать положительную оценку деятельности доктора, попытаться переключить ребенка на положительные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект сюжетно - ролевой игры "Путешествие на Байкал"

Проект был предложен на методическом объединении воспитателей города. С удовольствием воплотили в жизнь эту игру. Дети очень любят путеществовать,  придумывают новые сюжеты......

Проект сюжетно-ролевой игры "День рождения".

Развитие сюжетной игры на разных этапах. Средний возраст....

Методическая разработка возможного проекта сюжетно – ролевой игры по ознакомлению детей с современными объектами мегаполиса. Тема: Посещение гипермаркета «Ашан».

Детям нравится принимать участие в жизни и деятельности взрослых, а вот прожить роль взрослых помогает сюжетно – ролевая игра в коллективе сверстников в детском саду....

Проект сюжетно - ролевой игры "Космонавты"

                                                    ...

проект сюжетно-ролевой игры "Гости из будущего"

разработан с целью приобщения детей к социальной действительности и закрепления лексических тем в условиях детского сада для детей с нарушениями речи...

Игровой проект сюжетно-ролевой игры. Подготовили: Григорьева А.В., Кохова Е.А. Тип проекта: познавательный, групповой, игровой Сроки реализации: двухдневный.

Актуальность проектаИгра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования,...