занятие - познавательный практикум "Путешествие на парфюмерную фабрику"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кульгускина Галина Николаевна

Это конспект  занятия  со  множеством  опытов  и экспериментов для детей  старшей  группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл познание22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект    занятия

«Путешествие  на  парфюмерную фабрику»

(познавательный практикум) в старшей санаторной группе

        Воспитатель: Кульгускина Г.Н.

Программное содержание:

Познакомить детей со смысловым значением слов «парфюмерия», «парфюмерная фабрика», «парфюмерная фабрика растений» - пахучие желёзки, в которых находится эфирное (летучее) душистое масло, придающее запах цветам, травянистым растениям, плодам; познакомить с помощью игровой ситуации с технологией изготовления «духов»; совершенствовать обонятельные ощущения детей; развивать исследовательские навыки; уметь самостоятельно исследовать объект, логично отстаивать свою точку зрения; способствовать проявлению у детей чувства собственной значимости, гордости за собственный результат.

Активация словаря:

Эфирное (летучее) масло, парфюмерия, аромат, парфюмерная фабрика, парфюмер, испариться (исчезнуть), пахучие желёзки, лупа.

Материал:

Отдельные полоски бумаги со следующими словами, написанными печатными буквами: «парфюмерия», «духи», «аромат», «приятный запах», «парфюмерия»; стаканчик с узкими длинными полосками бумаги (по две на каждого ребёнка); кусочек хлеба; еловая шишка; небольшой спил дерева; чайная ложка и деревянные чашки на каждого ребёнка; белые халаты и шапочки; лупы на каждого ребёнка; заранее измельчённая зелёная масса из листьев лимонника и герани душистой; изделия мужской и женской парфюмерии:        духи, одеколон, туалетная вода, дезодорант, спирт;

пластмассовые шприцы без игл на каждого ребёнка, два красивых флакона небольших размеров для созданных «духов»; приз «парфюмерам» - медали; растения в горшочках: лимонник, герань душистая.

На мольберте в групповой комнате - иллюстрации с изображением женских и мужских швейных изделий, обуви, мебели, булочных изделий. Предлагаю назвать место, где изготавливают эти предметы (швейная фабрика, обувная, кондитерская, мебельная фабрика, хлебный комбинат)

  1. А как вы думаете, - предметы, которые мы сейчас называем, имеют запах?

Предлагаю детям, передавая по кругу, понюхать следующие предметы: кусочек хлеба, еловую шишку, тканевый мешочек с пряным растением: мелиссой или душицей.

  1. Когда нюхали эти предметы, что вы чувствовали? (запах). Запахи были одинаковые? А для чего человеку нужно уметь не только чувствовать, но и различать запахи?

Идут высказывания детей

Предлагаю детям присесть на ковёр (стулья) и послушать интересный рассказ о жизни древних людей:

  1. Жизнь древних людей зависела от различения ими запахов. Древние люди жили в лесу, и запах предупреждал их о вспыхнувшем пожаре, запах предсказывал, свежа пища или нет, годится ли вода для питья. В древние времена люди говорили, что «нос надо держать по ветру». Как вы понимаете это выражение?

Идут ответы детей.

Обобщаю ответы детей. Чем больше древний человек различал запахов, тем легче ему было выследить животных для добычи и спокойнее жить в лесу. А когда древние люди устраивали праздник по поводу удачной охоты, им нравилось, особенно женщинам, натирать своё тело каким- нибудь душистым растением или даже корнем. Но приятный запах быстро исчезал, и древние люди очень огорчались. Прошло много-много-много лет... И люди научились прятать приятные запахи, душистые ароматы. Как вы думаете, дети, куда?

Снимаю большую салфетку с середины стола, на котором стоят флаконы мужской и женской парфюмерии: по три предмета. Даю возможность детям рассмотреть и понюхать их, выразив свои эмоции, но не открывать пробки флаконов. На узкие бумажные полоски, нанести каплю из флакона и предлагаю понюхать детям. Уточняю у каждого ребёнка, что напоминает ему этот аромат, связан ли этот запах с каким-нибудь случаем из их жизни.

А как одним словом можно назвать все эти предметы? - обвожу круговым жестом флаконы духов, туалетной воды, мыло, дезодоранты. Вспомните, пожалуйста, как эти предметы называют ваши мамы, папы или, может быть, старшие сёстры, братья, (показываю детям карточку с крупно напечатанным словом «Парфюмерия» и читаем его вместе с детьми). Какое красивое и в то же время таинственное это слово! - В переводе с французского языка слово «парфюмерия» означает... (показываю карточки с представленными на них словами: «аромат», «духи», «благоухание», «приятный запах»). Кто же из вас догадался, как называется фабрика, на которой изготавливают женскую и мужскую парфюмерию? Показываю карточку - подсказку со словом «парфюмерная фабрика». Предлагаю детям вспомнить названия женских и мужских духов.

  1. хотелось бы вам, дети, стать парфюмерами, побывать на парфюмерной фабрике и узнать, как делают духи и даже попытаться изготовить их? - Но, прежде, чем попасть на парфюмерную фабрику, нам сначала предстоит превратиться в настоящих учёных, сотрудников вот этой научной лаборатории.

     Предлагаю детям пройти в определённое место групповой комнаты, где стоят столы с табличкой «Научная лаборатория». На каждого ребёнка лежат лупы. Дети и педагог надевают белые халаты. Затем воспитатель прикалывает себе и каждому ребёнку «визитку» с именем и должностью младшего научного сотрудника. Затем «старший научный сотрудник» (воспитатель) ставит перед «сотрудниками лаборатории» задачу - открыть тайну двух растений. Вносит в горшочках лимонник и герань душистую. Предлагаю каждому ребёнку двумя пальчиками сжать листочек душистой герани (выполняют мальчики) и лист лимонника (выполняют девочки), а затем понюхать пальцы и обменяться мнением.

-Что вы почувствовали? - какой это запах? (приятный, травянистый, душистый). Что он вам напоминает? Почему же, когда просто понюхать листочки этих растений, не чувствуешь приятный запах, но только стоит чуть-чуть посильнее сжать пальцами листочки, как сразу же запах появляется? (Ответы детей). Может быть, этот аромат, приятный запах «прячется» где-то в листьях? Внимательно послушайте задание, «сотрудники лаборатории». Каждый из вас должен рассмотреть под лупой лист растения: лист лимонника разглядывают девочки, а лист герани душистой - мальчики. Ответы детей об увиденном.

Воспитатель обобщает ответы детей. То, что вы назвали пузырьками, точками, мешочками, шариками на ниточках - всё это по-настоящему называется пахучими желёзками. В каждом таком шарике - желёзки. Растение «прячет» душистое, приятно пахнущее эфирное летучее масло, которое и придаёт запах цветам, плодам. Но простым глазом эту «кладовочку с запахом» - пахучую желёзку - не увидишь. Только с помощью микроскопа (лупы) это можно сделать. И вы сейчас увидели пахучие желёзки. Именно в этих шариках растение прячет душистое масло. Нажали вы пальчиками на листочек растения... Что произошло? Конечно же вы раздавили пахучие желёзки, они лопнули, и сразу же вы почувствовали приятный аромат, потому что пары эфирного масла, как облачко, окутали листья растения. Вы же вдохнули в себя эти пары и почувствовали запах. Вот вы, дети, и совершили своё первое научное открытие.

А теперь мы с вами станем настоящими парфюмерами и приступим к изготовлению собственных «духов».

- Внимание! Мальчики - «парфюмеры», вы должны изготовить «духи» из герани душистой, а девочки - «парфюмеры» - из лимонника. Положите в деревянную чашечку приготовленные зелёные листья растений, измельчите их пальчиками. А теперь тщательно разомните их чайной ложечкой. Добавьте с помощью шприца чуть-чуть воды в чашечку и снова помешайте. Что вы чувствуете? (аромат). Откуда он появился? (выделился из пахучих желёзок). А теперь шприцом соберите всё, что выделилось из зелёной массы и вылейте в один общий флакон. Внимание, «парфюмеры»! наступает самый ответственный момент. В выделенный вами аромат я, «главный технолог», по изготовлению «духов», сейчас добавлю раствор спирта. Теперь закрываю флакон пробкою, встряхиваю его и «духи» готовы!

Предлагаю «парфюмерам» понюхать созданные ими «духи» и придумать им название. Дети - «парфюмеры» могут сравнить запахи, созданных ими женских и мужских «духов», капнуть пипеткой каплю «духов» на чистую полоску бумаги. И предложить гостям понюхать полоски бумаги.

В конце занятия уточнить с детьми, чем они сегодня занимались. Кому что понравилось. На какой фабрике мы побывали, что изготовили и т.д. Вручить мальчикам и девочкам «парфюмерам» - небольшой приз - шоколадку в форме медали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в средней группе "Фабрика игрушек"

Полный конспект занятия и использованием блоков Дьенеша....

Конспект открытого занятия «Самая вкусная фабрика»

Конспект открытого занятия, направленного на интеллектуальное развитие детей в старшей группе: « Самая вкусная фабрика»....

Конспект занятия "Фабрика игрушек"

Конспект по ручному труду в старшей группе...

Мастер-класс по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие на парфюмерную фабрику»

Мастер-класс по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие на парфюмерную фабрику»...

Интегрированное занятие с учителем-логопедом "Фабрика звезд"

Интегрированное занятие с учителем-логопедом "Фабрика звезд". Материал для старшего возраста....