Конспект непосредственно организованной деятельности "Хлеб да капуста лихого не попустят"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Материал будет интересен воспитателям подготовительных групп и тем, кто уделяет внимание воспитанию детей в русских национальных традициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно организованной образовательной  деятельности для подготовительной к школе группе                                    «Хлеб да капуста лихого не попустят».

Описание материала: 27 сентября на Руси чествуется праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня и с этого дня принято рубить капусту. Этим занятием я хочу рассказать детям о традициях русского народа, ведь это так важно не забывать свои корни, свою культуру . Материал может быть полезен воспитателям подготовительных групп и тем, кто уделяет внимание проблеме воспитания детей в русских национальных традициях.

Цель:                                                                                                                Формировать патриотические чувства детей, любовь к своей родине, уважение к народным традициям.                                                               Способствовать развитию познавательных интересов детей, развитию речи, внимания, памяти и обогащению словаря.                                                 Рассказать детям о русских традициях празднования православного праздника Воздвижения.                                                                                                   Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами (пословицы, поговорки, заклички, загадки), учить видеть их самобытность, понимать содержание.

Учить детей действовать в соответствии с правилами и тактикой подвижной игры, по итогам игры давать оценку игровым действиям. Развивать внимание. Поддерживать интерес к народным играм.

Интеграция образовательных областей:

Познание, чтение художественной литературы, музыка, коммуникация, физическая культура, художественное творчество.

Предварительная подготовка: Чтение стихов и сказок, отгадывание загадок про овощи и фрукты, разучить с девочками частушки, подготовить слайд-шоу из разнообразных видов капусты, найти запись русской народной хороводной песни «Вейся, вейся, капуста…»

Материалы : Листы бумаги для рисования, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, краски, головные платки для девочек и пояса для мальчиков.

Ход образовательной деятельности:

Отгадайте-ка, ребята, загадку, тогда и узнаете какая гостья сегодня к нам придет?

Стоит Ермошка на одной ножке

На нем сто одежек.

Не шиты, не кроены, все в рубцах.                                                                             Или другую:  Сто одежек и все без застежек.

Капуста всегда пользовалась и сейчас пользуется большим почетом. «Щи да каша-пища наша»,- говорит деревенский люд, еще и приговаривает: «Без хлеба мужик сытым не бывает, без капусты-щи не живут», «Хлеб да капуста лихого не попустят», «Капуста не пуста, сама летит в уста», «Капуста лучше пуста….». Еще так говаривал мудрый русский крестьянин: «Без капусты щи не густы», «Щи да каша-кормильцы наши», «Премудрость во щах, вся сила в капусте», «Щей поел, словно шубу надел», «Для чего огород городить, коли капусту не садить». А о нерадивых, не запасливых хозяевах замечали: «Пошел бы к соседу по капусту, да на двор не пустят», «Поезжай в Крым по капусту».

Вот как ведут свою иносказательную речь загадки о капусте:

«Не шит, не кроен, а весь в рубцах»

«Без счету одежек-все без застежек»

«Маленький попик сорок ризок оболок»

«Шароватый, кудреватый, на макушке плешь, на здоровье съешь».

Праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, празднующегося 27 сентября, прозван Капустницами. «Смекай баба про капусту-Воздвижение пришло», «На Воздвижение-чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех», «На Воздвижение первая барыня-капуста»,-говаривали на Руси.

Воздвижение начинает ряд осенних веселых вечеринок, справляющихся под именем «Капустниц». В старину в этот день девушки, принарядяся в цветно-праздничные платьица, хаживали  из дома в дом-рубить капусту. Это делалось с веселыми песнями, ставились сладкие меда, подавались угощения-заедки разные.

Воспитатель ставит запись русской народной хороводной песни «Вейся, вейся, капуста…»

Правда веселая песня, ноги так и просились в пляс, а сколько народных музыкальных инструментов вы услышали! Дети перечисляют.

Молодежь-женихи высматривали себе в это время невест-капустниц. Ввечеру, когда капуста была уже срублена, всюду шло веселье. Немало особых «капустных» песен спевалось на этих «Капустных вечерках». Хотите послушать капустные частушки?

Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно,

Мы капустные частушки

Споем вам замечательно.

Лето целое старалась,

Одевалась, одевалась,

А как осень подошла,

Все наряды отдала.

Барыня сидит на грядке

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки,

Крупной соли пол мешка.

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява,

А кто очень любит щи-

Так меня всегда ищи.

Нарядилася Аленка

В сарафанчик свой зеленый,

Завила оборки густо

Узнаешь ее? Капуста!

Чтобы печка разгоралась,

Надо жару поддавать.

Чтоб частушка легче пелась,

Надо пляской помогать.

Но не только пели и плясали в эти дни, еще и играли. Предлагаю вам поиграть в одну такую игру под названием «Капуста».  В середину хороводного круга играющие складывают свои ленты, пояса, платки( условно это кочаны капусты). Выбранный заранее «хозяин капусты» стережет ее. Хоровод поет:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Огород свой горожу,

Горожу и сторожу.

Чтоб сюда не забегали

И капусту не украли:

Волк, лисица, бобер и куница,

Заинька усатый, медведь толстопятый.

Затем хоровод рассыпается и каждый старается ухватить свой «кочан капусты». «Хозяин» не дремлет, и, тот, кого он успевает запятнать, при повторе игры вместе с ним «сторожит» огород.

«Капустные вечерки» длились две недели и заканчивались с сентябрем месяцем.

В наши дни ученые, овощеводы, селекционеры вырастили много видов капусты. Кроме белокочанной капусты, какую капусту вы еще знаете? После ответов детей показ слайд-шоу из видов капусты: краснокочанная, цветная, брокколи, Брюссельская, Савойская, листовая, декоративная капуста-цветок и удивительная капуста  Романеско, морская капуста и другие.

Вот сколько нового и удивительного вы сегодня узнали про капусту. Сто вам особенно запомнилось и понравилось? Ответы детей.

Сейчас я вам предлагаю взять листочки бумаги и перенести на них свои впечатления от увиденного и услышанного. Материалы для рисования выберете сами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Ознакомление с природой»

Тема: «Зимняя сказка».  Программные задачи:   Развивать умение, понимать смысл образных выражений загадки. Упражнять в подборе определений к заданному слову. Совершенствовать умение дет...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Экология»

Тема: «По лесным тропинкам».    ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:   Продолжать формировать элементарные экологические представления о природе (о животных и растениях, о единстве организма и среды...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» Тема: «Удивительные животные Африки».

Программные задачи:- систематизация и углубление представлений детей о животном     мире        жарких     стран...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по формированию представлений о целостной картине мира.ОО Познание.

Интегративное занятие.ОО Познание + ОО Художественное творчество-рисование.Получается очень интересная коллективная работа....

Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята» Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята»

формировать умение детей выделять разнообразные свойства и отношения предметов, включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Активизировать словарный запас детей словами...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности .Тема непосредственно образовательной деятельности – Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности .Тема непосредственно образовательной деятельности – Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»...