Использовании в непосредственно образовательной деятельности технологий деятельностного типа. Детское экспериментирование по очистке воды. Старший возраст.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ребёнок-дошкольник уже сам по себе является исследователем, проявляя интерес к разным видам различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию. Проводя занятия этого цикла, мы ориентируемся не только на приобретение ребенком знаний, но и на развитие личности, усвоение ребёнком способов познания, саморазвития. При проведении организованной деятельности, используем следующие технологии: игровая, поисковая, проблемно-ориентированная, технология диалогового общения, здоровьесберегающая. В группе создана предметно развивающая среда, обеспечивающая проведение опытов, наблюдений, экспериментов. У нас работает «Лаборатория Почемучек»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya._eksperimentirovanie._ochistka_vody.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование в непосредственно образовательной деятельности технологий деятельностного типа.  Детское экспериментирование по очистке воды»

Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования через технологии деятельностного типа.

Задачи:

Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

Развивать поисково-познавательную деятельность детей, экологическую культуру.

Интеграция образовательных областей:

Познание: проводить несложные опыты с водой. Продолжать развивать познавательную активность детей, используя технологии деятельностного типа (экспериментирование, создание проблемных ситуаций). Продолжать учить детей работать с моделями: соотносить свои действия с последовательностью операций изображенных на модели. Развивать любознательность.

Коммуникация: воспитывать умение договариваться  друг  с другом для решения общей задачи. Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли. Развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.

Здоровье: дать понятие значимости воды в жизни человека, понятие «загрязнение»

Социализация: формировать партнерские отношения у детей в процессе исследовательской деятельности

Словарная работа: обогащение словаря – загрязнение, фильтрование, очистка воды; слова-действия – бежать, журчать, литься, капать, стоять, бушевать, шуметь, журчать.  

Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные – рассказ, объяснение, беседа;  наглядные – использование ТСО (презентация) ,  практические – использование метода наглядных моделей, проведение опытов.

Материалы: халаты для работы в лаборатории; необходимая посуда для проведения опытов - стеклянные воронки, прозрачные стаканы, различные фильтры.

Предварительная работа: опытническая деятельность в группе; наблюдения за природными явлениями: туман, иней. Беседы на темы «Где рождается снег», «Путешествие маленькой капельки», «Как вода приходит в наш дом». Отгадывание загадок,  чтение художественной литературы: экологическая сказка «Жила-была река», заучивание стихотворений о воде, дожде, снеге: «Облака» Я. Аким, «Мороз» Н. Некрасов, «Дождь» А. Барто. Просмотр мультфильма «Ежик в тумане», «Родничок и заяц Коська». Подвижные игры: «Ручеек», «Мы - капельки», «Иней, мороз и льдинки».

Зашли дети. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня много гостей. Давайте познакомимся с ними. Меня зовут Н.Г. каждый ребенок, называет свое имя  - (Я Данил Ковалени и т.д) . Давайте подарим нашим гостям свои улыбки и хорошее настроение.

1. Информационный этап. 

  1. Приглашаю детей пройти на стульчики. Включаю журчание воды.  Ребята, а вы догадались, что это такое?  Закройте, пожалуйста, глазки, подумайте,  что вы представляете,  при слове вода?   Выслушиваю ответы детей: дождь, лужа, река, снег, лед, океан. Вы правы, все то, что вы назвали  – это вода. Молодцы!
  1.  Ребята, вы знаете, я слышала такое высказывание «Волшебница вода», как вы думаете, почему ее называют волшебницей? Ребята, у меня к вам просьба, когда вы будете отвечать, используйте слова-подсказки ( может быть, потому что, возможно, предположим, я думаю, я считаю). Выслушиваю ответы детей, и если не прозвучит нужный  ответ, снова задаю вопрос: «А что умеет делать волшебник?» (колдовать, волшебничать, превращаться). А вода во что-нибудь умеет превращаться? Во что? Выслушиваю ответы детей, подвожу итог: вы все правильно сказали, вода может быть в виде дождя, инея, снега, тумана, града, пара). Показ слайдов.

  Игра малой подвижности. (Активизация словаря, подбор глаголов, смена статичной позы)

Ребята, хотите немножко отдохнуть и поиграть? (Да!) Я предлагаю вам игру «Капельки и тучка» вы будете моими капельками, а я тучкой. Согласны? Пора моим капелькам - деткам в путь отправляться.  Как только зазвучит музыка,  вы превратитесь в шаловливый летний дождик, который  напоит землю, освежит деревья, умоет цветы и поиграет с ребятами. Пока играет музыка, дети двигаются. Музыка закончилась, зову детей: «Капельки, хватит шалить, вы уже из капелек превратились в водичку. Скажите, пожалуйста, а что же умеет делать вода?  Дети подбирают глаголы – бежит, журчит, льется, течет, стоит, бурлит, капает, бушует. Игру можно провести с волшебной палочкой. Вы все правильно сказали. Молодцы! Проходите, пожалуйста, на стульчики.

  1. Как вы думаете, кому нужна вода? (человеку, животным, растениям).    Оказывается, вода  нужна всем-всем на земле – и человеку и маленькой букашке и растениям и животным. Где человек использует воду? (судоходство, электростанции, заводы, фабрики, строительство)
  2.  Вы можете мне сказать, как вода приходит к нам в дом? Представьте себе, что бы случилось, если вдруг вся вода на земле исчезла? (используйте слова-подсказки).  Выслушать ответы детей, обобщить сказанное.
  3. Ребята, вам знакомо такое слово «загрязнение»? Что это такое? Как происходит загрязнение воды? Чем это опасно для человека, для животных, для растений?

2.      Мотивация.         

Включаем презентацию.  На экране появляются красные буквы,  и звучит голос: « Внимание! Внимание! Внимание!       В программе по защите Земли произошел сбой. Нашу Землю окутало огромное грязевое облако, и произошло загрязнение воды на всем земном шаре. Всем научным лабораториям срочное задание – необходимо провести исследования и найти     различные способы очистки воды, для того чтобы спасти на Земле жизнь»

Ребята, а мы можем, как то помочь? Что мы сможем сделать? Выслушиваю ответы детей и приглашаю их к доске.

Давайте наметим план действий. ( Метод трех вопросов)

1. Что мы будем делать?     проверять различные способы фильтрации воды, очищать воду.

2.    Для чего это мы будем делать?  Чтобы помочь жителям Земли.

3.   Как мы это будем делать?   Проведем опыты.

Как вы думаете, с помощью чего можно фильтровать воду, очищать ее, может быть, кто-нибудь знает? Выслушать предположения  и ответы детей.

Обратите внимание на наши рабочие места – там 4  лаборатории, а сколько вас? Как нам распределиться, чтобы в каждой лаборатории было одинаковое количество детей?  (образовать пары)  Прежде чем приступить к работе,  что нужно сделать в первую очередь?  (надеть халаты). Для чего?

А какие правила необходимо соблюдать  при работе в лаборатории?

  1. Быть осторожными со стеклянными предметами!
  2. Ничего не пробовать на язык!
  3. Не вдыхать знакомые и незнакомые вещества!

Напомните мне, пожалуйста, что мы сейчас с вами будем делать? (фильтровать воду, очищать ее). А давайте ее сначала рассмотрим ее, какая она?  Предлагаю детям два емкости с водой: чистая вода и вода с мешанная с маслом. Можете ли вы определить, где чистая вода? Как вы это определили? А какая вода во второй емкости? Можно ли ее употреблять? Почему?

Прежде чем мы с вами пойдем в лабораторию, я хочу у вас спросить, кто там работает? (ученые, лаборанты, научные сотрудники). Правильно. И сейчас я предлагаю всем научным сотрудникам пройти в свои лаборатории. С чего мы начнем нашу работу? (ответ ребенка – нужно  рассмотреть последовательность выполнения действий по схеме.  Ребята, будьте внимательны, в каждой лаборатории свой алгоритм действий.

Дать им время рассмотреть карточки, спросить все ли им понятно. Спросить у каждой пары какой у них фильтр или с помощью чего вы будете фильтровать воду?  Можете приступать к работе.

3. Выполнение действий, анализ.

1 лаборатория (на стакан наклеена цифра 1)

Стакан – воронка – в воронку размещают марлю, сложенную в несколько раз – ватные диски – песок - марля

2 лаборатория (на стакан наклеена цифра 2)

Стакан – воронка – фильтр из марли – цветные камушки – ватные диски -марля..

3 лаборатория (на стакан наклеена цифра 3)

Стакан – воронка – фильтр из  марли -  ватные диски – древесный уголь - марля

4 лаборатория (на стакан наклеена цифра 4)

Стакан – воронка-марля –салфетки – цветные камушки - марля.

Нужно иметь еще один стакан с маслянистой  водой  для сравнения в конце опытов.

Когда все пары закончат свою работу, мы выставляем стаканы с очищенной водой в ряд, для того, чтобы сравнить какая вода очистилась лучше. Затем на доске оформляем панно – фиксация наших опытов.

Что мы с вами сегодня делали? Для чего мы это делали? Какие фильтры использовали? Какой у нас получился результат?  Какой фильтр очистил воду лучше?  Можно ли сейчас употреблять эту воду?  Какой мы можем сделать вывод?

Как вы думаете, мы справились с заданием? Теперь  можно отправить наши результаты     в главную лабораторию, я думаю, что наши исследования помогут очистить грязную воду и этим помогут нашей планете.

4. Релаксация.

Ребята, как бы вы оценили нашу сегодняшнюю деятельность? (понравилось – не понравилась). Предлагаю детям выбрать настроение нашего занятия – два смайлика веселый и грустный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию Тема:"Теремок" для детей старшего возраста

Развитие познавательных интересов и речи.Закреплять понятие лес и его обитателях,развивавать внимание память мышление....

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в области познания и картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Вода».

Материал разработан для проведения  исследований свойств воды с детьми старшего дошкольного возрастах. Предложенные опыты с водой помогут детям систематизировать знания о свойствах воды.   ...

Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Путешествие по Санкт-Петербургу» (для детей старшего возраста 6 -7 лет)

Материал для ознакомление детей с родным городом. Посредством проведения игр, занимательных задач, изучения достопримечательночтей Санкт-Петербурга....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию (нравственное –воспитание) логопедической группы старшего возраста: на тему «Дарите людям добро»

Структурное подразделение муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детского сада №12 г. Челябинска"          Консп...