Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности с использованием элементов моделирования для детей старшей группы "Много праздников веселых в городах и селах"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Лобарева Надежда Ивановна

В данной непосредственной организованной образовательной деятельности реализуется краеведческий аспект экологического воспитания старших дошкольников, проводятся народные игры, говорится о народных зимних празниках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_seminar.docx46.35 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание.

  1. Задачи на развитие познавательных способностей:
  1. Закрепить представление детей о характерных особенностях времени года – зима, о зимующих птицах;
  2. Расширить представление детей о календарных зимних праздниках, использовать народные игры, приметы, заклички.
  3. Развивать у детей умение восстанавливать целостный образ по отдельным моделям.
  1. Задачи по развитию связной речи:
  1. Формировать связную речь, умение общаться, обобщать, делать выводы;
  2. Развивать умение чётко и последовательно выражать свою мысль, строить простейшие умозаключения;
  3. Упражнять в регулировании темпа речи и силы голоса.
  1. Воспитательные задачи:
  1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира;
  2. Воспитывать интерес народной культуре;
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Предварительная работа.

  1. Наблюдение в природе;
  2. Беседа о временах года, о народных праздниках;
  3. Дидактические игры: «Когда это бывает», «Угадай правила», «Времена года»;
  4. Чтение стихотворений, рассказов о природе, рассматривание иллюстраций, картин разных времён года;
  5. Работа с календарём природы.

Методы и приемы.

  1. Сюрпризный момент;
  2. Вопросы к детям;
  3. Работа с графическими моделями;
  4. Русские народные игры: «Веселый бубен», «Золотые ворота»;
  5. Рассказ воспитателя;
  6. Отгадывание загадок-пиктограмм;
  7. Дидактическая игра «Что будет, если…»;
  8. Игра «Солнечные лучики».

Материал к занятию.

  1. Календарь природы; модели времен года;
  2. Картина – путаница;
  3. Модели признаков времен года;
  4. Бубен;
  5. Иллюстрации с праздниками;
  6. Конверт с загадками-пиктограммами;
  7. Тарелка печеньем;  
  8. Модели к игре «Что будет, если...».

Ход занятия

(На магнитной доске весит картина – путаница по временам года).

Дети вместе с воспитателем удивляются, откуда эта картина появилась. Около картины записка, в ней написано: «Художник - Емеля, название картины «Путаница», подарок  ребятам логопедической группы».

Воспитатель. Ребята, посмотрите на неё внимательно и скажите, что здесь перепутал художник?

Дети. Художник перепутал времена года.

Воспитатель. А почему вы так думаете?

Дети. Потому что времена года не могут быть все сразу, они приходят друг за другом, одно время года заменяется другим.

Воспитатель. Сейчас мы с вами постараемся исправить ошибки художника. Ребята посмотрите, что это?

Дети. Календарь природы.

Воспитатель. Верно. Какими цветами обозначены на круге времена года?

Дети. Белым цветом – зима; зелёным цветом – весна; красным цветом – лето; жёлтым цветом – осень.

(Дети моделируют времена года цветными полосками на столе).

Воспитатель. Сколько всего времен года?

Дети. Всего четыре времени года.

Воспитатель. Сколько месяцев в году?

Дети. В году 12 месяцев.

Воспитатель. Какое сейчас время года? Сколько месяцев длится зима?

 Назовите зимние месяцы. Какой месяц первый, второй, третий?

Дети. Сейчас зима. Зима длится три месяца. Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль. Первый месяц – декабрь, второй – январь, третий – февраль.

Воспитатель. Сейчас мы назовем признаки зимы и всё лишнее с картины уберём, оставим только то, что относится к зиме.

(Дети называют признаки зимы при помощи графических моделей и вместе с воспитателем убирают с картины лишнее).

Дети:

  1. Зимой солнце светит, но не греет. (Убирают яркое с лучами солнце).
  2. Небо зимой в морозный день ясное, а в пасмурный день серое и хмурое.
  3. Зимой идет снег. (Убирают дождевую тучу).
  4. Земля покрыта снегом. (Убирают первоцвет на проталине).
  5. Реки сковал лед. (Убирают плескающуюся рыбку).
  6. Деревья зимой без листьев, как будто спят. Иногда они покрыты снегом или инеем. (Убирают зеленую крону с деревьев).
  7. Зимой дует холодный, ледяной ветер.
  8. Зимой бывает вьюга, метель, буран, пурга, поземка. (Убирают радугу).
  9. Зимой у диких животных мех густой и теплый. Заяц и белка поменяли к зиме мех. У зайца мех белый, а у белки – серый. (Меняют зайца и белку). Суровой зимой диким животным голодно и холодно. Они заняты поиском пищи. Медведь, еж, барсук спят. С нами остались зимующие птицы. Зимой птицам не хватает корма, и они могут погибнуть. Мы сделали для них кормушки. (Убирают скворечник со скворцом).
  10. Зимой можно слепить снеговика, построить снежную крепость, поиграть в снежки, покататься на лыжах, санках, коньках. (Убирают мальчика с корзинкой грибов).

Воспитатель. Как вы думаете,  какую картину хотел нарисовать Емеля?

Дети. Наверно зимний пейзаж

Воспитатель.  А вот и сам Емеля.

Емеля. Здравствуйте, ребята! Я не опоздал?

Дети. Нет.

Емеля. А вот с картиной вижу, немного поспешил, чуть людей не рассмешил. Ну да ладно, лучше в русскую народную игру поиграем «Веселый бубен».

Воспитатель. Поиграем и зимние приметы назовем.

Проводится русская народная  игра «Веселый бубен».

Дети. Ты катись веселый бубен

           Быстро – быстро по рукам

           У кого веселый бубен

           Тот примету скажет нам.

«В декабре светает поздно, да смеркается рано».  «Коли в январе март, бойся в марте января». «На Рождество иней – урожай сильный». «Снегу на Крещение надует хлеба, прибудет». «На Крещение много звезд, так много красных ягод будет». «Птица хохлится к непогоде». «Февраль рог зиме сшибает». «В феврале два друга – мороз да вьюга». «На Сретенье зима с летом встретились». «На Сретенье солнце идет на лето, а зима на мороз».

 Воспитатель. Молодцы ребята, сколько примет о зиме  и зимних праздниках знаете. А ты, Емеля, без дела сидел, в школе не учился и всегда ленился. Может быть, о каком-нибудь народном зимнем празднике нам расскажешь?

Емеля. С давних пор на Руси существовал праздник - День Святого Николая, отмечают его люди 19 декабря. Святой Николай - Угодник дарил детям подарки, а еще его называли Николаем - Чудотворцем. Считалось, что он спасал всех людей и животных от пожаров и наводнений, от всяких бед.

Воспитатель. Каких детей любит Святой Николай?

Дети. Святой Николай любит послушных и добрых детей.

Воспитатель. Что делали дети вечером, накануне праздника?

Дети. Дети загадывали желания и писали ему письма, клали их под подушки, а утром все желания и мечты их сбывались.

Воспитатель. Емеля, оставайся с нами, узнаешь много интересного о других народных зимних праздниках.

Воспитатель обращает внимание детей на календарь.

Воспитатель. Вспомните, какой праздник мы встречали 7 января?

Дети. 7 января мы встречали Рождество. Этот праздник научил нас  с уважением относиться к старшим, быть добрыми, щедрыми.

Воспитатель. Правильно! Только всем, делающим добро будет еще большая благодать. С давних времен на Рождество и после него, на святочной неделе все играли и веселились. Поиграем в святочную игру «Золотые ворота».

Проводится русская народная игра «Золотые ворота».

Одна команда берётся за руки и произносит слова:

Золотые ворота

Открывают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

В это время вторая команда  двигается друг за другом «змейкой». На последние слова дети опускают руки, и те, кто остался в кругу, становится в хоровод, остальные продолжают игру.

Воспитатель. Рождественские святки заканчивались праздником Крещения.  Крещение – светлый праздник, наполненный благодатью и морозной свежестью. Празднуется он 19января.  
Его отмечают посещением церкви всей семьёй, а также праздничным ужином.

Воспитатель. Что делают верующие и закаленные люди?

Дети. Они купаются в проруби, чтобы получить заряд здоровья и бодрости на весь год.


Воспитатель. Скоро в конце феврале мы будем праздновать Масленицу. Что вы знаете об этом празднике?

Дети. На масленицу зиму провожают, а весну встречают.

Воспитатель. Масленица – это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого весеннего тепла. Люди воспринимали весну, как начало новой жизни. Почитали солнце, которое  дает жизнь всему живому. В честь солнца пекли блины.  В дни проводов масленицы на улицах устраивают настоящие  торжества: «масленичные потехи», играют, поют и пляшут, катаются на лошадях, ходят  ряженные с чучелом в руках (символом уходящей зимы). На масленицу люди общаются с близкими, родными, друзьями. В последний день праздника каждый человек просил у родных, соседей прощение за все причиненные обиды.

Воспитатель. Кто летит, кто стрекочет

                         Рассказать нам новость хочет

          Кто это? (Сорока)

Появляется сорока

Сорока. Слышу, слышу, о праздниках говорите. И мне интересно и мне любопытно стало. Как вы могли позабыть, сегодня тоже праздник. А какой, расскажу, когда мне поможете. Увидела я в лесу красивый, блестящий конверт, а там загадки-пиктограммы о птицах. Разгадать их не смогла и к вам прилетела. А так хочется растараторить по лесу. Ой, обидно-обидно! Ведь я все  про всех должна знать.

Воспитатель. Не огорчайся, Сорока-белобока, дети разгадают птиц и придумают слова-украшения для них.

Воспитатель достает загадки-пиктограммы, а дети по желанию разгадывают их.

Сизый, неуклюжий, доверчивый – голубь.

Быстрая, желтогрудая, пугливая, ловкая – синица.

Нарядный, красногрудый, холодолюбивый – снегирь.

Маленький, коричневый, драчливый - воробей.

Большеглазая, зоркая, крылатая, смелая – сова.

Серая, хрипловатая, важная – ворона.

Пестрый, остроклювый, чернокрылый, трудолюбивый – дятел.

Воспитатель. Это, какие птицы? Почему они так называются?

Дети. Зимующие птицы. Потому что они не улетают в теплые края, а остаются с нами зимовать.

Сорока. Спасибо теперь я узнала этих птиц. Полечу домой в лес. Сегодня на празднике все новости буду рассказывать.

Воспитатель. О каком празднике ты говоришь?

Сорока. Разве вы не знаете – сегодня Сретенье. 15 февраля – первая встреча весны. Этот праздник служит границей между зимой и весной: зима идет обратно, а лето – навстречу. Все душевные силы русского народа были направлены на приманивание весны. Какова погода на Сретенье, такова и весна будет.

Воспитатель. Спасибо сорока, что напомнила нам о празднике.

Сорока улетает.

Воспитатель. На Сретенье всегда пекли печенье не простое, а в виде разных домашних животных. Это печенье раскладывали в сараях, чтобы скотина водилась, не болела. В кладовых – чтобы много припасов было; в доме на окнах, чтобы оно оберегало от болезней, несчастья. А еще была традиция – закликивать солнышко. До восхода солнца дети просили солнышко показаться. Если оно выходило, значит, весна откликнулась, нет – жди сильных морозов.

Воспитатель. Не выходит пока солнышко, не откликается весна.

Проводится игра « Что будет, если…».

Воспитатель выставляет модели и постепенно закрывает их темными кругами.

Воспитатель. Представьте, что будет, если все время будет зима?

Дети. Не будет ярко светить солнце. Не согреется после зимы земля. Не пробудятся после зимы деревья. (Не начнется у них сокодвижение) Не появится трава и цветы. Погибнут насекомые. Погибнут перелетные птицы.

Воспитатель. Погибнет все живое. Наступит вечная мерзлота.

Дети. Если все время будет зима, то все живое погибнет.

Воспитатель. Но вы не расстраивайтесь. Пройдет зима холодная, настанут дни весенние. Давайте вместе попросим солнышко показаться.

«Солнечные лучики»

Дети с воспитателем протягивают руки вперед и соединяют их в центре круга, произносят заклички:

«Солнышко-ведрышко, выгляни, красное из-за горы! Выгляни, солнышко, до вешней поры. Выгляни, ясное!»

Затем стоят тихо, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Воспитатель. Что вы почувствовали?

Дети. Я коснулся земли и начал таять снег. Стала пробиваться травка. На деревьях стали лопаться почки и появляться листочки. Появились насекомые. Проснулись дикие животные, которые спали, стала оживать вся природа.

Итог. О чем говорили? В какие игры играли?

Список используемой литературы

  1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А., «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - М.: ВАКО, 2005.
  2. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К., Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования для детей старшей группы детского сада на тему: «Путешествие в зимний лес».

Занятие по экологии для детей старшей группы. Тема: "Путешествие в зимний лес". Автор Юрьева Елена Сергеевна.Программное содержание:•         закрепить представ...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"

Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: Гласные звуки. Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции на...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Гласные звуки.

Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции называть гласные звуки. Подвес...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в области познавательное развитие для детей старшей группы

Тема: «Деревья осенью»Цель: закрепление знаний детей о лиственных и хвойных деревьях.Задачи:- развивающие:Развивать память, логическое мышление, внимание. Развивать мелкую моторику.об...

Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования для детей старшей группы детского сада «Путешествие в зимний лес»

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:бережного отношени...

Конспект интегративной образовательной деятельности с использованием элементов логоритмики для детей старшей группы ДОУ «На лесной поляне»

Использование элементов логоритмики помогает в доступной и игровой форме развивать общие речевые навыки, отрабатывать артикуляционные, мимические, голосовые упражнения, постепенно формировать координа...