" В мире эмоций: психологический портрет (авторский материал)"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Лукебанова Ирина Павловна

               Данный материал содержит авторские психологические портреты с описанием различных эмоциональных состояний, а также  обоснование актуальности создания данного цикла, методические рекомендации, описание структуры занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

И. П. Лукебанова « В мире эмоций: психологический портрет»

         Необходимость создания, разработки и апробации цикла психологических портретов обусловлена объективными причинами. Так как ежегодно в детские сады и школы приходят дети с проблемами в коммуникативной, эмоционально-волевой, познавательной сфере личности. Таким образом, остро встает вопрос о социализации детей, установлении контакта между педагогом и воспитанниками,  налаживании межличностного взаимодействия в детском коллективе. Контингент, которого, как правило, отличается повышенной конфликтностью, дефектами речевого развития, слабым физическим здоровьем, нестабильностью психологического самочувствия.

         Опыт показывает, что стихотворения наиболее понятная и доступная детям форма подачи материала, способствующая снижению агрессивности, развитию у детей эмпатии, креативного мышления, фантазии, воспитанию духовно-нравственных начал личности.

         Данный цикл психологических портретов будет  полезен непосредственно в  работе воспитателей и педагогов с детьми,

отличающимися, девиантным поведением.

И. П. Лукебанова « В мире эмоций: психологический портрет»

Основные задачи цикла психологических портретов:

- способствовать осознанию себя, как личности в системе общечеловеческих ценностей и ориентиров;

- учить анализировать и соотносить свои поступки с эталонами, принятыми в обществе,  культуре, народных традициях;

- формировать навыки позитивного межличностного взаимодействия, на основе доброжелательности, взаимопомощи, принципах толерантности;

- активизировать духовно-нравственный компонент личности;

- способствовать развитию творческих способностей, воображения, коммуникативных навыков, вербальной и невербальной коммуникации, расширению словарного запаса, индивидуальному самовыражению детей;

- развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность с учетом ФГТ;

- содействовать в успешной социализации к условиям современного учебного заведения.

И. П. Лукебанова « В мире эмоций: психологический портрет»

Методические рекомендации

Структура занятий

 - Постоянный ритуал начала занятий.

- Изучение психологических портретов.

- Выполнение заданий: изображение героев, разыгрывание стихотворений по ролям, «рассказывание» текста  руками, продолжение неоконченного предложения, ответы на вопросы и т.п.

- Обсуждение психологических портретов с детьми. (Что вы чувствовали? Как бы вы поступили?)

- Ритуал прощания.

ПРИМЕЧАНИЕ: при необходимости вводится минутка шалости.

- Курс занятий рассчитан на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, с обязательным закреплением содержания материала в повседневной деятельности.

- При комплектации подгрупп для занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.

- Слушание обязательно должно быть активным, для этого почаще обращайтесь к детям с вопросами по поводу событий.

- Главная ваша задача – пробудить чувства ребенка, его эмоциональную реакцию.

- Адаптируйте вопросы к реальным условиям жизни детей, их непосредственному окружению. Пусть дети поймут, что милосердными, добрыми надо быть здесь и теперь, а не в далеком будущем. Не делайте замечаний! Пусть все дети будут успешны.

- На данном занятии педагогу надо быть актером, ведь эмоции и чувства надо показать. Дети очень верят в образ. Они обязательно ответят чувством на чувство.

- Старайтесь не говорить слишком громко, спокойствие принесет больше пользы.

- Главное для вас – эмоциональное выражение ребенком своих чувств, мыслей, ощущений.

Успешных занятий!

И. П. Лукебанова « В мире эмоций: психологический портрет»

ПРОТЕСТ

Цель: знакомство с понятием – «протест», развитие вербальных и невербальных коммуникаций.

Надулась Лена и кричит,

Да громко кубиком стучит:

«Я не хорошая, не ваша!

Я не хочу овсяной каши.

Пусть мама с папой ее ест.

Я выражаю свой протест!»

Задание: разыграйте стихотворение по ролям.

ВОЗМУЩЕНИЕ

Цель: знакомство с понятием – «возмущение», развитие невербалики и коммуникативных навыков.

Возмущается малыш:

«Мама, что же ты молчишь?

Я тебя зову-зову…

Мне так скучно одному.

Я уже здесь дом сложил.

Вот окошки, этажи,

Здесь дорожка, магазин.

Мама, я совсем один!

Поиграй со мной, давай,
Или книжку почитай.

Задание: нарисуй возмущенного малыша, «расскажи» стихотворение руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста.

  В данной статье раскрываются психологические особенности 5 - 6 леток и даются рекомендации родителям для правильного развития детей....

Буклет для родителей "Психологический портрет идеального первоклассника"

Памятка для родителей о готовности ребенка к школе - это педагогическая, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная готовность.(по книге Е.В.Шитовой Практические рекомендац...

Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций. Эмоция Радость»

Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций.Эмоция Радость»Цель: Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников...

Конспект психологического занятия в старшей группе ДОУ. «В мире эмоций»

Программные задачи:• Закрепление знаний об эмоциях: “радости”, “грусти”, “злости” “страха”;• Закрепление способности понимать эмоциональные со...

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ, ОНР III уровня РР, на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет по авторской программе "В мире эмоций".

Нами разработана коррекционно-развивающая программа "В мире эмоций", направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольника, на снижение уровня тревожности и развитие личностных качеств по...

Авторская разработка коррекционно-развивающих занятий к программе: "В мире эмоций" (подробное описание образовательного маршрута сопровождения воспитанника с ОВЗ, ОНР III уровня РР на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет.

Предлагаем педагогическому сообществу подробное описание циклов коррекционно-развивающих занятий "В мире эмоций" для детей 5-6 лет. Данная авторская программа так же рассчитана и на коррекци...

ПРОЕКТ «В мире эмоций» По вовлечению детей раннего возраста в мир эмоций.

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в ...