Конспект совместной деятельности с детьми по экспериментированию: "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Знахарева Ирина Владимировна

Совместная деятельность с детьми по экспериментированию с использованием здоровьесберегающих и ИКТ технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 70 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной образовательной деятельности

с детьми среднего дошкольного возраста по теме: «Экспериментирование. Волшебница вода».

Воспитатель: Знахарева Ирина Владимировна

Санкт-Петербург

                                                     2012 г.

Задачи:

  1. обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.
  2. уточнить и расширить знания детей о воде,  познакомить детей с физическими свойствами воды, ее значением в природе. Дать первоначальное представление о круговороте воды в природе.
  3. развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы.
  4. активизировать словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
  5. формировать умение правильно строить предложения, учить анализировать, сравнивать, совершенствовать диалогическую речь, развивать артистические, творческие способности детей.
  6. воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности.
  7. воспитывать бережное отношение к воде и к окружающей природе.
  8. способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Предварительная работа:

  1. целевые наблюдения на прогулке;
  2. чтение рассказов, сказок познавательного характера, стихов А. Барто, Н. Некрасова, Я. Акима о воде, дожде, снеге, сосульках;
  3. отгадывание загадок;
  4. опыты с водой, превращение воды в лед, снега в воду;
  5. прослушивание музыкальных произведений;
  6. решение проблемных ситуаций;
  7. рассматривание иллюстраций, картинок;
  8. продуктивная деятельность;
  9. беседы;
  10. игры;
  11. создание в группе условий для театрализованной деятельности воспитателя с детьми.

Методы и приемы:

  1. сюрпризный момент;
  2. словесные: беседы, рассказ воспитателя, вопросы, стихи, загадки;
  3. наглядные: показ, наблюдения, видео загадки;
  4. практические: эксперименты, игры.

Материал к совместной деятельности:

  1. инвентарь для проведения опытов с водой.

Ход занятия

Дети входят в группу. Звучит музыка.

Воспитатель: Мои милые детишки, ребятишки - шалунишки, поскорей ко мне спешите, глазки свои покажите. Красивые глазки,  разные: серые у ………….., синие у ………….., карие у …………, зеленые у …………, но все внимательные и любознательные.

 Я рада вас всех видеть. Протяните мне ладошки, я поглажу их немножко, а вы друг на друга посмотрите и улыбку подарите.

Видео загадка (клип)

Правильно, вода. Мы сегодня с вами поговорим о воде

Воспитатель:  Ребята, так что же такое вода?

…………………………………………………………………………

Ребята, а где встречается вода?

…………………………………………………………………………

А сейчас мы  превратимся в маленькие капельки и отправимся в волшебное путешествие? Давайте произнесём волшебные слова, повторяйте за мной.

В руку палочку возьму,
Ей тихонько я взмахну,
Отправляемся сейчас
Мы в волшебный, светлый час.

Вправо, влево повернусь, в капельку я превращусь.

Звучит музыка дождя, дети говорят волшебные слова и надевают ободок с изображением капельки воды.

Собрались капельки вместе и потекли маленькими ручейками (дети – капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (дети - капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки по реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали капельки в океане, а тут солнышко пригрело (воспитатель поднимает над головой изображение солнца). Стали капельки лёгкими, воздушными, превратились в пар, покружились и сели на ковер.

Вода, как и настоящая волшебница, бывает очень разной.

Давайте вспомним, какая встречается  вода в природе, отгадав загадки на экране, смотрите внимательно:

  1. С тучки, как из решета,

Кап-кап-капает вода!

Рады ей цветы и птички,

Что же это за водичка? (дождь)

  1. Молоко над речкой плыло,
    Ничего не видно было.
    Растворилось молоко –
    Стало видно далеко.
    (Туман)пар)

  1. Зацепилась за карниз,

         Головой свисает вниз.

         Акробатка-крохотулька,

         Зимний леденец – … (сосулька)

Вывод. вода бывает в трех состояниях: жидкая…….., твердая………., газообразная………

Ребята, а как вы думаете, кому нужна вода?

Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется "Для чего нужна вода?"  Давайте выйдем из-за столов и поиграем (проводится игра с мячом).

 ИГРА: дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос "Для чего нужна вода?" и возвращает воспитателю мяч.

Ребята, я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию.

Что делают в лаборатории?

Правильно, проводят опыты.


Опыт 1.  

Ребята, а как вы думаете, какого цвета вода?

………………………………………………………………

Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим. Давайте поиграем в прятки. У вас есть камушки, спрячьте их в воде. Получилось спрятать? Вода прозрачная, в ней всё видно.                                                                                                         Вода не имеет цвета, она бесцветная.                                                                  

Ребята, а как вы думаете, вода может изменять свой цвет? А как это сделать?

 Хотите в этом убедиться?

У Вас на столе 2 стакана с водой, кисточка и краски. Возьмите на кисточку краску и добавьте в воду. Посмотрите что получилось?

Молодцы, вы настоящие волшебники.

Вывод: Вода может изменять цвет, в зависимости от того, что в нее добавили.

Физкультминутка.
Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)
На цветы - (круговое движение правой рукой)
И на дорожку - (обе руки перед собой)
Льется, льется - ой, ой-ой! (покачивание головы)
Побежали мы домой (бег на месте).

Опыт 2.  

Ребята, а как вы думаете, имеет ли вода вкус?

А как мы можем поменять вкус воды?


Давайте проверим.

Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой.

Давайте попробуем. Какая стала вода?

Куда пропал сахар?

Растворился.


Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её.

Давайте попробуем. Какая стала вода?

Куда пропала соль?

Растворилась.


А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль? Добавим в ваши стаканчики с водой несколько капель масла.

Что произошло с маслом в воде.
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

Молодцы ребята. С каким же новым свойством воды вы познакомились?

Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавишь.

Мы с вами узнали, дети, что вода бесцветная, безвкусная, но может изменить цвет и вкус.

Вода у нас настоящая волшебница… Вода - это жизнь, и воду надо беречь! А как же мы будем беречь и экономить воду?

Какие вы молодцы! Мне очень понравилось, как вы выполняли все задания. Капелька из своего царства принесла не только волшебные задания, но ещё и цветные, сладкие леденцы. (угощает детей леденцами.)

До свидания ребята!

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда.

То в снег превратиться, то в лёд,

Растает и снова в поход.

По горным вершинам,

Широким равнинам,

Вдруг в небо взовьётся,

Дождями вернётся.

Вас окружает везде и всегда

Ваша спутница - чудо вода.

Мультипликационный фильм:  «Беги ручеек»