Конспект по непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: "Птичка-невеличка".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Кергель Елена Сергеевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Познание"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Птичка – невеличка.

Подготовительная к школе группа

Цель. Закрепление знаний о птицах.

Приоритетная область: «Познание»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество» (аппликация).

Задачи по образовательным областям:

Область «Познание»

Закрепить знание о явлениях осени, ее периодах.

Закрепить знание о перелетных  и зимующих птицах, умение отгадывать птицу по описанию.

Способствовать развитию любознательности, логического мышления.

Формировать понятие о кочующих птицах.

 Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Область «Коммуникация»

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие название птиц:

(снегирь, синица, чечетки, чижи, свиристель).

Продолжать учить отвечать на вопросы, полным предложением, согласуя в роде, числе, падеже.

Область «Художественное творчество».

Продолжать учить детей изображать птицу, аппликационным способом, из отдельных частей разной формы и величины  наклеивать одну деталь на другую.

Воспитывать эстетический вкус, воображение, развивать креативное мышление.

Область «Социализация»

Воспитывать у детей умение проявлять  положительные эмоции.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательная.

Область «Физическая культура»

Формировать у детей потребность в двигательной активности.

Формировать привычку сохранять правильную осанку при работе за столом.

Методы и приемы:

Проблемные, наглядные, словесные, частично – поисковые, продуктивные.

Формы организации:

Фронтальная, работа в парах.

Предварительная работа:

Беседа о перелетных, зимующих птицах.

Рассматривание иллюстраций и картин с изображением птиц.

Беседы о приметах поздней осени.

Чтение художественной литературы Е. Чарушин «Воробей», Т. Нуждина «Воробьи», В. Сухомлинского «Девочка и синичка»,  В.Бианки «Про птиц», «Синичкин календарь», Г. Снегирев «Птицы нашего леса», стихотворение В. Берестова "Сова и синица», отгадывание загадок.

Наблюдение за птицами на прогулке.

Подготовка ребёнка к роли птицы.

Материалы и оборудование:

Картины, изображающие птиц, карточки с условными обозначениями погоды, кассета, карточки деревьев без листьев, желтое дерево, зеленое дерево, заготовки для изображения птиц, цветная бумага, ножницы, салфетка, клеенка, клей – карандаш, кормушка, шапочка Иволги, мяч.

Ход НОД:

Дети выходят на поляну. Гуляют, рассматривают все вокруг.

Воспитатель:

-Какой чудесный день! Вокруг все так красиво! Ребята посмотрите, что я нашла. (Воспитатель показывает перо птицы) Что это? Вот еще одно, и еще перо. Но, что это лежит под пнем, давайте посмотрим. Это письмо и в нем лежит кассета и карточки, с какими – то загадочными заданиями. Давайте послушаем от кого это письмо. (Воспитатель включает кассету, сначала звучит пение птиц, затем само письмо)

«Здравствуйте ребята, я птичка – невеличка. Меня заколдовал проказник – Ноябрь, не хочет отпускать на юг. Помогите, мне ребята в теплые края улететь. Выполните задания и составьте мое название, после каждого задания будут появляться буквы».

-Какое интересное письмо мы с вами получили. Поможем птичке? Ребята, как же нам помочь птичке? (Ответы детей)

Воспитатель:

-В письме говорится, что нужно выполнить задания. Давайте послушаем первое задание? Готовы?

(Голос) Какое сейчас время года? Что изменилось в природе? Найдите условнее обозначения, которые соответствуют погоде поздней осени?

(дети подходят к мольберту)

Воспитатель:

-С начало вспомним, какие явления погоды обозначают эти условные обозначения (дождь, ветер, снег, туман и др.)

Какие условные обозначения  соответствуют погоде поздней осени? (Ответы детей) (2-3 ребенка показывают на мольберте)

Молодцы.  И мы с вами получаем первую букву. Какую мы получили букву?

Дети: Мы получили букву И.

Воспитатель:

Сейчас мы с вами выстроим логическую цепочку. Догадайтесь, что сначала, что потом.

(ребенок у доски выкладывает цепочку периодов осени: дерево без листьев, зеленое и желтое дерево)

Назовите периоды осени?

Дети: Ранняя осень, Золотая осень, Поздняя осень.

Воспитатель:

Молодцы. И у нас появляется следующая буква. Какая?

Дети:

Буква В.

Воспитатель:

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Назови перелетных птиц». Встаньте в круг. Я бросаю мяч одному из вас и у кого мяч в руках, называет перелетную птицу.

Кто найдет перелётных птиц и вывесит нам на доску. (воспитатель приглашает 2-х детей)

За это мы получаем букву? Какую?

Дети: Букву О.

Ребята, но не все же птицы улетают на юг, есть и такие, которые остаются с нами на зиму. Как они называются?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель:

-Слушаем следующее задание. (сидят на ковре)

(Голос) Определите по описанию зимующих птиц.

«Птичка – невеличка, ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок, получается прыжок?»

Дети: Воробей.

Воспитатель:

Зимой по внешнему виду воробьев можно угадать погоду: «Если воробьи гладенькие и поджарые, значит, на улице тепло, а если пухлые и взъерошенные  - значит, мороз трещит».

«Непоседа птица эта, одного с берёзой цвета».

Дети: Сорока.

«Окраской – сероватая, повадкой – вороватая, крикунья хрипловатая – известная персона».

Дети: Ворона.

Воспитатель:

И у нас появляется еще одна буква. Какая?

Дети: Буква Л.

Воспитатель:

Я предлагаю нам немножко отдохнуть.

Лебеди летят,

Крыльями шумят.

Прогнулись над водой,

качают головой.

Прямо и гордо

Умеют держаться.

И очень бесшумно

На место садятся.

(Выполнение движений в соответствии с текстом)

Дети садятся на ковер.

Воспитатель:

-С наступлением холодов с севера перекочевывают к нам: чижи, снегири, чечетки, свиристели (воспитатель показывает картины с изображением кочующих птиц) их называют кочующими птицами. Эти птицы, меняют место обитания. Синицы у нас зимуют, а потом улетают в тайгу, снегири, чечетки, обитатели севера.

Какие птицы называются кочующими? Перечислите этих птиц?

(Ответы детей)

Сейчас мы поиграем в игру: «Что изменилось?» (на доске расположены картины с изображением зимующих птиц) Я буду убирать одну из птиц, а вы должны отгадать какую птицу я забрала. (дети закрывают глаза).

Молодцы вы справились с заданием, и мы получаем следующую букву. Какую?

Дети: Букву Г.

Воспитатель:

- Ребята подойдите к доске. Птичка – невеличка предлагает нам последние задание «Поломанные слова». Нужно поменять слоги местами, чтобы получилось название птицы.

ВА -СО, РО –СО – КА, ТЕЛ – ДЯ, НА-РО-ВО, НИ-ЦА-СИ.

И мы получаем последнюю букву. Какую?

Дети: Букву А.

Воспитатель:

- Теперь посмотрим на наши собранные буквы. Какое слово получилось?

Дети: Иволга.

(звучит пение птиц и появляется птица Иволга)

Иволга:

-Здравствуйте милые ребята. Как я рада, что я на воле. Спасибо большое за помощь. Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы. Ну, а мне пора улетать в теплые края. До свидания ребята.

Дети: До свидания.

(звучит мелодия, птица улетает)

Воспитатель:

-Ну, вот мы проводили последнюю птицу в теплые края.

А какие же  птицы остаются с нами?

Дети: Зимующие и кочующие птицы.

Чем птицы питаются? Легко ли им добывать пищу? Как мы люди, помогаем им зимой? (Ответы детей)

(Воспитатель выносит кормушку)

Какой корм можно заготовить для птиц? Что едят птицы?

(Ответы детей)

Угадайте, какие птицы прилетят на кормушку?

«Положили дети в птичью кормушку ветку рябины, крошки хлеба, кусочки сала, насыпали пшеницу и горох. Прилетела стайка маленьких сереньких птичек, сразу начала клевать крошки хлеба. К ним подлетели желтогрудые птицы – поклевали сала. Сели на кормушку трещотки – остались только ягоды».

Какие это были птицы? Как вы догадались?

(Ответы детей)

Мы с вами изготовим макеты птиц, которые могут прилететь к кормушке.

Пройдите на свои места.

У вас на столах лежат заготовки птиц, посмотрите внимательно, каких частей недостает у ваших птиц. Вырежьте и наклейте недостающие детали. По  окончании работы проверьте друг у друга в правильности выполнения работы и прикрепите своих птиц на кормушку.

Но сначала мы немножко отдохнем.

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.

 Приготовлю крошки

 Хлебушка немножко.

 Эти крошки – голубям,

 Эти крошки – воробьям.

 Галки да вороны,

 Ешьте макароны!

Приступаем к выполнению работ.

Воспитатель:

Назовите, какие птицы к нам прилетели на кормушку?

(ответы детей)

Ребята вы сегодня молодцы, хорошо справились с заданиями, помогли освободить Иволгу.

А вам понравилось?

Что вам больше всего запомнилось?

(ответы детей)

Проблемный вопрос

Динамическая пауза

(работа в парах)

Пальчиковая гимнастика.

(дети выполняют макеты птиц)

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе (образовательная область «Познание», «Безопасность», «Коммуникация») «Все работы хороши».

«Все работы хороши» ( игра – викторина) позволяет в занимательной игровой форме закрепить у детей представления о разных профессиях....

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для подготовительной группы на тему "Зимние виды спорта".

В предлагаемом плане-конспекте для подготовительной группы представлена интеграция нескольких образовательных областей: "Познание", "Физическая культура", "Коммуникация". Занятие проходит в игровой фо...

Конспект фронтальной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звук и буква О» учителя-логопеда Ковган Людмилы Александровны (г. Краснодар «Детский сад № 195)

Коррекционно-развивающие задачи:1.Развивать слуховое внимание, зрительное и слуховое  восприятие.2. Упражнять детей в усвоении звуко-слоговых рядов путем уточнения пространственно-временных предс...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.

Непосредственно образовательная интегрированная деятельность (познание,коммуникация, социализация и здоровья)...

Конспект организации непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: "Путешествие по сказке"

Образовательные области: Познание, коммуникация, социализация, физкультураВ занятии используется сюрпризный момент, сложение разрезных картинок, загадывание загадок, игра "Что не правильно", Игра "Сос...

КОНСПЕКТ непрерывной непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному и речевому развитию «Встречаем весну»

Конспект включает в себя работу с этнокалендарем (праздники марта), проведение опыта "Где легче научиться плавать?", закрепление знаний о первых весенних изменениях в природе...