Непосредственно-образовательная деятельность. Познание (формирование целостной картины мира) на тему "Птицы - верные друзья". (открытое занятие для воспитателей)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Устинова Луиза Хамзеевна

Непосредственно-образовательная деятельность. Цель: Формирование экологического воспитания. В ходе непосредственно-образовательной деятельности: отгадывание загадок, песня-игра "Веселые строители", поездка в лес, работа над дыханием, правила поведения в лесу, прослушивание пенья птиц, чтение стихотворений про птиц, превращения детей в птиц, игра "Посади ельник", высказывания детей "Мы любим птиц".

,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 193» Ленинского района г. Саратова

«Утверждаю»

Заведующий

__________/Маслова И.Е/

«______» ________ 2013г.

Конспект                                                                    непосредственно-образовательной деятельности   в средней группе

Познание (формирование целостной картины мира) на тему: «Птицы – верные друзья»

Подготовила и провела:

воспитатель средней группы

Устинова Луиза Хамзеевна

                                                                                 дата проведения: 22.05.2013г.

Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», « Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка».

Виды детской деятельности: интегрированная (познавательная, продуктивная), игровая, коммуникативная, музыкальная, художественная.

Цель: Формировать основы экологического воспитания.

«Чтение художественной литературы»

Задачи:

1. Учить эмоционально воспринимать содержания стихотворений.

2.Развивать у детей поэтический слух, умение слышать и выделять  в тексте средства художественной выразительности.      

3. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом.

4.Воспитывать любовь к художественному слову.

«Коммуникация»

Задачи:

1.Закрепить умение называть обобщающие слова для группы предметов.

2. Развивать навыки правильного грамматического строя речи.

3. Совершенствовать диалогическую форму речи (связная речь).

4.Помочь детям запомнить некоторые названия птиц. (формирование словаря).                                

«Познание»

Задачи:

1.Расширить  и обогатить представления детей о птицах.

2.Учить различать птиц зимующих и перелетных.

3.Закрепить знания о среде обитания птиц.

4.Развивать умение дифференцировать слова различной лексической    направленности.

5. Формировать представления об их внешнем виде и образе жизни;

6. Развивать самостоятельность в общении со взрослыми при решении        игровых задач (желание задавать вопросы); тренировать быстроту мышления, умения логически мыслить, рассуждать;

7. Воспитывать желание помочь птицам, лесу. Воспитывать бережное отношение к птицам, к природе.

«Социализация»

Задачи:

 1. Воспитывать привычку сообща выполнять задания.      

 2.Воспитывать любовь к птицам.

 3. Вызвать интерес к занятию.

 4. Воспитывать умение слушать ответы сверстников и дополнять. 

«Музыка»

Задачи:

1. Приучать ребенка вслушиваться в звучании мелодии, создающих            художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать.

2.Развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение все вместе.

3.Формировать навыки коллективного пения.

Предшествующая работа: рассматривание предметных картинок, загадывание загадок, чтение произведений, наблюдения на прогулке, разучивание стихотворений о птицах, разучивание песни-игры «Веселые строители» с движениями и песню «Улыбка» с музыкальным руководителем Бугаевой Т.Н., повторение правил поведения в лесу, работа над дыханием, высказывания детей о любви к птицам.

Оборудование и материалы: птицы в картинках, скворечники, дидактический материал по экологии «Береги живое в лесу» (правила поведения в лесу), ели, лейки, маски птиц, птичье гнездо с птичками на дереве, цветы, деревья.

Содержание организованной деятельности детей.

 1.Организационный момент.

Дети входят в зал под музыку  и садятся на стульчики.

2.Ход непосредственно-образовательной деятельности.

- Ребята, нам сегодня пришло письмо от старика - Лесовика. Давайте посмотрим, что же в нем находится? Да тут загадки! Я сейчас загадаю вам загадки, и посмотрим, сумеете ли вы их отгадать правильно.

 Отгадывание загадок:

* Непоседа птица эта, одного с березой цвета:

  Верещунья, белобока, а зовут ее… (Сорока)

* Плотник острым долотом строит дом с одним окном.

«Я по дереву стучу, червяка добыть хочу!» (Дятел)

* Чик – чирик! За  зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

* Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло –

спать летит в дупло. (Сова).

* Синяя косынка, темненькая спинка.

  Маленькая птичка. Звать ее ... (Синичка)

*Особа всем известная,

  Она  крикунья местная,

  Увидит тучку темную

  Взлетит на ель зеленую

  И  смотрит словно с трона

  Кто это?  (Ворона).

(После каждой отгаданной загадки дети находят картинку птицы и сажают на дерево).

- Молодцы, ребята! Все загадки отгадали! А как можно назвать одним словом все наши отгадки? (птицы).

- Старик – Лесовик хочет узнать, что вы знаете о птицах.

- На нашем весеннем дереве расселись птицы.

- Какие это птицы? (зимующие)

-  Почему они так называются?  (потому что остаются зимовать)

- Кроме зимующих птиц, какие еще бывают птицы? 

- Давайте вспомним, каких перелетных птиц вы знаете? (кукушка, соловей, скворец, грач,…).  (После каждой названной птицы, дети находят картинку и вешают на другое дерево).

- Почему их называют перелетными? (улетают в жаркие страны, нет питания зимой).

- А почему зимующие, например, не улетают?

- Почему перелетные птицы возвращаются, ведь там так тепло, хорошо? (летят на родину, выводить птенцов).

- А как появляются птенцы?

- Какие домики птиц вы знаете? (скворечник, гнездо, дупло)

- Присмотритесь внимательно. Все ли птицы одинаковые? (нет, они все разные)

- Чем же похожи птицы? (Они умеют летать, их тело покрыто перьями.)

- Чем отличаются? (Окраской, питанием, в разных местах живут)

 -Чем питаются птицы летом? (Насекомыми, грызунами, ягодами, травами)

 -Чем питаются птицы зимой? (Крошками, крупой, ягодами, семечками, салом,….)

- Как мы помогаем птицам зимой?

- Ребята,  а что случится, если птиц вдруг не станет?

( Беда случится. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен).

-Ребята, что значит беречь птиц?  

- Ребята, вы очень много знаете про птиц. И поэтому Старик-Лесовик приглашает вас к себе в лес. Но вас он просит о помощи, чтобы вы помогли лесу и птицам, которые там живут. А еще в лесу вас ждут задания.

- Ну, что ребята, вы хотите помочь лесу и птицам?

- А чем же мы можем помочь? Как вы думаете? (Посадить деревья, сделать скворечники, почистить лес от мусора ….)

-Прежде чем мы с вами отправимся, сначала мы сделаем скворечники. И возьмем их с собой.

Песня-игра «Веселые строители»

(Дети стоят в линию. Выполняют движения в соответствии со словами).

-Молодцы, вот какие мы скворечники сделали. Их мы возьмем с собой.

Поездка в лес.

-Давайте отправимся в лес. Не за грибами, не за ягодами, а за тем, чтобы помочь старику-Лесовику. Лес это большой дом, в нем много жильцов (деревья, травы, цветы, птицы, звери). В лесу надо ходить осторожно, чтобы не раздавить маленьких обитателей. Внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить  красивое  и интересное. Тогда отправляемся пешком. А чтобы было идти веселее, мы с вами споем песню «От улыбки».

- Вот мы и пришли. Давайте повесим наши скворечники на деревья. Птицы прилетят, оценят вашу работу.

-Какие птицы вселятся в скворечниках?  (Скворцы)

-Мы в дороге так устали, давайте сядем на поляне и отдохнем.

Работа над дыханием.

-Ребята, а вы почувствовали, как свежо пахнет в лесу?

-Давайте вдохнём глубоко весенний свежий воздух: вдох через нос, длительный выдох через рот…

Правила поведения в лесу. Береги живое.

-Старик-Лесовик развесил картинки на дереве с правилами поведения в лесу.

 -Давайте, ребята, вспомним правила поведения в лесу.

(На дереве вывешены картинки, дети объясняют, что они означают)

1.Не разоряйте птичьи гнезда.

2.Не разоряйте муравейники.

3.Не забирайте из леса домой животных.

4.Не обижайте лесных насекомых.

5.Не рвите редкие цветы.

6.Не шумите в лесу.

7.Не разжигайте костер в лесу без взрослых.

8.Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу.

9.Не вырывайте грибы и ягодные кустарники с корнем.

Прослушивание пенья птиц.

-Ребята, послушайте, как красиво поют птицы. Мы слышим их голоса. Давайте  послушаем пенье птиц.

-Какое настроение у вас возникло?

 Чтение стихотворений про птиц. Превращения детей в птиц.

- А какие птицы живут в лесу? (скворцы, кукушки, соловьи, сороки….)

-Ребята, давайте мы с вами превратимся в птичек.

-Вокруг себя повернись и в птичку превратись.

(Дети одевают маски птиц и рассказывают стихи про птиц)

*Не сверкаю опереньем,

  Не приятен я на вид,

  Я чудесным звонким пеньем

  Всех на свете удивлю.

  Можно слушать без конца

  Знаменитого Соловья.

 *Я птичка никогда

  Для птенцов не вью гнезда.

  Сяду где-то на суку

  И кричу: «Ку-ку! Ку-ку!»

*Скворец поменьше, чем ворона

  Зато побольше соловья,

  Я из скворечни, как с балкона,

  Пою не хуже соловья.

 *Хожу я по полю чинно,

   Клювом землю ворошу.

   От червей и от личинок,

  Я пшеницу берегу.

 *Всю ночь, вздыхая глухо,

  Не спится мне Сове.

  Совсем мне не до сна

  Охотница ведь я.

*Я в берете ярко- красном,

  В серой курточке атласной,

  Я деревьям всем приятель,

  А зовут меня все Дятел.

*Я летаю, стрекочу

  Рассказать вам все хочу.

 Чтение стихотворения «Птенцы»

(Читает ребенок)

Видим птенчики в гнезде.

На подстилке пять птенцов,

Пять пушистых близнецов.

У птенцов такие рты –

Слышен крик за полверсты,

Если мать не прилетает,

Писк несется все сильней!

Что нам делать мы не знаем

Хоть самим лететь за ней

Что же станется с гнездом?

Как вернется птичка в дом?

-Ребята, скажите  как поступить нам  в этом случае? Можем ли мы как-то помочь птенцам?  Можем ли мы их взять с собой? (нет, не можем помочь и взять их тоже нельзя)

Вьется  птичка над гнездом,

Прилетает прямо в дом.

Игра «Посади ельник»

- Для того, чтобы пели птицы, взрослые и дети охраняют зеленые насаждения.

Дети делятся на две команды и становятся в колонну друг за другом. На расстоянии 4-5 метров напротив каждой команды сажаются ели в ряд.  По команде воспитателя первые игроки добегают до места посадки и ставят по одной ели напротив каждой команды и возвращаются к своей команде. Встают в конец колонны. Как только игроки добежали до стартовой линии, бег начинают вторые игроки. Они добегают до места посадки, поливают лейкой ели и возвращаются к своей команде.

      

Высказывания детей «Мы любим птиц»

- Давайте я начну:

- я  люблю птиц за то, что прекрасно поют.

Дети:

- я люблю птиц за то, что ими можно любоваться, наблюдать;

- я люблю птиц за то, что они красивые, голосистые;

- они помогают деревьям в лесу, поедают гусениц, вредных жучков, помогают спасать деревья;

- их называют санитары леса;

- они поедают комаров, которые причиняют неудобства людям и животным.

- Ребята, как вы думаете, мы оказали помощь лесу, мы помогли старику-Лесовику?

- Вот какие мы  добрые, отзывчивые, любящие свою природу.

3.Рефлексия.

-Ребята, сегодня мы побывали в лесу.

- Как мы помогли лесу? Что доброго и полезного мы сделали?

-Сегодня старик -Лесовик приготовил вам различные задания. Как вы думаете вы справились с заданиями старика-Лесовика? Она будет доволен нашими делами?  

-Теперь нам нужно отправиться в детский сад. До свидания скажем гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Познание" (формирование целостной картины мира). Тема: "Ушки, ручки, нос - друзья, нам без них никак нельзя".

1 Использование здоровье зберегающих технологий2 Организация предметно-развивающей среды в групповом помещении, обеспечивающая физическое, психическое и нравственное благополучие воспитанников в групп...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Познание (Формирование целостной картины мира). Тема: "Пернатые друзья"

Данный конспет занятия можно использовать для систематизации знаний детей о перелетных и зимующих птицах....