Конспект образовательной деятельности"Моя республика"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Буракова Ирина Сергеевна

Конспект, презинтация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект19.02 КБ
PDF icon Презинтация1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие из цикла «Мир, в котором мы живем».  

 «Моя республика»

Программное  содержание:   познакомить детей с историей хакасского народа, его бытом, образом жизни, с элементами культуры. Воспитывать уважение и доброжелательное отношение к людям другой национальности. Закрепить знания детей о разных природно-климатических зонах (степь, лес, горы).

Словарная работа: аал, юрта, кочевник, войлок, овцеводство, шаман.

Оборудование:  карта республики, кусочки бересты, войлока, иллюстрация с изображением шамана, людей в национальной одежде.

Ход занятия.

  1. Чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем занятии, я вам предлагаю разгадать слово. (Хакасия). Что обозначает это слово? (Это название республики, в которой мы живем).

Назовите столицу нашей республики  (город Абакан). Какие еще города есть в нашей республике?  А теперь давайте посмотрим на карту. (Слайд) Как вы думаете, почему не одноцветная, разукрашена разными цветами? Что они обозначают? Что обозначено коричневым цветом? (горы); зеленым – тайга; …..- степь. Правильно, в нашей республике есть различные природные зоны – и тайга и степь и горы.   (Показ слайдов). А еще наша республика богата полезными ископаемыми. Объясните, пожалуйста, что это такое – полезные ископаемые, и какие вы знаете? (уголь, золото, мрамор, алюминий). Дети назвали уголь, предлагаю им рассмотреть кусок угля. Вспоминаем, как он образовался? Где его добывают? Как это происходит? Для чего он нужен? Мрамор – рассматриваем кусок мрамора. Выясняем где его можно использовать. (Памятники, для облицовки зданий – для украшения). Золото – драгоценный металл, он используется для украшений, как денежная единица, в электронике. Алюминий - самый легкий и прочный металл, используется при постройке самолетов, в промышленности. А еще особую ценность имеют лесные ресурсы (лес, древесина). Для чего он нужен, где используется?

  1. Физминутка . Игра с мячом «кто где живет».

  1. Давайте продолжим наш разговор. Люди, каких национальностей проживают в Хакасии?

Правильно, очень много людей разных национальностей живут вместе с нами. Но коренными жителями республики, являются хакасы. Как вы думаете, отличаются они внешне от нас? Чем?

Предлагаю детям достать из коробочки карточки с написанными словами, предлагаю им их прочитать: изенер, аал, юрта, пого, плат.  Знакомы вам эти слова? Хотите узнать. Что они обозначают?

                Давным-давно, хакасские племена жили в аалах по 10-15 юрт. (показ слайда). Аал – это так называлось селение хакасов. Селения не были постоянными, так как люди кочевали два раза в год. То есть переезжали с места на место. Их жилище называлось юрта. Летом юрту покрывали берестой, потому что она не пропускала жару, и в юрте даже в жаркий день было прохладно. Вы знаете, что такое береста? Предлагаю детям рассмотреть кусочек бересты, потрогать его. А зимой юрту покрывали войлоком, это сбитая овечья шерсть (рассматриваем).  Он хорошо сохраняет тепло. У богатых людей войлок был белым или даже цветным.

        В центре юрты находился очаг. Как вы думаете, для чего он был нужен? Правильно, готовить пищу и обогревать помещение. Место от входа до очага называлось непочетным. А за очагом ставили столы, куда приглашали гостей. Это место считалось почетным. За занавеской в юрте стояла большая кровать. Когда хозяева уезжали, куда-либо по делам, то на кровать обязательно  укладывали березовый обрубок, который, как они считали, охранял от злых духов. А береза считалась у хакасов священным деревом. Особое место в юрте занимал веник. Его всегда ставили у входа. Считалось, что он защищает жилище и так же не пропускает злых духов. Поэтому когда переезжали на другое место, старый веник обязательно забирали с собой.

        По представлению хакасов весь мир был населен духами. Реки, горы, тайга, у них у всех был свой дух. Духи могли быть добрыми или злыми. Если люди удачно охотились. Приносили много добычи, они говорили, например – дух леса сегодня был добрым. А если преследовала неудача, считали, что дух сердится. И тогда они обращались к шаману, чтобы он уговорил духов не гневаться. Шаман это как колдун. Если люди болели, они тоже обращались за помощью к шаману, ведь тогда не было врачей. И тогда шаман надевал свою одежду, предназначенную для таких случаев, брал в руки большой бубен, украшенный рисунками, колотушку,  и начинал камлать (ворожить, колдовать). У шаманов была очень богатая нарядная одежда с различными украшениями.

        Хакасы украшали не только одежду, но и косы. Девочкам и девушкам в косы вплетали монетки. По количеству украшений в волосах, можно было узнать из какой семьи девушка, бедной или богатой. У бедных людей украшений было мало.

Одежду украшали вышивкой, в основном это были различные растительные орнаменты (показ орнаментов).  (Слайд). Одежда яркая, свободного покроя. Свободной она была для того, чтобы было удобнее садиться верхом на лошадь. Ведь в те далекие времена еще не было машин, и лошадь была единственным средством передвижения. Вышивкой (орнаментом) украшали подол, манжеты, воротник. Женщина всегда повязывала голову, этот головной убор назывался – плат.

  1. Х.н. игра, или рисование.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Гостеприимная республика Коми: традиции чаепития"

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста....

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.

Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа,  рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»

Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»

Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...