Методическая разработка "История кукол" образовательное мероприятие
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Тумольская Ольга Александровна

Данная методическая разработка даст возможность педагогам  познакомить дошкольников с историей возникновения кукол на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_kukol.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное мероприятие

для детей подготовительной к школе группы с ОНР

Тема: «История кукол»

 

(Использование социоигровых, личностно-ориентированных и здоровьесберегающих технологий)

Составила:

Воспитатель

Тумольская О.Н.

Санкт-Петербург

2010

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Уточнить и систематизировать знания детей о жизни, быте крестьян на Руси. Познакомить с народной куклой: способом изготовления, материалом, назначением игрушки (обереги, игровые, обрядовые).
  2. Развивать мыслительные операции в ходе работы с пооперационной картой.
  3. Работать над обогащением словаря (шуба, чугун, самовар, половик, ухват, сундук, половник); над словообразованием: из древа – деревянная, из фарфора – фарфоровая, их крупы – крупеничка;  из гороха – горошинка).
  4. Упражнять детей в составлении рассказа о последовательности изготовления куклы.
  5. Формировать умение изготавливать нарядную куклу – «крупеничку». Развивать мелкую  моторику рук.
  6. Поддерживать интерес к истории культуры нашего народа. Воспитывать бережное отношение к кукле.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Рассматривание иллюстраций на тему: «Как жили люди раньше»
  • Рассматривание современной куклы и куклы «народной».
  • Изготовление народной куклы на занятиях и в совместной деятельности
  • Чтение книги Н.Телешова «Крупенички»

МАТЕРИАЛ:

  • Куклы, сделанные из разных материалов, поющие, говорящие, танцующие, куклы разного возраста (пупс, Барби); разных национальностей (киргизка, испанка);
  • Развернута картина крестьянской избы: печка, самовар, колыбель, половик, сундук. На печке – крынка, горшочек, чугун, в горшочке шутовка.  Около печки – ухват, прялка.
  • Для изготовления «крупенички»: мешочек с крупой, ткань 20х30 см, 15х15 см., треугольный платочек, передничек, нитки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель загадывает загадку:

        Платье носит

        Есть не просит.

        Всегда послушна,

        Но с ней не скучно.

                (кукла)

- Ребята, а где делают кукол? (на фабрике)

- Хотите там побывать?

                В группе на полках стоят, сидят разные куклы. Дети встают справа и слева от кукол.

  • Вот это да?!! Как много разных кукол. Чем они отличаются?

Дети:  Материалом, из которого сделаны; у них разная одежда, разный цвет волос, глаз, выражение лица; у одних есть механизмы, а у других нет;  есть куклы говорящие, поющие, которые ходят; есть куклы даже разных национальностей;

  • Вы очень счастливые дети. У вас так много игрушек, кукол. А вот у детей, которые жили во времена моей прабабушки и мечтать не могли о таких куклах. Мамы, бабушки, старшие дети делали кукол малышам из ветхих тряпочек, которые рвали, т.к. не было иголок и ниток и ножниц. Делали кукол из соломы, травы, бересты. Дети, как вы, такого же возраста, делали кукол сами с большой любовью, с душой, аккуратно, красиво. Дети бережно их хранили в сундучках. Кукол было много до 100. мальчики тоже играли в кукол до тех пор, пока на них в 7 лет не надели порты. До этого времени и мальчики и девочки ходили в длинных рубахах.
  • Ребята, вы хотите оказаться в прошлом времени и посмотреть на этих кукол?
  • Добрая фея подарила мне волшебную палочку. Она помогает перенести нас в прошлое. Только нужно произнести заклинание: «Палочка волшебница, чудо сотвори, из настоящего в прошлое нас перенеси». Давайте вместе скажем!
  • Мы оказались в крестьянской избе, как я догадалась? (дети садятся на стульчики).

Дети: здесь есть русская печка, на печи стоит чугунок.

  • Чем достают его из печи? (Ухватом)
  • Что еще видите?

Дети: На столе самовар, около печки колыбелька, на половичке лежит Кот Баюн.

  • Наверное кот убаюкивал младенца. Какие печенки колыбельные он мог петь ребеночку?

Дети: «Баю-бай, ты собачка не лай!» или «Баю-баю-баиньки, купим сыну валенки».

  • Давайте разбудим кота. Ведь он нас пригласил в гости, чтобы показать кукол, в которых раньше играли дети.
  • Здравствуй, кот баюн! Ты так сладко спал, что во сне видел? (Включаем механизм – кот поет).
  • Баюн, покажи нам кукол. (Достать из колыбели куколку)
  • Это «пеленашка». Раньше люди верили, что злые духи могут навредить беззащитным людям. Это были младенцы. Чтобы сбить с толку злых духов, спеленатую куклу клали рядом с младенцем в колыбель. Кукла оберегала его от злых духов до момента крещения. Эта кукла оберег.
  • Баюн, а где же еще куклы? Их было много у детей.
  • Кот просит, чтобы гости сами догадались где лежат куклы. Дети очень бережно относились к куклам, нигде не бросали… Правильно, кукол можно найти в сундучке.
  • Давайте заглянем в него. Как можно назвать эту куклу?
  • Это голышок-малышок, пупсик. А это «крутышка», а эту куклы называли «куватка».  И «пеленашка» и «голышок-малышок» и «куватка» - куклы обереги. Когда родители уходили на работу, они вешали над колыбелькой много кукол «куваток», «пупсов». Ребенок играл с ними, а у наших малышей вешают над кроватками погремушки.
  • Эта кукла как называется? Это «барыня-колодная». Она тоже сделана из тряпочек. На ней роскошная шелковая юбка и платок.
  • А эту куклу можно назвать «кукла колокольчик»? А как вы догадались? У нее юбка похожа на колокольчик. Эта кукла добрых вестей. Она веселая, задорная, приносит в дом радость, веселье. Это оберег хорошего настроения.
  • А это куклы «мартинички». Голубая – символ Зимы, красная – весны, жаркого солнца. Почему их так назвали? Март – первый месяц весны, когда еще зима не хочет уходить и борется с весной, молодежь и дети развешивали этих кукол парочками на деревьях и пели заклички, кликали весну. А потом их приносили в избу и помещали в красный угол.
  • Еще одна кукла «крупеничка», еще ее называли «зернушка», «горошинка» - это главная кукла. Она оберегала семью от голода. Когда собирали урожай, самые лучшие зерна клали в мешочек и придавали ему вид куклы, наряжали, ставили в красный угол, бережно хранили. А когда весной сеяли хлеб, первые горсти зерна брали из «крупенички», т.к. считали, что в ней сберегли силы кормилицы матушки земли. Верили, что следующий год тоже будет урожайный. А если гости заходили и видели, что «крупеничка» худа – значит в доме – беда, голод. Юля, расскажи, как крупеничку величали:

Ребёнок: «Крупеничка – красна девица;

                 Кормилица ты наша, радость – сердце,

Цвети, выцветай, молодейся.

 Мудрее, курчавей завивайся.

Будь всем добрым людям в угоду.»

  • Ребята, а чем эта кукла отличается от современных?

Дети : у кукол нет лица.

  • Да у этих кукол не было лица. Кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит безвредной для ребенка.

Дети: Этих кукол делали только из тряпочек, а современные куклы сделаны из  разных материалов. Они красивее, наряднее, умеют даже петь и танцевать.

  • Ребята, а вы хотите сделать «крупеничку»? Давайте вернемся из прошлого в настоящее. (Воспитатель берет волшебную палочку и вместе с детьми  произносит слова – заклинание).
  • Вот мы и вернулись в настоящее. Хотите поиграть? (Под музыку)

Игрушек много есть на свете.

А мы в гостях у кукол, дети.

Кукла – Маринка – будущая балерина

Куколки тряпичные – очень симпатичные.

Куклы деревянные – до чего забавные!

Эта кукла недотрога – на всех смотрит строго строго.

Пупчсики-малышки опять читают книжки.

Куклы все сбежались, о чем-то зашептались.

Паровоз сигнал дает и кататься всех зовет.

2 часть.

  • Садитесь все за столы, будем делать «крупеничку» (Объяснине воспитателя. Затем дети по пооперационной карте рассказывают о последовательности работы).
  • Вы очень старались, работали дружно, помогали друг другу. Устали ваши ручки? Давайте отдохнем.

Пальчиковая гимнастика: «Не плачь, куколка моя»

  • Много есть разных кукол, вы видели сегодня. Даже есть куклы в шоколадном яйце. За старание, трудолюбие  фея угощает вас «киндер-сюрпризом», а «крупеничку» возьмите домой, и посадите на самое почетное место, как это делали крестьяне. Пусть она оберегает достаток в вашей семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по физическому воспитанию "Волшебный лес Вирявы" - старшая группа (материалы опубликованы в учебно –методическом пособии «Спортивные мероприятия для детей 5 – 7 лет с использованием мордовского фольклора» МО РМ)

Конспект занятия по физичскому воспитанию "Волшебный лес Вирявы"Программное содержание:1.    Познакомить детей с тем, какое влияние разные цвета оказывает на физическое и эмоциональное ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике "Математический КВН" 3 класс

Разработка  представляет собой сценарий  проведения внеклассного мероприятия по математике. Содержание разработки обеспечивает  развитие логического мышления, памяти, внимания,...

Методическая разработка к мероприятию совместной деятельности взрослого и детей "По морям , по волнам"

Эта презентация была использована при проведении НОД "По морям , по волнам"...

Методическая разработка образовательного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по коммуникативному развитию детей "Возвращение Снегурочки".

В разработке представлены разнообразные приемы, направленные на закрепление знаний дошкольников о признаках зимы, о русских народных сказках; показана работа по развитию коммуникативных и математическ...

"Путешествие в русскую деревню" - методическая разработка совместного мероприятия с родителями

Этот конспект можно взять за основу к любому мероприятию, проводимому с родителями. Конкурсы и эстафеты можно всегда найти в картотеке ДОУ, а задания по станциям, на мой взгляд, это всегда актуально....

"Путешествие в русскую деревню" - методическая разработка совместного мероприятия с родителями

Этот конспект можно взять за основу к любому мероприятию, проводимому с родителями. Конкурсы и эстафеты можно всегда найти в картотеке ДОУ, а задания по станциям, на мой взгляд, это всегда актуально....