Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Секреты воды» (образовательная область «Познавательное развитие»)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

      Задачи:

  1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: без цвета, без запаха, без вкуса, без формы и т. д. Закреплять навыки проведения лабораторных экспериментов, умение действовать по алгоритму.
  2. Продолжать формировать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам.
  3. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, умение устанавливать причинно-следственные зависимости.
  4. Вовлекать детей в общую беседу, стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос, слушать пояснения педагога.
  5. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
  6. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия (лаборатория, жидкость, жидкая, прозрачная, безвкусная, растворитель, растворяет).
  7. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

 

      Форма обучения: совместная познавательно-исследовательская деятельность.

      Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций, альбомов; рассказы воспитателя на темы «Вода в природе», «Как человек использует воду?»; беседы, наблюдения «Для чего нужна вода?»; опытно-экспериментальная деятельность «Окрашивание воды», «Как снег превращается в воду», «Тонет – не тонет – плавает»;

      Материал и оборудование: магнитная доска, ведерко, стаканы, блюдца, трубочки для коктейля, кувшин с водой, емкости разной формы, сахар, соль, растительное масло, молоко; картинки с изображением разных состояний воды и картотека загадок, мнемотаблица «Свойства воды».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1081_87078.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности

с детьми подготовительной группы «Секреты воды»

(образовательная область «Познавательное развитие»)

      Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

      Задачи:  

  1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: без цвета, без запаха, без вкуса, без формы и т. д. Закреплять навыки проведения лабораторных экспериментов, умение действовать по алгоритму.
  2. Продолжать формировать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам.
  3. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, умение устанавливать причинно-следственные зависимости.
  4. Вовлекать детей в общую беседу, стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос, слушать пояснения педагога.
  5. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
  6. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия (лаборатория, жидкость, жидкая, прозрачная, безвкусная, растворитель, растворяет).
  7. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

      Форма обучения: совместная познавательно-исследовательская деятельность.

      Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций, альбомов; рассказы воспитателя на темы «Вода в природе», «Как человек использует воду?»; беседы, наблюдения «Для чего нужна вода?»; опытно-экспериментальная деятельность «Окрашивание воды», «Как снег превращается в воду», «Тонет – не тонет – плавает»;

      Материал и оборудование: магнитная доска, ведерко, стаканы, блюдца, трубочки для коктейля, кувшин с водой, емкости разной формы, сахар, соль, растительное масло, молоко; картинки с изображением разных состояний воды и картотека загадок, мнемотаблица «Свойства воды».

      Ход деятельности.

      Воспитатель приносит в группу  необыкновенное ведерко, в нем карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух.

      Загадки о воде

  • Люди ждут меня, зовут,
    А приду к ним – прочь бегут. 
    (Дождь.)

Воспитатель. Ребята, а у меня на  каждую загадку есть картинка.

  • Пушистая вата плывёт куда-то.
    Чем вата ниже, тем дождик ближе. 
    (Облако.)
  • Течёт, течёт – не вытечет,
    Бежит, бежит – не выбежит. 
    (Речка.) 
  • Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт,

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

      Воспитатель прикрепляет на магнитную доску карточки с рисунками (ответы на загадки).

      Воспитатель. Все ответы на загадки о чем-то нам говорят. Я уже догадалась, а вы?

      Если дети затрудняются с ответом, им предлагают загадку о воде:

Она и в озере, она и в лужице,

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в реченьке бежит, журчит! (Вода) 

      Ответы детей.

      Воспитатель. Молодцы! Догадались! Это вода. Я столько о ней много знаю, и хочу всё это вам рассказать. А вы хотите узнать? Тогда мне нужна будет ваша помощь. Помогите, пожалуйста, расставить столы.

      Дети вместе с воспитателем расставляют столы, и подбирают материалы для опытов (стаканы, блюдца).

      Воспитатель. Ребята, у нас с вами получилась настоящая лаборатория. Вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей). Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

      Словарная работа: лаборатория (хоровые и индивидуальные повторения).

      Воспитатель.  Мы сегодня с вами станем настоящими учёными и будем проводить опыты с водой. Ведь вода – одно из самых удивительных веществ на планете.

      Воспитатель наливает воду в стаканчики.

      Воспитатель. Готовы ставить опыт? Только сначала я напомню вам  правила безопасного поведения при проведении опытов.

      Не толкай соседа во время работы! Смотри внимательно за действиями воспитателя и повторяй за ним! По окончании опыта не забудь все положить на место!  

      Очень хорошо! Теперь мы готовы!

      Воспитатель (выполняет, комментирует; дети повторяют за ним опыт № 1 «Вода жидкая»). Берём наши стаканчики с водой, и аккуратно выливаем  немного воды на блюдце. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается по блюдцу. 

      Воспитатель. Почему вы смогли перелить воду из стакана на блюдце? Почему вода растеклась по блюдцу? (Ответы детей) Молодцы! Догадались! Потому, что вода жидкая.

      Словарная работа: вода жидкая (хоровые и индивидуальные повторения).  

      Воспитатель. Если бы вода не была жидкой, то смогла бы течь в реках, ручейках, а из крана? (Ответы детей). Поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

      Словарная работа: вода-жидкость (хоровые и индивидуальные повторения).   

      Воспитатель. А какую жидкость вы еще знаете? (Ответы детей). Жидкость изображается вот так  (воспитатель  показывает  мнемотаблицу  «Вода-жидкость»).

      Воспитатель (выполняет, комментирует; дети повторяют за ним опыт № 2 «Вода не имеет вкуса»). Смотрите, что у меня еще есть (показывает и раздает детям трубочки для коктейля). Опустите трубочки в стакан и  попробуйте на вкус воду. Что вы определили?  Какая вода на вкус? (индивидуальные ответы). Вкусная? Сладкая? Солёная? Понравилась? У воды нет вкуса, она безвкусная.

      Словарная работа: вода безвкусная (хоровые и индивидуальные повторения).   

      Воспитатель. А теперь закройте глаза, и представьте, что я вас угостила соком, яблочным. Он имеет вкус, какой? (кислый, сладкий). А если в воду положить сахар? Какая она будет? А если соль?(ответы детей).

      Воспитатель. Вода безвкусная, это можно обозначить вот такой картинкой (воспитатель  показывает  мнемотаблицу  «вода безвкусная»).

      Воспитатель (выполняет, комментирует; дети повторяют за ним опыт № 3 «Вода не имеет запаха»). Приступаем к следующему опыту. Возьмите стаканчик и поднесите к носу, чем пахнет вода? (Дети нюхают воду, отвечают на вопрос воспитателя). Верно! Вода не имеет запаха. А сможет ли кто-нибудь из вас определить, какая картинка обозначает, что вода не имеет запаха? (Дети  показывают  мнемотаблицу  «вода не имеет запаха»).

      Воспитатель. Ну что ж, дорогие мои учёные, наша лаборатория продолжает свою работу. (Воспитатель выполняет, комментирует; дети повторяют за ним опыт № 4 «Чистая вода прозрачная»). Для следующего опыта я возьму 2 стакана. В один налью воды (наливает воду), а в другой..?(молоко). В каждый стакан я отпущу ложку. Что вы заметили? (Дети высказывают своё мнение). Совершенно верно, в стакане с молоком ложки не видно, а в стакане с водой она видна. Что можно сказать про воду, какая она?  Чистая. А ещё как её можно назвать? Прозрачная. Чистая вода прозрачная.

      Словарная работа: вода прозрачная (хоровые и индивидуальные повторения).   

      Воспитатель. Кто покажет нам картинку, которая обозначает, что вода прозрачная? (Дети  показывают  мнемотаблицу  «вода прозрачная»).

      Воспитатель (выполняет, комментирует; дети повторяют за ним опыт № 5 «Вода не имеет формы»). Ребята, как вы думаете, имеет ли вода форму?(Ответы детей). Хотите проверить? Для этого мы с вами проведём ещё один опыт. Нам потребуются вот такие интересные емкости. (Достает широкий салатник и узкий стакан). Сначала возьмем узкий стакан и наполним его водой. Затем перельем эту воду в широкий салатник. Посмотрите, что происходит с  водой?  (Ответы детей). Форма, которую принимает вода, все время изменяется. У меня есть резиновая перчатка. Сейчас мы будем наливать в неё воду. Маша, помоги мне, пожалуйста! Я буду держать перчатку, а ты наливай воду. (Наливает воду в перчатку). Видите, вода приняла форму перчатки. Что же можно сказать о форме воды?  (Ответы детей). Вода не имеет формы, а принимает форму того предмета, в котором находится. Какой картинкой мы обозначим, что у воды нет формы? (Дети показывают  мнемотаблицу «вода не имеет формы»).

      Воспитатель (выполняет, комментирует; дети повторяют за ним опыт № 6 «Вода - растворитель»). Ребята, интересное вещество вода? Тогда продолжаем наши опыты. Для этого я приготовила вам еще кое-что. (Достает сахарницу с сахаром, солонку с солью и бутылочку растительного масла, каждая закрыта салфеткой). Хотите узнать, что спрятано под салфетками? Тогда подходите ко мне. Сначала нужно отгадать загадки:

  • Что же это за песочек, 
    Сладок с ним у нас чаёчек,
    В каждой кухне проживает,

Всем хозяйкам угождает  (сахар).

      Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

      Воспитатель. Теперь вторая загадка.

  • Отдельно – я не так вкусна,

Зато я очень солона,

И в пище — каждому нужна (соль). 

      Воспитатель убирает салфетку со второго блюдца.

  • Желтое, а не солнце,

Льется, а не вода,

На сковороде – греется,

Брызгается и шипит (масло).

      Воспитатель. Верно! Справились со всеми загадками. Ребята, как вы думаете, соль и сахар боятся воды? (Ответы детей). А давайте мы проверим! Возьмём стаканчик с водой, и бросим в него кусочек сахара.  (Просит одного из детей положить сахар в стакан даёт ложку и просит помешать). Что произошло с сахаром? (Ответы детей). Его не стало, он пропал, исчез! Почему? Он растворился.

      Словарная работа: вода - растворитель (хоровые и индивидуальные повторения).   

      Воспитатель. Теперь я попрошу …положить соль в стаканчик. (Ребёнок кладет  ложку соли в стаканчик). Что произошло с солью? (Ответы детей). Её тоже не стало! Почему? Она также как сахар растворилась в воде.

      Словарная работа: вода - растворитель (хоровые и индивидуальные повторения).   

      Воспитатель. А теперь скажите мне, соль и сахар боятся воды? (Ответы детей). Верно! Потому, что, она их уничтожает, растворяет. Значит вода – растворитель. Какая картинка подскажет нам, что вода – растворитель? (Дети показывают мнемотаблицу «Вода – растворитель»).

      Воспитатель. Ребята, как вы думаете, все ли вещества могут растворяться в воде? (Ответы детей). Сейчас я попрошу кого – нибудь из вас помочь мне. Мы  попробую налить немного растительного масла  в наш стаканчик, и мы посмотрим, растворится ли оно в воде так же как сахар и соль? (Воспитатель добавляет в стаканчики с водой растительное масло, спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с маслом в воде).

      Воспитатель. Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности желтыми капельками. Значит, оказывается, не всё растворяется в воде.

      Воспитатель. Ребята, скажите мне, кто из  вас ездил летом на речку купаться?  Что можно увидеть в воде? (Ответы детей). Вы всё говорите верно, а можно ли увидеть себя, своё лицо? Оказывается, можно! А где ещё можно себя увидеть? (В зеркале). Вода – это не зеркало, но оказывается в неё можно смотреться, как в зеркало, и видеть там себя. (Воспитатель показывает картинку). Летом, когда поедите на речку, обязательно посмотритесь в речную воду.

      Воспитатель. У нас с вами осталась одна картинка – «вода – зеркало».

(Мнемотаблица «вода-зеркало»). Как много картинок про воду мы собрали.

Кто из вас сможет по этим картинкам рассказать, какая она – вода? (Дети с разным уровнем развития, рассказывают о свойствах воды с помощью  мнемотаблиц).  

      Воспитатель. Еще у меня есть интересная книга – энциклопедия, из которой вы можете узнать ещё много нового о воде. Вода нужна всему живому на планете. Нужно беречь воду. Беречь воду – это значит, беречь жизнь, здоровье и красоту! А ещё необходимо беречь воду, потому что запас воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

      А знаете ли вы, что 22 марта (это совсем скоро, в воскресенье) отмечается "Всемирный день воды". Существует специальная организация, которая охраняет всю воду нашей Земли. И мы с вами тоже должны беречь воду и следить, чтобы и в группе и дома были закрыты водопроводные краны, не капала зря вода.      

      Воспитатель. Вот как много мы сегодня вспомнили и узнали о воде! Вы сегодня были настоящими учёными. Мне было очень интересно! И у меня для вас есть еще один маленький сюрприз – картинки-раскраски, которые так и называются «Кому нужна вода?». Но сначала, нужно навести порядок в нашей лаборатории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области познавательное развитие " Спасение птиц"

Итоговое занятие по ФЭМП в подготовительной группе с использованием игровых технологий.Занятие построено в форме путешествия на корабле в поиске птиц,которых заточила в замке Зима.В процессе занятия д...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Снеговик» Образовательная область: «Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений»

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Снеговик» Образовательная область: «Познавательное развитие: формирование элементарных математических пр...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" (с использованием технологии сказкотерапии, игротренинга, здоровьесберегающей технологии) «По произведениям В.В.Бианки»

ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В. Бианки. Задачи: - в игровой форме обобщить знания, полученные при знакомстве с творчеством В.В. Бианки;- способствовать формированию первых по...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы (6-7лет) Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Путешествие по зимнем лесу»

Тема: «Путешествие по зимнем лесу»Задачи:-Уточнение, расширение и активизация словаря по теме  « Зима», «Дикие животные»;-Упражнять детей в образовании и практ...

Методическая разработка - конспект совместной деятельности в соответствие с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие»: «День зелёного цвета, или Путешествие в Изумрудный город»

Данная методическая разработка была произведена с целью корректировки психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста. Этот конспект совместной деятельности был создан в соответствие с ФГОС Д...