В тереме расписном живу. Всех в избу к себе приглашу.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Ардеева Анжела Николаевна

Занятие посвящено ознакомлению детей с бытом и традициями русского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по познавательному развитию

«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу».

Задачи: продолжать знакомить с миром предметов, используемых в быту в старые времена. Учить называть их функции и назначение. Рассказать о материалах, из которых сделаны предметы (свойства и качества). Вызывать интерес к истории предметов. Развивать любознательность, воображение. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Оборудование: костюмы для детей и педагога (сарафаны, рубахи, пояса, головные уборы-кепки, ободочки, ленты) по количеству участников, иллюстрации, рассказывающие о жизни и быте людей в старые времена, шкатулка, деревянный гребешок, сундук, расписные домотканые половики, самовар, чайник, блюдо с блинами, баян.

Ход занятия:

 Дети с воспитателем входят в «избу». Их встречает хозяюшка.

В.: Добрый день, хозяюшка!

Х.: День добрый, детушки-касатушки!

     Проходите, не стесняйтесь.

     Поудобнее располагайтесь.

     Всем ли видно,

     Всем ли слышно,

     Всем ли места хватило?

Дети усаживаются на лавочки.

Х.: Давным-давно на Руси люди строили жилища из брёвен, такие дома называются избами. И всё-то в избе сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

Сколько народных умельцев было на Руси!

Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую шкатулку, в которой хранили мелкие предметы.

Отгадайте, что лежит в шкатулке:

*Для кудрей и хохолков

  Целых двадцать пять зубков.

  И под каждым , под зубком

  Лягут волосы рядком.

  Что это?

Правильно, расчёска (показ расчёски)

А в старину этот предмет называли гребнем.

Умельцы могли из полена сделать комод (сундук). В нём хранили продукты, посуду и другую утварь.

Какая русская изба и без скрипа половиц! Без разноцветных самотканых половиков, которые ткали вот на таком деревянном ткацком станке (показ иллюстрации).

Ткали вот такие костюмы, сарафаны и рубахи. Вышивали на воротнике крестиком, поэтому кофта называется воротушкой.

Поглядите на красивый, расшитый поясок, который лежит на стуле. А хотите поиграть?

(проводится игра «Поясок»).

Ребёнок берёт поясок. Хозяюшка произносит слова:

«Вот наш Вова идёт и поясочек несёт. Кому дать? Кому дать?

Кому поясок передать?»

Ребёнок подходит к другу, кланяется и передаёт поясок.

(игра проводится несколько раз)

В.: Наша Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

      Она прибирает, она подавает.

      Одним-одна за всех отвечает!

Х.: Ах, в тереме расписном я живу, к себе в избу всех госте приглашу!

      Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.

      Самовар в руках несу, самовар в руках несу,

      Прибауточки пою.

Подходит к печи, обращаясь к ней произносит:

      Ой, ты, печка-сударыня,

      Помоги нам, боярыня:

      Ты свари, испеки,

      Обогрей, освети,

      Полечи и спаси,

      В дом богатство принеси.

Достаёт из печи пироги и блины, накрывает на стол, напевает:

       Эх, чай, чай, чай…

       Уж ты, кумушка, встречай.

        Как для вас, мои друзья,

        Наварила, напекла

        Девяносто два блина,

        Два корыта киселя,

        50 пирогов-не найти едоков:

        Хозйку потешьте-пирогов моих поешьте!

         Не красна изба углами, а красна пирогами!

Хозяйка разливает чай, произносит:

 Чай пить- не дрова рубть!

Согрел вас мой чаёк?

         А помогли мне в этом мои помощники: печка-барыня, самовар-дружище, у которого сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода; да вот эти четыре братца: одним кушаком подпоясаны, под одной шляпкой стоят. А это мои голубки, которым место у прорубки (показ стола, ложек и др.предметов)

Вот какие у меня живут помощники. Понравилось ли у меня вам, дорогие гости?

А что понравилось?

Как называется дом? Из чего он сделан?

Какие помощники у меня есть?

В.: Красны девицы да добры молодцы,

     Собирайтесь, наряжайтесь,

     На гулянье отправляйтесь,

     Спасибо вам хозяюшка!

     Наделил бы вас Господь

     И житьём, и бытьём,

     И здоровьицем.

Дети прощаются с хозяюшкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."

Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....

Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...

« В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

« В тереме расписном я живу.К себе в избу всех  гостей приглашу»Программное содержание1. Продолжать формировать представления об облике русской деревни.2. Углубить представление детей о русской и...

В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу.

         занятие-развлечение для детей подготовительной группы....

"В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу"

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с устным народным творчеством...

конспект занятия "В тереме расписном живу. К себе в избу всех гостей приглашу"

Продолжать знакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям....