Проектная деятельность
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Семьина Ирина Евгеньевна

Проект "Шестиногие малыши"-проект разработан с детьми старшей группы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Камни

По горизонтали:

  1. Горная порода, бывает разного цвета, нередко с красивым узором, применяется в строительстве.
  2. Плотная горная порода, декоративный и поделочный камень, окрашена в желтые, красные и зеленые цвета.
  3. Полудрагоценный камень применяется для мелких  поделок, изготовления часовых камней.
  4. Пористый известняк, состоящий почти полностью из целых раковин их обломков, обычно образуется в зоне морей и океанов.
  5. Минерал, обладающий самой высокой из всех веществ плотностью.
  6. Он очень прочный, разноцветный, используется в строительстве – ступени, постаменты, станции метро, набережные.
  7. Ископаемая смола хвойных деревьев.

По вертикали:

  1. Пористая, легкая (не тонет в воде) вулканическая порода, образующаяся в результате застывания кислой лавы.
  2. Ювелирно-поделочный камень, месторождение – Урал, описан в сказах Бажова.
  3. Драгоценный камень, бывает небесно-голубого или голубовато-зеленого цвета, матовый, камень тех, кто родился в декабре.
  4. Камень черного цвета обладает целебными свойствами, находят в Карелии, по берегам Онежского озера.


Предварительный просмотр:

Ягоды.

По горизонтали:

  1. Кисло-сладкая ягода, растет на кустах  в саду, бывает разного цвета /смородина/
  2. Первая летняя ягода, растет на низких кустиках на грядке / клубника/
  3. Ягода желтого цвета, растет на дереве с острыми колючками. Очень полезна для здоровья /облепиха/
  4. Лесная ягода красного цвета, растет на небольших кустиках, собирают в конце лета. Осенью. Полезна при простуде/брусника/
  5. Северная ягода, растет в тундре /морошка/
  6. Ягода темно-красного цвета, растет на болоте /клюква/

По вертикали:

  1. Кисло-сладкая ягода, растет на высоких кустах, бывает садовая и лесная. Любят медведи/малина/
  2. Садовая ягода зеленого цвета. Куст колючий. Называют «северный виноград»/крыжовник/
  3. Лесная ягода черного или фиолетового цвета, кустики невысокие /черника/

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Лесные загадки.

По вертикали:

  1. Часть дерева, часто страдающая от заячьих зубов зимой /кора/
  2. Красивое лесное животное, на которое охотятся волки и которого есть северный брат

 / олень/

  1. Животное, чьи норы любит занимать лиса / барсук/
  2. Крупный зверь, для которого в лесу раскладывают соль /лось/
  3. Детеныш лесного зверя, который рождается пушистым, зрячим и которого может покормить любая пробегающая мимо мать /зайчонок/
  4. Что общего у ежа и елки?/иголки/
  5. Какое дерево ищет в лесу кабан?/дуб/
  6. Чем лакомится волк на бахче? /дыня/

По горизонтали:

8.Отверстие в стволе дерева, которое занимает белка под домик/дупло/

9. Лесное животное, грозным оружием которого являются клыки/кабан/

10. Маленькие лесные жители, живут большой семьей, их называют «санитарами леса»/муравьи/

11.Когда их много, сыты все: и белки, и медведи, и ежи /грибы/

12. Один из видов пищи лисы /птицы/

13. Весенние зайчата – настовики, летние - травники, а осенние - ?/листопадники/

14. Зеленый, скользкий, прыгающий житель болот, которым не побрезгует ни еж, ни медведь /лягушка/


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Путешествие по экологическому музею.

(интегрированное занятие)

Цели и задачи.

      Закрепить представления детей о глине и песке как о природных материалах, их разновидности, свойствах.

        Познакомить детей с различными изделиями, в изготовлении которых необходим песок. Расширить представления о видах стекла, его качествах, использовании в быту, технике, изготовлении украшений.

       Показать, как разнообразны изделия, созданные из глины – сувениры, посуда, игрушки. Рассказать, что для их  изготовления чаще всего используется белая глина. Дать представление о значении глины и песка в строительстве.

         Обогащать словарный запас детей. Развивать умение отвечать  на вопросы полным предложением. Упражнять в образовании прилагательных.

        Закрепить представление детей о филимоновской игрушке. Учить расписывать глиняную фигурку по мотивам филимоновских свистулек.

        Развивать познавательный интерес.  Учить детей видеть красоту стеклянных и глиняных предметов.

       Воспитывать бережное отношение к стеклянным и глиняным предметам.

Предварительная работа.

       Рассматривание частиц песка и глины под лупой, их цвет. Знакомство со свойствами песка и глины, сравнение этих свойств. Наблюдения за изменением свойств от степени влажности. Наблюдения на прогулке – песок и глина у нас под ногами. Лепка глиняных игрушек в свободное время.

Материал к занятию.

       Образцы песка и глины. Стеклянные изделия. Предметы, сделанные из глины: игрушки, Гжельская посуда, керамика, фарфор, фаянс, статуэтки, рисунки кирпичных строений и другие.

Ход занятия.

     Воспитатель напоминает детям, что бывают очень разные музеи: живописи, автомобилей, военной техники. Сегодня они посетят экологический музей. А речь пойдет о природных минералах – глине и песке.

Но сначала нужно вспомнить правила поведения в музее:

- разговаривать негромко, не кричать;

- ходить по залам спокойно, не толкаться;

- экспонаты руками не трогать;

- внимательно слушать экскурсовода.

         Детей приглашают пройти в первый зал. Это зал песка. На столах расставлены баночки с песком, стеклянные предметы, изделия из хрусталя, иллюстрации стеклянных изделий, стеклодува.

1. Воспитатель предлагает детям вспомнить все, что они узнали о песке:

- песок сыпется,  он сыпучий. Из чего состоит? Какие песчинки по размеру? Цвету?

- Куда исчезает налитая на песок вода? Каким становится песок по цвету? Какой песок тяжелее – мокрый или сухой?

Рассмотреть картину-сувенир «Движущийся песок».

2. Обращаем внимание детей на предметы, выставленные на столах. Что общего между ними и песком? Из какого материала они сделаны? Из стекла. Эти предметы – стеклянные.  Одним из важнейших компонентов для получения стекла является песок.

        Предложить детям прикоснуться к стеклянному предмету (шар). Какой он? Холодный, гладкий. Рассмотреть предметы из стекла. Все ли они одинаковые? Какого они цвета?

      Дети закрывают глаза, воспитатель кладет в стакан какой-нибудь предмет. Открыли глаза. Что лежит в стакане? Как вы это узнали? (Увидели через стенки). Стекло прозрачное. Почему мы видим все, что происходит на улице? Потому что в окна вставлено стекло – оно прозрачное.

      Для изготовления красивой посуды, сувениров используется специальное стекло – хрусталь.

Вот какая история связана с хрусталем:

          - Жил в одном городе мастер – стеклодув. Однажды заболела его маленькая дочка. Лечили ее доктора, но не могли вылечить. И задумал тогда отец сделать ей подарок – не простой, не золотой, а из стекла – хрусталя. Пришел он  в свою мастерскую, посреди которой топилась большая печь. Взял чистый речной песок, добавил мел. Соду, хорошенько перемешал и отправил в печь. От жара в печи все расплавилось, получилась густая огненная масса. Взял тогда мастер медную трубку, подцепил этой огненной массы и давать дуть в трубку, быстро вращая ее при этом. И появился на конце трубки оранжевый шар. Сначала маленький, потом все больше. Словно волшебник, стал мастер прикасаться к шару деревянными брусочками, обжимать его, а потом отрезал большими ножницами. И вот уже не шар, а ваза с отогнутыми краями. Всю ночь работал мастер, а утром подарок был готов. Проснулась дочка, а перед ней хрустальный букет. Красоты небывалой. С этого дня стала девочка поправляться и выздоровела. Так вот красота может излечить и болезнь.

         Рассматриваем хрустальный предмет, гладим его рукой. Что ощущаем? Стенки не такие гладкие, как у простых стеклянных предметов, они резные. Какое это стекло? Хрусталь.

         Как обращаться со стеклянными изделиями? Брать осторожно, чтобы не разбить. Не играть с мячом около окна. Стекло - очень хрупкий материал. Оно легко бьется, но подбирать кусочки стекла не следует, потому что ими можно пораниться.

Что мы запомнили о стекле? Оно прозрачное, холодное, гладкое, хрупкое. Для чего нужны стеклянные, хрустальные предметы? Чтобы украсить нашу жизнь. Что нужно для производства таких изделий? Песок.

          Приглашаем детей пройти в следующий зал. Здесь хозяйкой является глина. Обращаем внимание детей на образцы глины. Какого цвета глина? А еще она может быть белая, красная, коричневая, белая, серая.

         Вспоминаем, что узнали о свойствах глины: она не сыпется, как песок; сухая глина твердая, но не как камень, она крошится. Мокрая глина меняет форму, из нее можно лепить. Глина медленно впитывает воду. Частички глины слипшиеся, они как будто крепко держатся за руки.

Нужна ли человеку глина?

         Вот какую историю рассказал старый глиняный горшок. «Произошло это в давние времена. Однажды один человек бросил в костер старую корзину, обмазанную глиной. Каково же было его удивление, когда на утро он обнаружил свою старую корзину еще прочнее, чем раньше. Это случилось потому, что глина затвердела в огне и стала прочной. С тех пор люди стали лепить глиняную посуду». Это были кувшины, кринки, тарелки. Позже появилась фарфоровая и фаянсовая посуда, которой мы пользуемся и сейчас.

           Обращаем внимание детей на то, все экспонаты этого зала собраны в небольшие отдельные группы. Воспитатель дает небольшой рассказ о каждой из этих групп.

  1. Керамические изделия. Что вы здесь видите? Здесь находятся кувшины, кружки, горшки. Известно, что в керамической посуде дольше хранится молоко, так как керамика не нагревается, молоко не скисает. Рассматриваем предметы, гладим рукой стенки (гладкие). Сравниваем толщину стенок глиняной посуды и стеклянной. Как делали стеклянную посуду? Выдували. А глиняную посуду делали на гончарном круге (иллюстрация).

2.- Фарфоровая и фаянсовая посуда. Здесь чашки из тончайшего фарфора. Статуэтки. Гжельские изделия. Для чего нужны такие предметы? Как украшение интерьера, как сувениры.

  1. Глиняная игрушка. Какие глиняные игрушки знаем? Как их делают? Благодаря человеку, его мастерству, фантазии глина оживает и превращается в дивные игрушки.

  1. «Рукодельные камни». Кирпичи, керамзит. Почему люди называли кирпичи «рукодельными камнями»? Кирпич и сейчас имеет ширину ладони человека. Как вы думаете, почему? Чтобы было удобно его брать. Для чего нужен кирпич? Как «склеивают» кирпичи при постройке домов? Как изготовить такой клей? Нам понадобится цемент, песок и вода. Выходит, при строительстве дома нам нужны и песок и глина.

- Полюбуйтесь еще раз на экспонаты нашей выставки. Наша прогулка по музею подходит к концу. Мы увидели очень много интересных предметов, созданных руками человека. Я знаю, что вы тоже умеете делать из глины интересные поделки. Поэтому предлагаю превратиться в мастеров глиняной игрушки, пройти в мастерскую и расписать свои изделия. А потом мы разместим их на нашей выставке.

Заключительная часть занятия проходит в группе. Дети рассаживаются за столы. Вспоминаем, как называется игрушка, которую лепили дети, какими элементами ее расписывают, как работать кистью. Затем дети приступают к украшению  своих изделий - расписывают заранее вылепленные глиняные игрушки.

         

 



Предварительный просмотр:

- 1-

Содержание.

  1. Введение.
  2. Основная часть:

- Мини беседы о насекомых.

- Загадки, кроссворды о насекомых.

- Развлечение «Божья коровка – черная головка»

- Игры – инсценировки для снижения психомоторного и мышечного напряжения.

- Дидактические и подвижные игры.

  1. Заключение.
  2. Список литературы.

-2-

Введение.

   В Соединенных Штатах Америки, в Калифорнии, было проведено специальное исследование – как относятся жители городов и поселков к насекомым. Оказалось, что есть люди, которые их прямо-таки ненавидят или панически боятся. Явление это назвали энтомофобией (от греческих слов «энтомон» - насекомое, «фоб» - боязнь). Иногда энтомофобия принимает тяжелую форму: человек стремиться уничтожить любое насекомое, попавшееся ему на глаза; он с радостью уничтожил бы их всех, какие только есть, если бы мог, потому что все насекомые кажутся ему личными врагами, источниками неприятностей. И такое наблюдается везде.

        Почему? Почему прекрасный мир насекомых человек не ценит?

Наверное, дело в том, что люди очень мало знают о насекомых. И при этом многие думают: раз насекомое – значит, обязательно вредитель. Конечно, есть насекомые, приносящие человеку ущерб. Но их количество ничтожно мало по сравнению с общим числом их видов. А вообще-то не прожить людям на земле без насекомых. И каждый человек быстро бы понял это, если бы насекомые вдруг исчезли. И ведь действительно исчезают – каждый день исчезает один вид. Каждый в день! Виноваты в этом люди, которые губят природу своей страны.

     Как видим, взаимоотношения человека с насекомыми непростые. Но только от человека зависит, дружить с насекомыми или враждовать, бездумно уничтожать всех подряд или оберегать.

     Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

    Удивительный, многообразный мир насекомых с его яркими внешними проявлениями, с его тайнами и секретами представляет собой интересный познавательный материал. Дает возможность развивать у детей наблюдательность, мышление, умственную активность, любознательность. Своей необычностью, разнообразием насекомые вызывают у ребенка удивление, радость и восторг, желание больше узнать.

         Чтобы знания детей не носили отрывочный характер, составлен план работы на год. Для поддержания интереса к деятельности используются иллюстративный материал, стихи, загадки, игровые приемы, сказки познавательного характера.

-3-

Проект «Шестиногий народец».

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Цель проекта: формирование навыков правильного поведения в природе.

Задачи проекта:

-расширение и систематизация знаний детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчелах, жуках; местах их обитания, характерных особенностях;

- обогащение словаря и развитие связной речи в процессе создания сказок о насекомых;

- стимулирование любознательности.

Предполагаемый результат:

 - создание альбома о насекомых;

- составление правил поведения в природе;

-  спектакль по мотивам сказки В. Бианки. «Как муравьишка домой спешил»,

- создание книги о насекомых.

План работы:

- знакомство с жизнью различных насекомых;

- чтение рассказов о животных;

- мини-беседы «Кто такие насекомые», «Чем питаются насекомые», «Бывают ли насекомые детишками» и другие;

- Экскурсии «В гости к насекомым»;

- прогулки: к водоему, к цветнику;

- разучивание стихов о насекомых, создание собственных сказок о них;

- рассматривание иллюстраций «Насекомые Красной книги».

Практическая деятельность:

- конкурс знатоков;

- разгадывание кроссвордов о насекомых;

- составление экологических знаков;

- элементарная поисковая деятельность:

Почему у бабочек крылья ярко окрашены?

Рассматривание муравьиных дорожек;

-4 -

-4-

Обследование пенька, дерева на наличие насекомых.

- подвижные, дидактические  игры;

- придумывание сказок, рассказов о насекомых;

- рисование «В траве сидел кузнечик…»;

- игровые обучающие ситуации «Колобок знакомится с шестиногим народцем».

Связь с другими видами деятельности:

- музыка – слушанье музыкальных фрагментов, разучивание песенок о насекомых, выполнение музыкально-ритмических движений, имитирующих полеты бабочек, пчел, прыганье кузнечиков; исполнение инсценировок в экологических праздниках.

- изодеятельность – рисование, аппликация на темы природы.

- конструирование, ручной труд – изготовление фигурок насекомых из полосок бумаги, методом оригами, из природного материала, составление из них композиций

- физкультура – имитация движений животных в общеукрепляющих упражнениях.

-логопедия – отработка лексической темы «Насекомые».

Работа с родителями:

- участие в составлении детьми сказок;

- помощь в подготовке и проведении развлечений и экологических праздников;

- помощь в изготовлении костюмов к праздникам;

- выставка информационного материала в уголке для родителей;

- совместная викторина о насекомых (дети и родители).

Игры – инсценировки для снижения психомоторного и мышечного напряжения.

  1. «Игра с муравьем». На пальцы ног залез «муравей» и бегает по ним. С силой потянуть носки на себя, ноги наряженные, прямые. Оставить носки в этом положении и прислушаться: на каком пальце сидит муравей? Мгновенным снятием напряжения сбросить «муравья» с пальцев ног. Носки идут вниз – в стороны, ноги расслабляются и отдыхают (Упражнение выполняется сидя).

  1. «Кузнечик» (Выражение внимания, сосредоточения). – Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – вот уже в другом месте стрекочет.  – Выразительные движения: шею вытянуть вперед, взгляд пристальный, корпус слегка наклонить, ступать на пальцы

        – Изобразить скрипочку с помощью ноги и руки, как будто дети кузнечики.         Показать, как прыгают кузнечики.

  1. «Муравей» (Выражение страдания и печали).

По тропе лесной, неровной

Листик тащит муравей.

В 10 раз себя огромней,

Раз в 15 тяжелей.

Тащит, тащит работяга,

Хоть ему и нелегко.

Хоть совсем устал бедняга –

Муравейник далеко.

- Муравей остановился у дерева, положил листок и сказал: «Я устал». Выразительные движения: «муравей стоит, голова и плечи опущены, руки свободно висят вдоль тела.

Изобразить пальцами усики, показать, как муравьи общаются  без слов.

  1. «Стрекоза замерзла».

- Пришла зима. Стрекоза не приготовила себе домик, не запасла еды впрок. Бедняжка дрожит от холода: Холодно, холодно, ой-ей-ей-ей!

Голодно, голодно, жутко зимой!

Мне некуда деться, сугробов не счесть.

Пустите погреться и дайте поесть.

Мимика: приподнять и сдвинуть брови, постучать зубами

5. Этюд «Из гусеницы в бабочку» - дети самостоятельно по своему представлению показывают преображение гусеницы в бабочку, импровизируют. Появившиеся «бабочки» легко танцуют под любую мелодию.

Гимнастика для глаз.

«Бабочка» - Бабочка-красавица прилетела к нам.

                       Бабочка-красавица, отдых дай глазам.

       Каждый ребенок берет бумажную бабочку на палочке и под рифмовку водит ею в воздухе различные фигуры (круги, ломаные линии, овал, квадраты и другие), прослеживая их взглядом, не поворачивая головы.

Дидактические и подвижные игры.

Дидактические:

Название игры.

Дидактическая задача.

Чудесный мешочек.

Учить детей узнавать предметы по характерным признакам

Подбери пару.

Упражнять в сравнении предметов, в нахождении сходства, подборе одинаковых изображений. Воспитывать внимание.

Четвертый лишний.

Развитие умение анализировать и объяснять свое решение.

Кому что по вкусу (игра с мячом)

Закрепление знания о том, чем питаются насекомые.

Загадки и отгадки.

Закреплять умение узнавать предмет по описанию, развивать внимание.

Кто меня поймет, тот нектар найдет.

Упражнять в ориентировке в пространстве, умении давать точное направление поиска.

Подвижные игры и упражнения:

Название игры.

Особенности   игры.

Паук и мухи

Летать, изображая мух после сигнала воспитателя (бег), удерживать равновесие при сигнале «паук».

Ловля бабочек.

Легкий бег, имитирующий полет бабочек по сигналу «летите», по сигналу «лови» увернуться от детей с «сачками» (внимание, ловкость).

Медведи и пчелы.

Изобразить полет пчел и жужжание – полетели за медом на луг. По сигналу «медведи» быстро вернуться и «ужалить»   Упражнять в лазанье, беге, развивать внимание.

Заключение.

       Представленный материал проработан в течение года с детьми старшей группы. Все мероприятия неизменно вызывали у детей большой интерес. В процессе работы появилась книга сказок о божьей коровке, сочиненных детьми совместно с родителями.

Дети выполнили много работ по рисованию и лепке, отражая полученные знания и впечатления. Большой интерес вызвали развлечения, посвященные насекомым, где дети самостоятельно выполняли роли насекомых. Следует отметить, что родители активно включились в работу по проекту. Как основной итог этой работы хотелось бы отметить не только возросший интерес детей к миру насекомых, но и бережное к ним отношение. В поведении детей исчезли моменты агрессии по отношению к насекомым.

         В процессе работы по проекту у детей расширился кругозор, значительно обогатился словарь, появился интерес к сочинению сказок.

           Работа по проекту не только развивает детей, но и обогащает педагога огромным объемом информации.

      Хорошие результаты в данной работе возможны только при полной заинтересованности педагога.

Список используемой литературы.

Для чтения детям.

Журнал «Свирелька».

Название рассказа.

Номер журнала

Страница.

Жук-носорог

7/2008

24

Знакомый сверчок

2/2006

26

Красивые и опасные

6/2006

4

Красавцы и обманщики

6/2005

26

Клопы-модники

5/2004

12

Летающие цветы

5/2003

12

Майский жук

5/2006

8

Мухи очищают воздух

6/2004

6

Насекомые зимой

1/2002

28

Насекомник

6/2004

24

Осиное гнездо

7/2008

10

Откуда берутся бабочки

6/2004

26

Подземное страшилище

4/2006

26

Спасайте толстуна

7/2005

4

Шмелек Василиса

6/2003

8

Шестиногие футболисты

11/2007

28

Язык на ногах

5/2004

8

    Журнал «Филя"

Название рассказа

Номер журнала

Страница

Порхающие самоцветы

7/2001

16

У кого нос на усиках

-/-/-/-/-

14

Зоопарк на столе

5/2001

14

Журнал «Веселые уроки». Статья «Про диковинные глаза» №9 – 2007, стр.28

Журнал «юный путешественник». Статья «Удивительный бражник – языкан», март 2004, стр.26

Сказки В. Бианки.

Познавательная литература.

1.А. Брем Жизнь животных, Москва, 2002

2.Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И.  животные луга, Москва, 2000

3.Глобус, географический ежегодник для детей, 1969, 1973, 1975

4.Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать,          Ярославль, 1997

5.Журналы «GEO»

6.Зоопарк в твоей книжке. Павильон 1 – насекомые, Харьков, 1992

7.Конторщиков В.В.,Гвоздева О.А. природа Подмосковья от А до Я, Москва, 2005

8.Красная книга России.

9.О.Тэннер Способы защиты у животных (перевод с английского), Москва, ТЕРРА, 1997

10.О. Теннер Насекомые и пауки (перевод с английского), Москва, ТЕРРА, 1997

11.Плешаков А.А. Зеленые страницы, Москва, 1998

12.Тарабарина Т.И. , Соколова Е.И.   И учеба, и игра: природоведение, Ярославль, 1998.

13.Юный натуралист.

Кто такие насекомые?

Цель: познакомить детей с миром насекомых, развивать умение объединять насекомых по существенным признакам; воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них больше, бережное к ним отношение.

      Детям предлагается представить, что они оказались на полянке.

- Кого можно здесь встретить? (Зверей)  - Но звери чаще всего боятся человека. Заяц трусливый, олень осторожный, волк тоже старается обойти человека стороной.

- Птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько детей. Чаще всего они очень осторожны. Но есть такие жители в лесу, которые людей не испугаются, будут сидеть рядышком. Их очень много, они повсюду: на деревьях, на цветах, на земле и в воздухе. Кто же это? (Насекомые).

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботом душистый сок

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

     Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела – все это насекомые.

Выбираем модели основных признаков: тело состоит из члеников, шесть ног, крылья, усики. Это общие черты. Насекомые отличаются по величине, форме тела, по цвету. ( Назвать самых маленьких насекомых, самых больших.)

         Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 млн. лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

         Где на Земле обитают насекомые? Они обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.

        Как они передвигаются? Пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые все умеют хорошо делать: ходить, бегать, плавать, нырять, порхать, ползать, летать.

Загадки: Кто над нами вверх ногами.

Не солнце, не огонь, а светит.  Светлячок.

Голос тонок, нос долог,

Кто его убьет, свою кровь прольет. Комар.

Шли плотнички без топоров,

Срубили избу без углов.               Муравьи.

Летит – говорит, сядет – молчит. Жук.

       Чем питаются насекомые? На каждое насекомое – свой корм. Короеды поедают древесину, комары питаются соком растений и кровью животных и человека. Медведка питается под землей корнями растений. Есть насекомые – хищники, которые охотятся на других насекомых, например, божья коровка поедает тлю, стрекоза – мошек и комаров. Мир насекомых очень разнообразен. Каких насекомых вы видели около дома?  (Рассказы детей)

Кто на Земле самый сильный?

Цель: познакомить детей с жизнью муравейника. Вызвать у них уважение к столь маленьким жителям нашей планеты. Воспитывать понимание того, что в природе все-все очень нужны.  

                                             

     Ребята, знаете ли вы, кто на земле самый сильный? (Ответы детей) Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Да, да. Ведь он переносит тяжести в 10 раз превосходящие его вес. Муравей, по сравнению со слоном, настоящий силач. А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные терема – муравейники они строят!

       Муравейник – это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией. С кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Живут они там большой и дружной семьей. Население в одном муравейнике – несколько сот тысяч жителей. Как целый город! Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи – солдаты.

       Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

      И хотя муравьи могут постоять за себя, пользуясь своей очень едкой кислотой, все не стоит их обижать. Лучше их охранять и беречь.

Таинственный мир насекомых.

Цель: расширить представления детей о насекомых, познакомить с их разнообразием; развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать, воспитывать любознательность.

  1. Где живут насекомые?

Куда бы мы не пошли – в сад, на луг или в лес, всюду нас окружают насекомые. Ползет в траве жук; вьются над цветами пчелы и бабочки; стрекочут кузнечики; шуршат крыльями стрекозы. Подойдешь к речке – и там насекомые: носятся по воде стайки блестящих жуков-вертячек, а под водой, загребая ногами, как веслами, охотятся на мелкую водяную живность жуки-плавунцы.

  - Уж на что в пустыне пусто – только песок да жидкие кустики, а приглядишься и увидишь, что сидят в этих кустиках насекомые – жуки-златки с твердым, как орех, панцирем.

      Живут насекомые и в пещерах, где всегда темнота, и на высоких горах среди снежных ледников.

      Ну, а в океане? Уж там-то, наверное, нет насекомых? Там штормы поднимают вверх водяные горы и швыряют их друг на друга. Где уж уцелеть какой букашке! Но только успокоится океан, смотришь, скользят по его поверхности маленькие клопы-водомерки.

  1. Какие они – насекомые?

     Всюду, куда ни посмотришь, живут насекомые – наши маленькие незаметные соседи. Впрочем, такие ли они незаметные? Взять хотя бы муравьев. Один муравей – крошка, его не заметишь сразу; а в большом муравейнике их столько, что, если мерить ведрами, получится несколько ведер. Или сколько комаров на болоте? Целая туча! А приглядишься на лугу, то на каждом цветке пчела или бабочка, шмель или муха сидят.

     Но не только своим множеством замечательны насекомые. А еще и своим многообразием.

     Кто видел ночную бабочку-совку? Она вся покрыта нежным, мягким мехом, из которого выглядывают круглые светящиеся глаза и шесть ног. На месте рта у нее что-то вроде свернутой пружинки, а усики похожи на перышки.

      Иначе выглядит муха. Она короткая, а голова вся как будто состоит из огромных глаз. Во рту – хоботок, он жадно слизывает все вкусное, а на всех шести ногах – подушечки-присоски.

         А жук закован в блестящую скорлупу, будто в панцирь. У него шесть жестких ног, как на шарнирах, а во рту – острые зазубренные челюсти.

       Бывают огромные насекомые. Самый большой жук – усач-титан – едва помещается на ладони. А южноамериканская бабочка Тизания, когда раскроет свои крылья, похожа на большую раскрытую книгу.

        Мир насекомых полон тайн. Люди, которые изучают насекомых, ловят их большими сачками, смотрят под микроскопом и описывают интересные наблюдения в энциклопедиях. Вот какие интересные подробности можно узнать из энциклопедии.

- Задние ноги у кузнечика очень длинные и нескладные и, кажется, даже мешают ему ходить. Но вот кузнечику почудилась опасность – он осторожно подбирает их под себя, и вдруг как будто пружинка развернулась – так быстро выпрямляются эти ноги – скачок – и он уже далеко. Попробуй, поймай прыгуна!

     А у пчел на ногах – целый набор инструментов. Здесь и кисточки, которыми пчела собирает цветочную пыльцу, и корзиночки, в которых она эту пыльцу переносит, и щеточки для чистки глаз от той же пыльцы.

  1. Что и как едят насекомые?

      Кузнечик грызет травинку. Зубов у кузнечика нет, он грызет челюстями с твердыми зазубринками.

     Грызть и откусывать умеют жуки, тараканы. А вот бабочки не умеют. Рот у них устроен совсем по-другому. Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. А у шмеля нет хоботка. Как же он достает нектар? У шмеля есть длинный гибкий язычок. Он язычком слизывает вкусный нектар.

      Есть среди насекомых и хищники, которые поедают других насекомых. Самый известный – стрекоза. Она съедает за день мошек и комаров больше, чем весит сама. Ловит их прямо на лету. Не менее известный хищник – божья коровка. Основной ее рацион составляет тля – мелкое, очень опасное для растений насекомое.

  1. Их достояние – глаза и крылья.

    Сколько крыльев у насекомых? У стрекозы сразу видно – 4 крыла. У бабочек, пчел, ос – тоже две пары крыльев. А вот у майского жука не сразу увидишь все крылья. Сначала он приподнимает жесткие блестящие надкрылья, а из-под них разворачиваются прозрачные крылышки. А у мухи и комара два крыла, но летают они от этого не хуже. Напротив, мухи считаются лучшими летунами.

    А какие удивительные у насекомых глаза! Муха посматривает своими глазами во все стороны: то вверх поглядит, то вниз, то назад оглянется – и все это не поворачивая головы. Еще крупнее глаза у стрекозы – это два огромных радужных полушария, глядящих сразу во все стороны. Летит стрекоза над землей и, как летчик-истребитель, следит за всем, что находится в воздухе.

    Но есть насекомые, у которых глаза очень малы. Встретить таких насекомых можно в пещерах. У некоторых из них и вовсе нет глаз. Каким же образом они в темноте вслепую находят пищу? А очень просто: на слух, на ощупь, на нюх.

     

     Насекомые умеют усиками принюхиваться. Усики чувствуют запах за несколько километров. А кузнечики и сверчки умеют слушать ногами: у них уши – на передних ногах. Конечно, они не похожи на уши собаки или человека: просто часть ноги внутри пустая, с тоненькой чувствительной перегородкой. А у многих ночных бабочек уши – на животе.

      Кричать животом умеют цикады. Всякий, кто бывал на юге, слышал их громкие трели. А кузнечики и сверчки стрекочут, проводя крылом по зазубринкам другого крыла – все равно, что ногтем по расческе.

  1. Бывают ли насекомые детишками?

Это очень необычные животные, когда речь заходит об их потомстве. Вам не удастся увидеть маленькую лимонницу или крохотную бабочку павлиний глаз. Настоящее чудо свершается, когда появляются новые молодые насекомые.

        Кто видел на листьях плотные кучи белых яичек? Через неделю яички темнеют, и из них вылезают какие-то козявки. Не жуки, не бабочки, не мухи – что-то непонятное. Оказывается, это личинка. Личинки, как правило, очень прожорливы. Они едят много, поэтому быстро растут. Потом они приклеиваются к листку и затихают – превращаются в куколку. Целую неделю личинка спит в куколке. А потом вдруг шкурка лопается, и вот чудо: на свет выбирается уже не личинка, а настоящий жучок. Это самая настоящая божья коровка.

У майского жука жизнь личинки гораздо дольше. Долгих четыре года живет она в земле, подгрызая корни растений, пока придет пора превратиться ей в куколку, а затем и в жука.

      А у бабочки из яичек появляется личинка, которая называется гусеницей. Гусеницы живут на листьях любимых растений (крапиве, капусте, крушине) и грызут их. Потом они превращаются в куколку. И вот уже из невзрачной куколки вылезает и расправляет крылья  бабочка. Теперь ей надо немного обсохнуть и вот она – красота. Распахиваются перед вами яркие красивые крылья.

  1. Хочешь жить – защищайся.

Много у насекомых врагов: птицы, звери, пауки, другие насекомые, и от всех надо защищаться. Как? Да по-разному. Осы издалека видны из-за своей яркой окраски, они предупреждают врагов: «Берегись, ужалю!» Некоторые насекомые, например палочник, умеют прятаться на ветках деревьев. Растянется на ветках, точь-в-точь, как сухой листок или веточка. Кузнечики надели зеленые наряды. Попробуй их разглядеть в траве.

     А многие жуки придумали притворяться дохлыми: подогнут лапки, прижмут их к себе – и бух на землю. Одни становятся сразу незаметными – так происходит с колорадским жуком. Другие вроде и на виду, но всем своим видом показывают: я же дохлый, несъедобный.

    Если тронешь божью коровку, она тут же намажет тебя желтой резко пахнущей да к тому же и очень горькой жидкость. Предупреждает: «Не трогайте меня, я невкусная!» если птица хоть раз в жизни клюнет божью коровку, она навсегда запомнит – это не безобидный жучок, его лучше не трогать. Вот поэтому и гуляет божья коровка в красивом ярком наряде ни от кого не прячась – не тронут

Божья коровка, черная головка.

     Развлечение проводится на участке, который украшают шариками, цветами, ягодками из бумаги. Вход оформляется как волшебные ворота.

      Дети проходят через воротики и садятся на лавочки. Выходят дети, читают стихотворение:

Месяц май пришел на землю,

Месяц солнца и травы,

В пене белых майских кружев

Все фруктовые сады.

Насекомые проснулись,

Тоже к солнцу потянулись,

Трудятся они весь день,

Позабыв про сон и лень.

Только Божья Коровка, черная головка,

Все сидит, скучает, ленится, зевает.

Скучно ей – хочет отыскать друзей.

Появляется Божья коровка, летает от дерева к дереву, от цветка к цветку, присаживается на травку.

Божья Коровка:                                Скучно мне одной летать,

Не с кем крылышки размять.

Где же братец Муравей,

С ним мне будет веселей!

Под веселую музыку  («Ах вы, сени!») появляется муравей.

Муравей. Здравствуй, Божья Коровка, черная головка.

Божья Коровка:                             Здравствуй, братец Муравей,

Ты печаль мою развей,

Будем бегать и играть

Да на травке загорать.

Муравей.                                             Нету мне такой охоты,

У меня полно работы,

Я и плотник, и маляр,,

День с рубанком отстоял.

А теперь опять спешу, бревна в домик я ношу.

Мы – народ трудолюбивый, все в своих родителей,

Сад весною охраняем

От гусениц – вредителей. (Уходит)

Божья коровка.                              Вот еще, весь день трудиться,

Мне, Коровке, не годится.

Лучше дальше полечу,

Себе друга поищу. (Летает по площадке).

Появляется Бабочка, летает вместе с ней.

Божья Коровка.                                  Ты так весело порхаешь,

Никаких забот не знаешь,

Любишь весело пожить,

Вот бы мне с тобой дружить.

Бабочка.                                                Дружбе рада я всегда,

Вот закончу все дела.

В лапках я ношу пыльцу,

от цветка лечу к цветку.

Я цветочки опыляю

И расти им помогаю,

Чтобы осенью в саду

Зрели яблоки в меду.

Божья коровка.

Ждать мне долго неохота,

Что ж, и у тебя работа. Мне с тобой не по пути,

Мне б товарища найти!

Поиграть, попрыгать вволю,

Полететь бы в чисто поле!

Под русскую народную мелодию появляется Дождевой червяк с лопаткой в руках, копает землю.

Божья Коровка.                           Здравствуй, дождевой червячок,

Коричневый бочок.

Как ты весело играешь,

Видно, много игр знаешь!

Научи меня играть,

Землю носом ковырять.

Червячок.                                               Но я совсем не играю.

Работа моя такая.

Чтобы корни всех растений

под землей дышать могли,

хорошенько нужно землю

прополоть и прорыхлить.

Ну, прощай, да не взыщи,

Для игр другого поищи.  (Уходит)

Божья Коровка.                                  Все в работе целый день,

А со мною только лень!

И, как видно, от меня

Нет ни пользы, ни вреда.

С песенкой появляются Тли.

Божья Коровка.                                Коли трудный час пришел,

Дам вредителям отпор!

Эй, букашки, уходите,

Саду больше не вредите!

 (Берет метлу и выметает всех вредителей).

 

Все дети исполняют песенку «Помощники».

     

Конкурс «Знатоки природы».

Цель конкурса: закрепить знания детей о насекомых, особенностях внешнего вида, поведения, питания. Вызвать интерес к игре, развивать внимание, умение дослушать вопрос до конца. Воспитывать умение играть в команде, радоваться успехам товарищей. Создавать радостное настроение.

       Дети по очереди достают из мешка кружочки желтого и зеленого цвета и делятся на две команды: «Солнышко» и «Листочек».

1. Разминка – по 5 вопросов каждой команде:

 - зачем муравью усики?

- где зимуют комары?

- почему бабочку лимонницу так зовут?

- чьи детки едят капусту?

- сколько ног у насекомых?

- кто приехал из Америки без билета?

- у кого уши на ногах?

- что любят бабочки?

- стрекоза – хищник или травоядная?

- кого боится божья коровка?

2. Дорисовать картинку. Каждая команда получает по два недорисованных рисунка: половинки насекомых. Задача игроков – быстро и точно дорисовать вторую половину картинки.

3. «Кто я?» - каждая команда придумывает и изображает по два насекомых, а соперники отгадывают, кто это.

4. «Какого я цвета?». У каждой команды наборы кругов разного цвета. Нужно поднять один или два кружка такого цвета, который подходит к названному насекомому:

Кузнечик – зеленый, божья коровка – черный и красный,

Пчела – желтый и черный, муха – серый,

Бабочка лимонница – желтый, капустница – белый,

Майский жук – коричневый, стрекоза красотка – голубой.

5. Подведение итогов конкурса.

6. Общая песенка «Про комара», общий веселый танец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...