Интегрированное занятие в старшей группе для детей с ЗПР «Зимующие птицы»
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Гусарова Светлана Геннадьевна
Задачи:
•    Закрепить и уточнить название зимующих птиц, их строение, внешние признаки, дать характеристику каждой птице.
•    Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы, согласовывать числительные с существительными, подбор слов-антонимов.
•    Развивать словарь ребенка.
•    Формировать эмоционально речевой контакт (воспитатель-ребенок).
•    Обогащать опыт тактильных ощущений и сенсорного восприятия.
•    Активизировать творческое воображение, память, внимание, как стимул для интеллектуального развития ребенка; подражательность.
•   Закрепить координацию речи с движениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zimuyushchie_pticy_starshaya_gruppa.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального

образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида «Сказка»,  

структурное подразделение № 140

Интегрированное занятие 

в старшей группе для детей с ЗПР

«Зимующие птицы»

Учитель-дефектолог  

Гусарова С.Г.

Задачи:

•    Закрепить и уточнить название зимующих птиц, их строение, внешние признаки, дать характеристику каждой птице.

  1. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы, согласовывать числительные с существительными, подбор слов-антонимов.
  2. Развивать словарь ребенка.
  3. Формировать эмоционально речевой контакт (воспитатель-ребенок).
  4. Обогащать опыт тактильных ощущений и сенсорного восприятия.
  5. Активизировать творческое воображение, память, внимание, как стимул для интеллектуального развития ребенка; подражательность.

•   Закрепить координацию речи с движениями.

Оборудование:

а)        демонстрационный материал:

  1. различные виды кормушек;
  2. картинки с изображением зимующих птиц;
  3. корм для птиц;

б)        Раздаточный материал:

  1. тесто (обычное);
  2. плоды и семена растений;
  3. яблоки, орешки, ягоды;
  4. доски для лепки;
  5. разноцветные ленты;
  6. гуашь (для рисования пальчиками)
  7. веточки рябины

Ход занятия:

I часть.

ИЗО студия. Звучит птичий щебет.

Воспитатель:   - Ребят, Вы слышите! Птички щебечут - это они разговаривают с нами, что они нам хотят рассказать?... Да им холодно! Холодной зимой трудно жить птичкам. Но самое страшное для них это не холод, потому что те птички, которые остались зимовать, отрастили себе пушок - второй слой перышек. Холод птицам не так страшен, как голод. А вот голод (когда им нечего кушать) самый страшный враг для них, они могут погибнуть от голода зимой.

Воспитатель:   Дети!

- Какой сейчас месяц? Февраль - последний месяц зимы. Наступило самое тяжелое время для птиц. Все ягодки, зернышки уже съедены. И прилетают птички поближе к человеку. Люди - добрые, они пожалеют несчастных пташек и покормят их: кого крошками, кого зернышками и яблоками, а кого сальцем, да маслицем. Давайте сделаем кормушки им, ведь Вы маленькие помощники птичкам.

Дети (7 чел.) вместе с воспитателем отщипывают кусочки теста, размером с ладошку, скатывают в колобок, обсыпают семечками, зернышками, орехами, в середине колобка делают сквозную дыру, через неё продевают цветную ленту, корм для птиц - готов,

II часть

Воспитатель детям загадывает загадки:

     *  *  *

Спинкою зеленовата Животиком желтовата Черненькая шапочка

И полоска шарфика 

(Синица)

Выставляется картинка

Беседа с детьми.

Синичка, какая?

Какого цвета у ней грудка?

Какие лапки? Какой клюв!

*  *  *

Каждый год я к Вам лечу

Зимовать у Вас хочу

Ведь ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой  (Снегирь)

Выставляется картинка

С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам, они зовутся снегирями, потому что появляются вместе со снегом. Увидеть зимой этих птиц не трудно, их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные, бархатные шапочки хорошо заметны на фоне белого снега.

Воспитатель:  Чем они питаются?

Они клюют семена сорных растений, разные ягоды - рябины, калины.

Весной снегири будут уже на родине, там они совьют гнезда, выведут и выкормят птенцов. А в начале зимы снова раздастся их посвист «жю-жю-жю».

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Выставляется

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети: Воспитатель:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Воспитатель:

Дети:


Про синичку и снегиря я вам ребята рассказала, а каких ещё зимующих птиц вы знаете?

Голубь, ворона, сорока.

* *

В серой шубке перовой

И в морозы он герой Скачет, на лету резвится, Не орел, а всё же птица

(Воробей)

 картинка

-        Воробей маленькая птичка. Как он выглядит?
Ответы детей.

У него серо-коричневое оперение, маленький острый клюв,

небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапы. Чем

питается воробей?

Ответы детей.

Правильно хлебными крошками, ягодами, зернами,

семечками. Воробей шустрый, быстрый, ловкий, драчливый,

боевой, смелый. Если воробей нахохлился, то завтра жди

сильного мороза.

Детки, почему синицу, воробья и снегиря, голубя называют

птицами.

ответы.

Какие это птицы?

Зимующие.

Что есть общего у всех птиц?

Туловище, перья, клюв, лапы, хвост.

Чем они отличаются?

Размером, окраской, опереньем.

А как вы думаете, птицы подают голоса? Да.

Воробей — чирикает

Синица и снегирь - свистят, когда сыты, а когда им холодно

и голодно, то шипят.

Ворона - каркает;

Голубь - воркует;

Сорока - трещит.

Ребята, а как Вы думаете, чем питаются птицы зимой?

Я вам покажу семена, которыми можно подкормить птиц

зимой. А вы отгадайте!

  1. Это семена от дыни.
    Дынные. Их клюет синица.
  2. Это семена от арбуза.
    Арбузные. Их клюёт снегирь.
  3. Это семена ясеня.

Ясеневые. Их тоже любит снегирь.

Воспитатель:   - Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких

птиц?

- А ещё у нас есть сало, какая птица любит сало?
Дети:        Синичка.

Воспитатель:   Правильно.

III часть.

Наблюдение за зимующими птицами на участке детского сада. Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело?

Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей.

Дятел в пестрых перышках!

Всем хватило зернышек.

2 вариант.

Пальчиковая гимнастика «Воробьи».

Пять воробьев на заборе сидели,

Один улетел, а другие запели.

И пели, пока не сморила усталость, Один улетел, их трое осталось.

Сидели втроем и немного скучали. Один улетел, их двое осталось. Сидели вдвоем и снова скучали,

Один улетел, и остался один.

Один посидел, да и взял улетел!

Хороводная игра «Воробей».

Среди белых голубей Скачет шустрый воробей.

Воробушек - пташка, Серая рубашка. Откликайся, воробей, Вылетай-ка, не робей.


Ритмично сжимают и разжимают

кулачки.

На каждое название птицы

загибают по одному пальчику.

Сжимают и разжимают кулачки.

 (Показать пять пальцев, а затем загибать по одному на каждой руке отдельно.)

(Дети идут по кругу, изображая голубей; в центре один ребенок -он скачет, как воробей.)

(Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом. «Воробей» пытается «вылететь» из круга; «голуби», взявшись за руки, не пускают его.)

IV часть.

 Рисование «Поможем птичкам».

Воспитатель: Ребята, синички очень любят ягодки. Но их на веточках почти не осталось. Синички просят вас помочь им - заполнить эти веточки ягодками. (Дети рисуют ягодки пальчиками.)

Список используемой литературы:

  1. “Программа воспитание и обучения в детском саду” под.ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – 3-е изд. испр. и допол. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 208 с.
  2. Петрова Т.И., Петрова Е.С., “Игры и занятия по развитию речи дошкольников”. Кн. 1 младшая и средняя группы – М.: Школьная пресса 2005 -128 с.
  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1981.
  4. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. -М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1999 – 64 с.
  5. Рождественская В.И., Радина В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1968.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (экология, музыка, развитие речи) «ЗИМА НЕ ЛЕТО - В ШУБУ ОДЕТА»

Данное занятие направлено на  закрепление знаний детей о времени года – зима, воспитывая любовь к природе, бережное отношение к ней, желание принимать участие в охране природы....

Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе для детей с ОНР II-III уровня.

В конспекте представлены игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий, упражнения на развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики на основе лексических тем: "Лес", "Дикие жи...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада на тему: «Зима на Дону.»

Наш датский сад активно работает в направлении "Патриотического воспитания"Вот и я решила сделать интегрированное занятие на эту тему....

1.Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе"Путешествие". .2Методическая разработка(проект "Зимующие птицы)

1.Занятие для закрепления знаний о транспорте. 2.Методическая разработка (проект "Зимующие птицы")...

Интегрированное занятие в старшей группе «Путешествие в царство Зимушки-зимы»

Цель: речевое и познавательное развитиеЗадачи: Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойство и качество предметов;Закрепить полученные знания о зиме;Закрепить знания о диких животных...

Интегрированное занятие в старшей группе "Прогулка в зимний лес. Зимующие птицы"

Интегрированное занятие в старшей группе "Прогулка в зимний лес. Зимующие птицы"...

Итоговое занятие в старшей группе по теме: «Перелетные и зимующие птицы»

Задачи:Познавательное развитие:- расширять и закреплять представления детей о зимующих и перелетных птицах;Речевое развитие:- Совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;- Упражнять детей в ...