конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе "Как дети трем поросятам помогали"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Васильева Татьяна Валерьевна

развитие представлений детей о разновидности жилищ человека через поисковую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_deti_trem_porosyatam_pomogali.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе

Тема: «Как дети трем поросятам помогали»

Образовательная область «Познание»

Интеграция с другими образовательными областями:

«Коммуникация»: развитие диалогической и монологической речи.

«Социализация»: развитие свободного общения с взрослыми и детьми в части формирования первичных представлений о мире, а так же соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения.

Цель: развитие представлений о разновидности жилищ человека.

Задачи:

образовательная: систематизировать на основе имеющихся знаний и опыта представления об истории возникновения домов, способах их создания в зависимости от климатических зон;

развивающие:

-развивать поисковую деятельность детей: умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

-развивать умение давать характеристику жилищ, анализировать, находить причинно-следственные связи;

-развивать связную речь детей: отвечать на вопросы последовательно и логично;

- закреплять навыки работы в мини-группах (развивать умение вести координированный диалог между детьми, преследуя и достигая поставленную цель);

- активизировать мышление в процессе разрешения специально моделируемой ситуации;

-развивать информационную компетентность;

воспитательная: воспитывать интерес и чувство уважения к культурным ценностям разных народов.

Оборудование: мультимедийная установка, стенд с книгами, компьютер. Картинки для плана, фотографии жилищ разных народов. Современных домов.

Ход совместной деятельности:

Этапы

Содержание этапов

Обоснование методические приемы, индивидуальная работа

  1. Мотивационно-ориентировочный этап

Цель: формирование интереса и эмоционального настроя к совместной деятельности.

2.Поисковый этап

Цель: формирование навыков поисково-исследовательской деятельности.

3.Практический этап

Цель: реализация образовательных, развивающих, воспитательных задач.

4. Рефлексивно-оценочный этап

Цель – развитие навыка продуктивного подхода к самооценке деятельности.

Детям приходит письмо от трех поросят: «Дорогие ребята, после того как волк разрушил наши дома из прутьев и соломы, мы стали жить в домике Наф-Нафа, который он построил из камня. Этот дом спас нас от непогоды и злого волка. Однажды мы задумались. А вот интересно, есть ли на свете еще дома, какие они, из каких материалов построены.

Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф.

-Какая проблема возникла у трех поросят?

-Хотите ли вы помочь поросятам?

-Чем мы можем им помочь? Что будем делать?

-Для того чтобы решить эту проблему. Кем нам нужно стать? (исследователями)

-В любой игре есть цель. Зачем мы будем играть в «Исследователей»? (узнать новое интересное о домах, чтобы потом рассказать поросятам)

-У ученых есть план исследования, и мы с вами придумаем план нашего исследования (приглашаю к столу).

-Что просят поросята рассказать интересного о домах? (какие разновидности домов существуют и из чего они сделаны)

Составляем с детьми план-схему.

   

-Мы можем дать ответ сейчас поросятам?

-Где мы можем найти ответ на вопросы? (в книгах, в интернете, в музее)

-Вы когда-нибудь были в музее?

-Хотите туда отправиться для поиска информации?

Дети проходят по залу музея, рассматривают фотографии, на которых изображены дома в разных уголках мира.

-Как можно назвать одним словом все то, что мы с вами сейчас видим? (жилище человека)

-Все ли дома одинаковые?

-По какому признаку можно разделить эти дома? (дети делят все представленные дома по какому-либо признаку (форма, материал, по климатическим зонам).

В зависимости от того, как дети их разделили, выстраиваем дальнейшее рассуждение.

Дети делятся на подгруппы.

Каждая подгруппа детей доказывает, почему они объединили эти дома именно в эту группу, чем они похож, чем отличаются.

-Почему на севере люди строят дома?

-Почему в жарких странах в сельской местности такие жилища?

-Мы познакомились с домами разных народов, а вы знаете, какие дома были раньше, давно-давно?

Где мы можем это узнать? (называют источники информации)

-Вы хотите оказаться в прошлом? Как нам это сделать? (рассуждения детей)

-Мы с вами сегодня не в простом музее. В этом музее происходят разные чудеса, и сегодня мы с вами можем отправиться в прошлое. Хотите?

Физминутка

Раз, (дети кружатся вправо)

Два, (дети кружатся влево)

Три – (присели)

В прошлое лети (встают, руки вверх)

Слайдовая презентация.

Историческая справка

- В древности люди жили в пещерах. В центре располагался очаг, на котором они готовили себе пищу и у которого грелись. Вход в пещеру закрывала шкура убитого животного (слайд№2)

- В Испании дома были круглой или овальной формы с конической крышей. Само здание строилось из камня, а крыша делалась из соломы (слайд№3,4)

- В некоторых районах земного шара встречались землянки. Для ее создания выкапывали большую яму, а вокруг из выкопанной земли делали возвышение, на которое ставили жерди. На крышу накидывали землю, сухую траву. Для обогрева делали очаг (слайд№5)

- Древние жители нашей республики строили юрты. Стены и потолок делали из жердей. Снаружи юрта укрывалась войлоком – плотным материалом из скатанной шерсти животных. Изнутри юрту украшали орнаментом. Юрта легко собирается и быстро разбирается (слайд№6)

- Как вы думаете, для чего необходимо было собирать и разбирать юрту? (размышления детей)

- Вот мы с вами и побывали в прошлом, а теперь пора возвращаться назад.

Физминутка

Раз, (кружатся влево)

Два, (кружатся вправо)

Три - (присели)

Назад в музей лети (встают, руки вверх)

- И так мы с вами побывали в музее. Где еще мы можем найти информацию о домах? (в книгах, в библиотеке)

- Хотите отправиться в библиотеку? (подходят к стеллажу с книгами)

- О каких домах мы уже с вами узнали? (о домах разных народов, о жилищах прошлого). А еще о каких домах нам нужно рассказать поросятам? (о современных)

- Здесь в фотоальбомах вы можете поискать информацию о них: из каких материалов их строят, в чем сходство и различие современных домов, от домов прошлого (дети ищут информацию самостоятельно)

- Что вы узнали? Какие материалы использует современный человек для строительства зданий?

- В чем сходство с домами прошлого?

- В чем отличие?

(дети рассуждают, доказывают свою точку зрения, приводят примеры из личного опыта)

- Давайте вспомним, что мы узнали, проводя свое исследование?

- Что помогло нам справиться с работой?

- Что было в этой работе самым сложным, самым интересным?

- Как нам теперь все то, что мы сегодня узнали, рассказать поросятам? (дети рассуждают)

- Я предлагаю послать поросятам видеописьмо (дети восстанавливают весь ход решения учебной задачи при помощи графического плана и наводящих вопросов воспитателя).

- Что бы вы хотели еще узнать о жилище человека?

- Мне с вами было интересно! У нас все получилось, потому что мы были хорошими…(кем?) исследователями!

Создание игровой ситуации

Игровой метод: создание игровой ситуации. Вопросы к детям, направленные на развитие умения выражать словами свои мысли.

Проблемно-поисковый метод, моделирование (умение планировать этапы своих действий, графическое изображение плана)

Поиск источников информации по проблеме исследования.

Метод наглядной передачи и зрительного восприятия: демонстрация иллюстраций

Метод организации поисковой деятельности: самостоятельная работа детей.

Создание проблемной ситуации: разделиться на команды.

Игровой метод:

Воображаемая ситуация, дети путешествуют в прошлое.

Словесный метод: рассказ воспитателя; метод наглядной передачи и зрительного восприятия: демонстрация слайдов.

Игровой метод: воображаемая ситуация, дети путешествуют из прошлого в настоящее время.

Репродуктивный метод: поиск нужной информации (умение использовать и называть источники информации знаний)

Словесный метод: беседа (развитие умения  детей отвечать на вопросы, выражать словами свои мысли, выдвигать гипотезы, предложения, делать выводы)

Словесный метод: вопросы к детям (развитие диалогической речи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема "Посуда".

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе.Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».Лексическая тема: «П...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха», область «Познание».

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха»,область «Познание».Деятельность  построена на основе элементарных опыт...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Красавицы рыбки», область «Художественное творчество»».

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Красавицы рыбки»,область «Художественное творчество»».Интеграция областей«Коммуникация», «Безопасность», «...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: «Старые сказки на новый лад»

Познавательно-речевое развитие детей  на материале русских народных сказок с  использованием театрализованной деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе "В гости к Лесовичку"

Учить различать некоторые лиственные деревья.Закрепить и расширить знания детей о городе.Закрепить знания детей о транспорте.Закрепить правила дорожного движения.Закрепить знания детей о деревья...