Непосредственно-образовательная деятельность по познанию в старшей группе «Волшебница-вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кумушбаева Лилия Васильевна

 

Цель:

1. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода источник жизни; создать целостное представление о воде, как о природном явлении;

2. Сформировать представление о  свойствах воды 

- текучесть;

-отсутствие собственной формы;

-вода может растворять вещества;

-развивать навыки проведения опытов;

-закрепить умение работать со стеклянной и прозрачной посудой;

-закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;

-формировать умение детей экономно использовать воду;

-объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, дать элеме6нтарное представление о процессе фильтрации;

3. Активизировать и обогащать словарь детей существительными. прилагательными, глаголами по теме занятия.

4. Воспитывать у детей умение работать в группе, прививать бережное отношение к воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_ekologii.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  бюджетное учреждение детский сад № 35

Непосредственно-образовательная деятельность

по познанию в старшей группе

«Волшебница-вода»

Подготовила: воспитатель

Кумушбаева Л.В.

г. Нефтекамск, 2013г.

Цель:

1. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода источник жизни; создать целостное представление о воде, как о природном явлении;

2. Сформировать представление о  свойствах воды  

- текучесть;

-отсутствие собственной формы;

-вода может растворять вещества;

-развивать навыки проведения опытов;

-закрепить умение работать со стеклянной и прозрачной посудой;

-закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;

-формировать умение детей экономно использовать воду;

-объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, дать элеме6нтарное представление о процессе фильтрации;

3. Активизировать и обогащать словарь детей существительными. прилагательными, глаголами по теме занятия.

4. Воспитывать у детей умение работать в группе, прививать бережное отношение к воде.

Интеграция образовательной области: «Социализация», «Коммуникация», «Познание».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Оборудование и материал: Стеклянная банка с водой, пустой стакан, поднос с предметами ( Куб, шар, мелкие предметы)

У детей: по 2 стеклянные банки  с водой,  1 пустая банка, блюдца, салфетки на каждого ребенка.

Вещества, которые мы будем растворять в воде, по выбору воспитателя. Например: соль, сахар, мука, песок.

Предварительная работа:

1.Беседа о воде, ее роли в жизни человека.

2. Проведение экспериментов с водой.

3.Рассматривание иллюстраций на тему: «Вода»;

4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода», «Разрезные картинки».

5. Рассматривание иллюстраций на тему: «Вода»;

6. Чтение художественной литературы.

7. Наблюдение за водой во время прогулок.

Планируемые результаты:

-имеет  представление о свойствах воды, элементарное представление о процессе фильтрации;

- умеет экономно использовать воду, бережно  относится к воде.

Ход занятия.

Дети сидят на ковре.

Воспитатель:

-Ребята, сегодня мы посетим волшебную страну воды. Как нам попасть туда? Для этого мы должны отгадать загадку. Сейчас я вам ее прочитаю.

В центре парка или сада

Никому я не преграда,

Мой цветок подобен раю

Я водою расцветаю.

Очень мой прекрасен стан,

А зовут меня - фонтан.

-Ребята, а вы знаете, что такое фонтан? В нашем городе есть фонтан, где он находится?

(Высказывания детей)

Фонтан – сооружение для подачи и выбрасывания воды под напором.

Давайте, посмотрим с вами видеофильм о фонтане.

Воспитатель: Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? (Ответ детей: вода плещется, бежит, журчит, переливается, льется, течет)

 Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам хочу показать, какой фонтан бывает в быту.( Воспитатель показывает пульверизатор)

Где можно увидеть воду? ( Ответ детей: в колодце, в речке , в озере, в болоте, в море, в океане.)

Воспитатель: Как человек использует воду?

(Ответ детей:  Вода  нужна для умывания, стирки, приготовления пищи, мытья посуды, питья)

Воспитатель: Вода нужна не только человеку, но и всему живому на Земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных, вода- это среда обитания. Все растения и животные без воды гибнут.

-Ребята, посмотрите на картины, одинаковая ли вода в аквариумах? В каком аквариуме рыбам хорошо? ( Ответ детей: В том, где вода чистая, в грязной воде они жить не смогут и погибнут).

-Чистая ли вода в кране? ( Ответ детей: Да, прозрачная, чистая вода).

-Какая вода в озере, реке? Почему необходимо, чтобы вода была чистой? (Ответ детей: Если вода будет грязной, погибнет все живое).

-От загрязнения страдает все живое, в грязной реке гибнут растения и рыбы. Грязная вода вредна для животных, птиц и здоровья человека.

Воспитатель: Ребята,  садимся на свои места.  Здесь вы видите много посуды. Какая она?

Дети: Стеклянная.

Воспитатель: Как нужно с такой посудой обращаться?

Дети: Аккуратно, бережно. Постараться не стукать ее друг об друга, можно разбить.

Воспитатель: Вы сказали, что вода льется, течет. Давайте, мы это проверим.

Воспитатель: Возьмите баночку с водой и вылейте немного воды на блюдечко.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Почему вы смогли перелить воду из баночки в блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку.

Дети: Вода жидкая.

Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то ее называют жидкостью. (словарная работа со словом «жидкость»)

Воспитатель: Посмотрите, у меня на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?

Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик круглую.

Воспитатель: Если я эти предметы положу на блюдечко, изменят ли они свою форму?

Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.

Воспитатель: А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем опыт: будем наливать воду в  блюдечко, баночку.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем ее в баночку? Какую форму она принимает?

Дети: Форму баночки.

Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в блюдце?

Дети: Вода приняла форму этого предмета.

Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - блюдце, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который ее наливают.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо-плохо». Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода-это плохо. Почему?», а другая: «Вода-это хорошо. Почему?»

Итак, начали: «Вода-это хорошо. Почему?»

Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду. Мыть полы, посуду, игрушки. стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду.

«Вода – это плохо. Почему?».

Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить ее на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой. Они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.

Физкультминутка: «Капельки»

Я буду говорить слова, а вы повторяйте соответствующие движения:

Ребята, представьте себе, что вы маленькие капельки. Полетели капельки на землю, поиграли, побегали, им стало скучно поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли  веселыми ручейками ( капельки составляют ручейки, взявшись за руки), встретились ручейки и стали большой рекой. (ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке.

Воспитатель: Ребята, я попрошу вас сесть на свои места

Сейчас я вам, ребята, загадаю загадку. Слушайте первую загадку:

Белый камень в воде тает.

(сахар)

Воспитатель: Теперь вторая загадка.

В воде родится, воды боится.

(соль)

Воспитатель: И наконец, третья, последняя загадка.

Петя замок строит ловко,

Катя торт печет ведерко,

Здесь у моря на часок

Всех детей собрал

( песок)

Воспитатель: Ребята, что произойдет, если мы опустим в воду сахар, соль, песок?

Дети:  Они в ней растворятся.

Воспитатель: Давайте, ребята, мы понаблюдаем, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?

Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте ее. Сахар исчез. Почему?

Дети: Сахар растворился.

Воспитатель: Возьмите другую баночку и насыпьте в нее ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло?

Дети: Соль растворилась в воде.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете все ли вещества растворяются в воде ? (Ответы детей: не все  вещества) Если в воду насыпать песок – он так же исчезнет, как сахар и соль? Положите ложечку песка и размешайте его в баночке, что произошло с песком? (ответы детей)

Я сейчас пройду по рядам, а вы, ребята, будете по очереди переливать в мою банку грязную воду. (выясняем с детьми растворился песок или нет)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на мою воду. Какая она стала? (Ответы детей: вода стала чистой)

Воспитатель: Кто может объяснить из вас, почему она стала чистой? (ответы детей)  Я использовала обычную салфетку вместо фильтра.

Таким образом, мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. А вообще, есть специальные фильтры для очистки воды.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Проведя сейчас опыты солью, сахаром, песком с каким же новым свойством воды вы познакомились?

(ответы детей: вода может растворять одни предметы и не растворять другие)

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, много ли чистой воды в природе?

( Ответы детей:  пресной воды на Земле очень мало.  Её надо беречь и экономить)

А как воду можно экономить? ( Ответы детей: При умывании – не включать сильно кран, чтобы много воды не утекло. После потребления хорошо закрывать кран. Охлаждать летом газ. воду, квас в холодильнике, а не под струей воды.)

Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы сегодня узнали на нашем занятии?

Дети: Вода-это жидкость. Вода не имеет собственной формы. Вода может растворять одни предметы и не растворять другие. Воду можно очистить с помощью фильтра.

Воспитатель: В конце нашего занятия мы послушаем стихотворение Н. Рыжовой «Волшебница вода».

Вы, слышали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по экологическому воспитанию. Исследовательская деятельность в старшей группе «Волшебница вода».

Основная задача формирование реалистического представления о природе, круговороте воды в природе; продолжение  обучения сравнивать, анализировать, обогащение причинно-следственных свя...

Непосредственная образовательная деятельность по экологическому воспитанию. Исследовательская деятельность в старшей группе «Волшебница вода».

Задача: формировать реалистические представления о природе, круговороте воды в природе; продолжать учить сравнивать, анализировать, обогащать причинно-след-ственные связи, способствовать развити...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей в старшей группе «Волшебница вода»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель.Закреплять знания о состояниях воды.Развивать умение делать выводы, умозаключения.Воспитывать бер...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе«Волшебница вода»Основная образовательная область:...

конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Волшебница вода"

нод по развитию речи для старшей группы с использованием игровых технологий...

Интегрированная непосредственная образовательная музыкальная деятельность с детьми в старшей группе"Цветочная страна Дюймовочки и Эльфов"

На занятии дети помогают Дюймовочке и эльфам найти цветки-домики, которые спрятал злой паук. Развивают творческие способности, вокально певческие навыки средствами музыкально-художественной деятельнос...

Планирование проектной деятельности педагога с детьми старшей группы «Волшебница - вода»

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и...