Интегрированная образовательная деятельность "Я чувствую"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Интегрированная образовательная деятельность "Я чувствую" (для старшего дошкольного возраста) с элементами экспериментирования и здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ya_chuvstvuyu.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированная образовательная деятельность. «Я чувствую».                                       ( для старшего дошкольного возраста.)

Цель: Повторение и закрепление знаний  об органах чувств, их роли в восприятии человеком окружающего мира.

 

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей об органах чувств как ценности, о которой необходимо постоянно заботиться и об их значении для человека при восприятии им окружающего мира

Развивающие:

-  развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Воспитательные:

-  воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, ответственность за свое здоровье, помочь осознать необходимость следить за своим здоровьем.

Области интеграции : «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Безопасность».

Оборудование:

- предметные картины по теме занятия

- шапочки «Юный ученый» по количеству детей

- «Капитошка»

- грецкий орех

- шарф

- мешочек с красным, желтым и зеленым яблоками

- мешочек с мандарином

- мешочки с различными наполнителями (апельсин, чеснок, лимон, яблоко, шоколад, сосиска, духи)

- - кусок ткани

- колокольчик, шуршащий пакет, погремушка, стакан и ложка, барабан

- модель уха (Внутри рулона туалетной бумаги находится цилиндр из тонкого картона. Возьмите его и натяните на одно из отверстий тонкую пищевую пленку, закрепив ее по кругу скотчем. У вас получится своеобразный барабан, а точнее — барабанная перепонка, похожая на ту, которая есть у каждого из нас в ухе. Во второе отверстие цилиндра вставьте рупор, свернутый из бумаги, узким концом внутрь: Это имитация ушной раковины.)

- мешочек с предметами  гиены (зубная щетка, зубная паста, мыло, зеркало, расческа, носовой платок, щетка для одежды)

-  стаканчики с соленой, горькой, сладкой и кислой водой

- ватные палочки

- картинки с полезными и вредными продуктами

- мусорная корзина

- различные предметы (кубик, бархатная бумага, коробочка, ребристая трубка)

                                                                                                                                                       

Ход занятия.

- Здравствуйте, ребята.

1. Коммуникативная игра «Ты шагай!»

1. Ты шагай, ты шагай                                     - ритмично шагать в любом направлении,

 Своей дорогой, не зевай!

Ты шагай, ты шагай,

Себе пару выбирай!                                           - остановиться лицом к партнеру,

Поздоровайся ладошкой,                                  - хлопать в ладоши партнера,

Поздоровайся и ножкой,                                    - коснуться ногами ног партнера,

Плечиком                                                          - коснуться плечом плеча партнера

и локотком                                               - коснуться локтем локтя партнера,

И, конечно, язычком: - Здравствуй!     - поздороваться с партнером,

2. Ты шагай, ты шагай                             - ритмично шагать в любом направлении,

Своей дорогой, не зевай!

Ты шагай, ты шагай,

Другую пару выбирай!                                 - остановиться лицом к новому партнеру,

Поздоровайся головкой.                           - кивать головкой партнеру,

Как ты делаешь все ловко!                      - показать поднятый вверх большой палец      

                                                                           (остальные собраны в кулак)

Пальчиком                                               - коснуться пальцев партнера,

и кулачком                                               - коснуться кулачком кулачков партнера,

И, конечно, язычком: - Здравствуй!      - поздороваться с партнером,

3. Ты шагай, ты шагай                             - ритмично шагать в любом направлении,

Своей дорогой, не зевай!

Ты шагай, ты шагай,

Другую пару выбирай!                                 - остановиться лицом к новому партнеру,

Поздоровайся макушкой                               - коснуться макушкой макушки партнера,

И своим красивым ушком,                            - коснуться ухом уха партнера,

Спинкой,                                                          - коснуться спиной спины партнера,

тепленьким бочком                                           - коснуться боком бока партнера,

И, конечно, язычком: - Здравствуй!                - поздороваться с партнером.

-  Ребята, посмотрите, что случилось с нашим  Капитошкой?

- Он потерял глаза, нос, уши, рот, руки.

-Может они и не нужны совсем ему?

- Ответы детей.

-  Давайте, поможем их ему найти.  Сегодня мы будем юными учеными и узнаем, зачем они нам нужны.

- Садитесь за столы, одевайте шапочки ученых.

2.  Командир – мозг.

- Итак, начинаем.

-Ответьте мне на вопрос «Кто такой командир?!

- Ответы детей.

- А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"? (показ изображения мозга)

- Кто из вас знает, как его зовут?

- Ответы детей

- Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. Покажите на себе, где он находится.

- Мозг находится в черепной коробке. На что он похож?

- Ответы детей.

- Правильно, на грецкий орех (показ)

- У мозга – командира есть секрет. Он запоминает надолго картины, звуки, запахи и никогда их не забывает. А что помогает мозгу все это запомнить?

- Ответы детей.

- Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам узнавать окружающий мир.

3. Орган зрения  - глаза.

- Отгадайте загадку:

Живет мой братец за горой,

Не может встретиться со мной.

- Ответы детей.

- Правильно, это глаза. Скажите, зачем человеку глаза?

- Ответы детей.

- Давайте, выясним с помощью экспериментов, зачем нам глаза?

- Первый эксперимент. В мешочке лежат яблоки. Нужно достать красное яблоко. Достаньте зеленое яблоко. Сложно? Можно ли наощупь определить цвет?

- Ответы детей.

- Второй эксперимент. Дети встают на ковре. Ребенку с завязанными глазами нужно пройти и не задеть других.

- Так зачем нам нужны глаза?

- Ответы детей.

- С помощью глаз мы определяем  расположение, цвет, форму, величину предметов.

- Но чтобы глаза хорошо видели, их надо беречь. Как?

- Ответы детей.

- Давайте выполним упражнения для наших глаз.

Гимнастика для глаз.

Проведем, друзья, сейчас

Упражнения для глаз.

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Их потом мы закрываем.

Чтобы было больше силы,

К ним ладошки приложили.

1, 2, 3, 4, 5

Можно глазки открывать.

- Возвращаем нашему Капитошке глаза.

4. Орган обоняния - нос.

- У меня есть мешочек, в нем что-то лежит. Надо определить, что в нем лежит. Как мы это можем сделать?

- Ответы детей.

- Давайте понюхаем. (несколько детей нюхает)

- Что лежит в мешочке?

- Мандарин.

- Правильно. Что помогло вам почувствовать запах мандарина?

- Нос.

- Проведем эксперимент. Игра «Узнай по запаху»

- У меня есть мешочки с разными продуктами. Попробуйте определить, что в них лежит.

- Так зачем нам нужен нос?

- Ответы детей.

- С помощью носа мы определяем запах предметов.

- Но чтобы нос хорошо чувствовал, его надо беречь. Как?

- Ответы детей.

- Давайте выполним массаж наших носиков.

Самомассаж носа.

Чтоб не кашлять, не чихать

Надо носик растирать.

 Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим.

- Возвращаем нашему Капитошке нос.

5. Орган слуха – уши.

- Отгадайте загадку:

- Маму с папой слушать Помогают…

- Ответы детей.

- Правильно, это уши. Скажите, зачем человеку уши?

- Ответы детей.

- Давайте, выясним с помощью экспериментов, зачем нам уши?

- Первый эксперимент. (« Что шуршит»).У меня под салфеткой спрятаны предметы, которые могут издавать звуки. Сейчас я буду брать по одному предмету и он будет издавать звук. Вы  должны будете узнать предмет по звуку. Закройте глаза и внимательно слушайте.

Что помогло вам услышать звуки?

- Уши.

- Второй эксперимент. Сейчас мы узнаем как устроено наше ухо. Посмотрите, это модель уха. Это ушная раковина. Дотроньтесь до своего уха, то что мы называем ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук. Чем больше уши, тем больше звуков попадает и мы лучше слышим. (например, у зайца). А это барабанная перепонка – тоненькая пленочка, которая есть у каждого из нас в ухе. Звук ударяется о перепонку и мы его слышим. Если мы будем кричать в рупор, то вы увидите как дрожит пленка. А оттуда все передается в мозг. Кто хочет попробовать?

- Если мы будем кричать очень громко, слушать громкую музыку, то эта перепонка может порваться, и  тогда мы не будем слышать.

- Так зачем нам нужны уши?

- Ответы детей.

- С помощью ушей мы определяем звуки окружающего мира.

- Подумайте, что было бы, если мы перестали бы слышать?

-  Очутились в полной тишине.

-  Сейчас мы с вами поиграем в тишину. Закройте руками свои уши и послушайте тишину. А теперь откройте уши и послушайте звуки вокруг нас. Скажите, что вы слышите?

-  Чирикают воробьи, голоса детей и т.д.

- Уши надо беречь. Как?

- Ответы детей.

- Давайте выполним массаж наших ушей.

Самомассаж ушей.

Чтобы уши не болели - пальцами мягко разминают ушные раковины.

Разомнём мы их скорее.

Вот, сгибаем отпускаем -пальцами сгибают ухо и отпускают.

И опять всё повторяем.

Козелок мы разомнём- большим и указательным пальцем растираем козелок.

По уху пальчиком ведём- проводят указательным пальцем по краю ушн. рак.

И ладошкой прижимаем- прижимают ладонями

Сильно- сильно растираем- энергично растирают уши ладонями.

 Ушкам отдыхать пора,

Вот и кончилась игра.

- Возвращаем нашему Капитошке уши.

6. Орган осязания – кожа.

- Отгадайте загадку.

Пять братцев вместе родятся, а росту разного.

- Ответы детей. (пальцы)

-На коже нашего тела находиться множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета, их поверхность. Кожа – орган осязания.

- Проведем эксперимент. Ребенку завязывают глаза, и он наощупь определяет, что это за предмет и какой он, теплый, холодный, гладкий или шершавый.

- Следующий эксперимент. Игра «Волшебный мешочек». Дети наощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды) и рассказывают, для чего они предназначены и как ими пользоваться.

- Для чего нам нужны руки?

- Ответы детей.

- Посмотрите, какие разные у вас руки. У мальчиков они сильные, крепкие. А у девочек – нежные, ласковые.

- А сейчас мы с вами  поиграем с нашими руками.

Физминутка «Здравствуй, дружок»

Здравствуй, миленький дружок!        Ведущий приветствует детей,

Становись скорей в кружок! - ведущий приглашает всех в круг,

Здравствуй нос, - коснуться рукой носа,

Рот, рта,

 голова, головы,

Щеки, щек,

уши, ушей,

лоб, лба,

глаза, глаз,

Плечи, - опустить ладонь одной руки на противоположное плечо,

плечи, - то же другой рукой,

шея, - обхватить ладонями шею,

грудь. - опустить ладони на грудь,

Не забыть бы что-нибудь! - приставить указательные пальцы к вискам и покачать головой,

Руки хлоп, хлоп, хлоп. - 3 хлопка в ладоши,

 Ноги топ,топ, топ. - 3 притопа,

Здравствуй, солнце и звезда, - помахать руками над головой,

Здравствуй «нет» - мотать головой,

и здравствуй «да»!   - кивать головой.

- Возвращаем Капитошке руки.

7. Орган вкуса – язык.

Отгадайте загадку:

Всегда во рту, а не проглотишь.

- Ответы детей.

- Правильно, это язык. Зачем человеку язык.?

- Ответы детей.

- Давайте, выясним с помощью эксперимента, умеет ли ваш язычок определять вкус?

- На столах у вас стоят стаканы с разными растворами. Берите ватные палочки м обмакивайте в растворы и дотрагивайтесь до разных зон языка – на кончике, в середине, по бокам, сзади. Где вы почувствуете какой вкус.

- Ответы детей.

-  Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определённый вкус.

Кончиком языка мы воспринимаем сладкое и соленое, боковыми частями – кислое, а корень языка чувствует горькое.

- А теперь давайте поиграем. Игра «Вредно - полезно».

На доске изображены различные продукты питания (овощи, конфеты, фрукты, чипсы, молоко, газированный напиток в бутылке, рыба, мороженое, яйца, черный хлеб и т. п.). продукты. Нужно вредные выбросить в мусорную корзину.

- Так зачем нам нужен язык?

- Ответы детей.

- С помощью языка мы определяем вкус продуктов.

- Чтобы наши язычки были более чувствительными, выполним гимнастику для язяка.

Артикуляционная гимнастика

Щечки, щечки-колобочки,          - «надувать» щеки;

Просыпайтесь!

Ротик, ротик, не ленись,           - широко открыть рот;

Открывайся!

Зубки, зубки, где же вы?              - покусать язычок;

Не зевайте,

Язычок мой весь, весь, весь

Покусайте!

Покусайте губки, чтобы              - покусать губы;

Покраснели,

Чтобы дуться, обижаться

Уж не смели!

Зубки, вы же не грязнули,         - провести языком между губами и

Умывайтесь!                                зубами, как бы очищая зубы;          

Ну, а вы, ребята, чаще

Улыбайтесь!                             - улыбнуться.

 - Возвращаем Капитошке рот.

- Посмотрите, мы все вернули нашему Капитошке.

8. Игры.

Дидактическая игра «Один – два»

- Назовите, что в теле человека есть по – одному и по- два.

- Две руки, два уха и т.д

- Одна голова, один нос и т.д.

- Игра «Да» и «Нет»

Любят дети утром рано

Глазки мыть водой из крана? (Да)

Моют детки носик чисто? (Да)

Ну, а зубы любят чистить? (Да)

А капризничать, кричать? (Нет)

Лечь в ботинках на кровать? (Нет)

Любят собирать игрушки? (Да)

Прыгать на своей подушке? (Нет)

Сказки с мамою читать? (Да)

Листики у книжки рвать? (Нет)

Маму слушаться всегда? (Да)

Плакать громко иногда? (Нет)

Любят песни слушать ушки? (Да)

Наши дети все послушны? (Да)

Клим играет целый день,

А сложить игрушки лень.

Дети, дайте мне ответ,

Хорошо ли это?

(Нет)

Время в садик собираться,

Клим не хочет одеваться.

Дети, дайте мне ответ,

Хорошо ли это?

(Нет)

Маша маме помогает,

 Пыль в квартире вытирает.

 Поступайте так всегда.

Хорошо ли это?

(Да)

Заболела мама Люды,

Людочка шуметь не будет,

Тихо посидит она.

Хорошо ли это?

(Да)

Лена спать когда ложится

Сложить вещи не ленится,

Все в порядке. Так всегда!

Хорошо ли это?

(Да)

Кушать суп не хочет Петя,

Хлеб не ест, не ест котлеты,

Просит только он конфет.

Хорошо ли это?

(Нет)

Каждый раз перед едой

Руки теплою водой

Моет Катенька всегда.

Хорошо ли это?

(Да)

9. Итог занятия.

- : Ребята, мы с вами сейчас о чём говорили?

- Ответы детей.

- Все наши органы чувств важны и помогают нашему мозгу.

- Вы все сегодня были настоящими юными учеными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с использованием театральной деятельности "В гостях у бабушки Настасьи"

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе детского сада по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности....

Интегрированная образовательная деятельность (образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество») в подготовительной группе "Волшебство зеркал"

развивать сообразительность, память, связную речь, умение логически мыслить, творческое (образное) мышление, умение мимикой и жестами передавать характерные особенности сказочных героев, умение анализ...

Конспект интегрированной образовательной деятельности. Образовательная область: «Коммуникация», «Художественное творчество» (аппликация), «Физическая культура». Тема: «Игрушки»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи, аппликации и физической культуре.Тема: «Игрушки». Программное содержание данного занятия: закреплять правильное произношение гласных и согласных зву...

Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности на тему: «Влияние чувства ритма на координацию движений ребёнка»

Современный мир ставит перед нами цель повышения  уровня образования в дошкольном образовании. Однако сохранение здоровья наших детей стоит в приоритете. На мой взгляд, решение вопроса повышения ...