открытое интегрированное мероприятие по образовательной области "Познание" "Волшебница - вода" (старшая группа)
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Яковлева Надежда Ивановна

дать детям представление о круговороте воды в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khod_zanyatiya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Чтобы узнать, чему посвящается наше занятие вам надо отгадать загадку:

Она и в озере, она и в лужице

Она снежинкою над нами кружится

Она и в  чайнике у нас кипит

Она и в рученьке бежит – журчит

Ребята, как вы думает, что это? (Вода)

Ответы детей (вода)

– Действительно мы будем говорить о воде, о  волшебнице- воде

 А я предлагаю вам отгадать ещё одну загадку

На столе передо мной

Закружился шар земной

Артека ,  экватор, полюс

 Уместил всю Землю ….(глобус)

  -Ребята , что такое « глобус»?, Как называется  наша планета? ( Земля)

Какого цвета на глобусе больше?

Ответы детей (Синего)

Воспитатель: Что принято обозначать на глобусе синем цветом?

Ответы детей (синий  цвет это вода, все моря и океаны нашей планеты )

Воспитатель: Правильно, воды на нашей планете очень много, она занимает 70 % площади Земного шара.

 Ребята а вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

- Давайте вспомним, кому нужна вода ?

Дети (Людям, животным, растениям ) Где люди используют воду?  Воспитатель: Где люди используют воду?

 Дети (поливают, стирают, умываются )

При этом можно использовать иллюстрации, где присутствует вода (поливка цветов, приготовление пищи, умывание).

 Вос - ль: Вода необходима всем растениям ,животным ,человеку , и поэтому воду надо беречь и охранять

 А как  нужно охранять, и беречь воду

Ответы детей ( не загрязнять водоёмы, не тратить напрасно воду)

Воспитатель: Ребята мы сегодня говорим не просто о воде, а о волшебнице- воде.

Потому-что вода бывает очень разной

Ребята давайте вспомним, в каком виде  встречается вода в природе?

Дети ( в жидком, в твёрдом, парообразном)

Воспитатель: Правильно  ребята , вода может быстро бежать ручейком, плескаться  в море, становиться холодной снежинкой или горячим паром или туманом

 А сейчас, я предлагаю вам игру в которой мы должны вспомнить где мы  можем встретить волшебницу воду в природе.

Игра: “Где спряталась вода”

– Посмотрите  на  картинки  и отыщите  где спряталась вода. Нам  нужно распределить  загадки  на три группы: вода в жидком, в твёрдом и в газообразном  состоянии.

– Если правильно отгадаете загадки, у нас получится портрет воды.

 

1. Отгадай загадку

На дворе переполох,

С неба сыплется горох.

Съела 6 горошин Нина,

У неё теперь ангина. (Град)

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (Туман)

Бел как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

Вечером родится,

Ночью живёт, утром умирает. (Роса)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

Но никуда я не пойду,

Покуда он идет. (Дождь)

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (Иней)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт. (Сосулька

– Молодцы, ребята! Получился у нас портрет воды?

Дети ( Да получился)

Воспитатель: Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?  Дети (Это пар, он присутствует в воздухе, облака, туман.)

Воспитатель: От чего зависят различные состояния воды?

 Дети ( От температуры воздуха.)

Воспитатель: А ещё ребята , вода любит путешествовать в природе и называется  это  круговорот воды в природе

В природе путешествует вода.

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает – и снова в поход

По горным вершинам,

Широким равнинам.

Вдруг в небо взовьется,

Дождями вернется.

Вокруг оглянись,

В природу вглядись…

Вас окружает везде и всегда

Эта Волшебница – чудо Вода!

Я  предлагаю  послушать сказку

“Жил–был Зайчик–попрыгайчик в огромном лесу (картинка зайца на фоне леса). И путешествовал он по своему лесу, все полянки изучил, на каждую опушку запрыгнул, каждое деревце рассмотрел. Только скучно было Зайчику–попрыгайчику путешествовать одному. Сел он на камень и пригорюнился.

–Чего пригорюнился, Зайчик–попрыгайчик? – раздался веселый голос.

Зайчик осмотрелся по сторонам – откуда голос? – никого. И опять загрустил.

–Эй! Зайчик–попрыгайчик, не печалься. – Опять раздался голос, похожий на журчание ручейка. Посмотрел по сторонам Попрыгайчик и опять никого не увидел.

– Да ты под лапы глянь! Это же я – Капелька! – задорно прожурчал голос.

Смотрит Зайчик–попрыгайчик, а из под камня, на котором он сидел, ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто–то смотрит и улыбается.

– Здравствуй, зайчик! Что пригорюнился? – спросила Капелька.

– Здравствуй, Капелька! Да вот путешествую я по лесу совсем один и поделиться не с кем своей радостью, вот и заскучал я.

– А давай путешествовать вместе! – предложила Капелька.

– Давай, – согласился с радостью Зайчик–попрыгайчик.

И отправились они по лесу вместе. С каждым цветочком поздоровались, каждому зверю лесному улыбнулись.

В полдень, когда солнце стояло высоко в небе, решили они остановиться и передохнуть. Зайчик–попрыгайчик лег в тени широкого дуба и задремал.

Проснулся зайчик, зевнул, потянулся. Солнышко уже перестало припекать. Хорошо зайчишке. Оглянулся он по сторонам, а Капельки и след простыл.

– Капелька! Капелька! – стал звать зайчик, но никто не отзывался.

Пригорюнился зайчик и сел под дубом.

– Зайчишка! – раздался звонкий голос сверху.

Посмотрел Попрыгайчик на небо и увидел Капельку уже там. А Капелька улыбнулась.

– Ты как туда забралась? – спросил Зайка.

– Когда ты спал, солнышко припекало и я испарилась. Поднялась на небо и стала облачком. Ну что, пойдем путешествовать дальше? – спросила Капелька.

– Конечно, – обрадовался зайчик.

И стали они путешествовать дальше по лесу. Каждый листочек рассмотрели, под каждый кустик заглянули. И не заметили, как наступил вечер. Зайчишка потянулся, зевнул и решил пожелать Капельке спокойной ночи, глянул на небо, а ее там нет.

– Эй, зайчишка! Кого потерял? – раздался веселый голос.

– Друга своего, Капельку, – ответил заяц.

– Да, вот же я! Взгляни повнимательней на листочки, на травку.

Присмотрелся зайчик и действительно увидел Капельку. На каждом листочке лежала маленькая капелька росы.

– Как же так? – увидимся зайчик.

– А мы пока путешествовали, я стала тяжелой и к вечеру не смогла уже бежать облачком, вот и выпала в виде росы. А могла пролиться дождиком. Вот так–то.

– Теперь понятно! Ну, спокойной ночи, Капелька!

– Спокойной ночи, Зайчик–попрыгайчик!”

Обсуждение с детьми, куда исчезала Капелька, что с ней происходило?

Воспитатель:Капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают не землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда–то пришли на землю в виде дождя.

Капельки воды в природе “ходят, движутся” по кругу. Они выпадают из туч в виде дождя (снега), путешествуют по земле, а затем под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует.

- Не устали? Давайте немного поиграем.

Игра «Ходят капельки по кругу»

Дети превращаются в маленькие капельки дождя (звучит музыка дождя).  Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – ее детки капельки, им пора отправляться в путь (музыка). Капельки прыгают. Разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю… Попрыгали, поиграли. Скучно им стало по одиночке играть. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки по большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в океан  (дети выстраивают хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали капельки в океане,  а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка,  вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались.

- Расскажите, как путешествуют капельки? Как ходят капельки?

Дети: ( По кругу)

  Воспитатель: Правильно. Это явление называется круговорот воды в природе.

(стук в дверь входит капелька)

Капелька. Здравствуйте , ребята!

Помогите мне пожалуйста.

Нас в семье три сестрички –капельки

Мы жили очень дружно и никогда не ссорились

 Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А я  успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”.

– Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.

Воспитатель: Ребята, хотите помочь? О чем капелька вас просит?

Дети ( Да )

Воспитатель :Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.

Опыт: 1  «снежинка» – твердая вода”

Предложить детям рассмотреть  снег, как он таит  

 Вывод:  снег – тоже вода.

Вос-ль:К нам  в гости пришёл самовар

Посмотрите-ка сюда:

У меня внутри вода да не проста вода ,  а  кипящая вода.

Я блестящий самовар,

Из-под крышки вьется пар.

Пар – водичка или нет?

Ну-ка дайте мне ответ!

 Опыт :2  «Пар»– это тоже вода

Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода.

Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? Дети (Да)

Воспитатель: Почему?

Дети ( Потому , что  снежинка, паринка, и  капелька, это  всё -вода)

 Воспитатель :Ребята  вы старались сегодня, молодцы! Вы правильно и грамотно отвечали, старательно и аккуратно работали. Занятие наше закончено

Цель  занятия

Цель:  Дать детям  первые  элементарные знания о круговороте воды в природе. Закрепить знания о свойствах воды, о значении воды в жизни людей, животных и растений. Обратить внимание детей  на  то, где,  и  в каком виде существует вода в природе.

Развивать речь  детей,  расширять словарный запас формирование умения правильно строить предложения, развернуто и точно отвечать на поставленный вопрос.

Воспитывать  экологическую культуру  детей, бережное  экономное отношение к воде.

 

Материал: глобус; емкости для экспериментирования на каждого ребенка, ложечки для эксперимента на каждого ребенка;  снег для каждого ребенка; изображение природы; иллюстрации «Кому нужна вода»;  иллюстрации схемы «Круговорот воды в природе»;;шапочки –капельки , тучки

Предварительная работа:

Наблюдения: Дети  в течении всего дня наблюдали, где и какую они видели воду ( в помещении, на прогулке) В конце дня обсудили , результаты наблюдений записали.

Рассматривание картин, иллюстраций о воде; беседы на тему «Какой бывает вода», «Вода нужна всем», наблюдение за снегом, инеем,  росой,  сосульками во  время прогулок, экскурсий на  водоём; проведение опытов по замораживанию воды, и наоборот, таяние  льда, снега в тепле, и т.д.

МДОУ «Детский сад  общеразвивающего вида №23 «Ивушка»

   

Волшебница- вода

Конспект занятия в  

подготовительной группе

Воспитатель: Яковлева Надежда                              Ивановна.

с.Никаноровка  2010г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в сказку». Конспект открытого интегрированного мероприятия с детьми первой младшей группы для участников методического объединения воспитателей МБДОУ города Юбилейного

«Путешествие в сказку». Конспект открытого интегрированного мероприятия с детьми первой младшей группы для участников методического объединения воспитателей МБДОУ города ЮбилейногоАвтор-разработчик: Т...

Конспект интегрированной непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшей группы «Волшебница Вода»

Конспект интегрированной  непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшей группы  «Волшебница Вода» направлен на то, чтобы углублять, расширять и закреплят...

Открытое интегрированное мероприятие в рамках образовательной области «Музыка» - «Белая сказка зимы»

Открытое интегрированное мероприятие  в рамках образовательной области    «Музыка» - «Белая сказка  зимы»Музыкального руководителя МБДОУ ЦРР – Д\С №70 «Светлячок»Станиславской...

Конспект открытого интегрированного мероприятия непосредственно-образовательной деятельности

Конспект открытого интегрированного мероприятия непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет)...

Конспект открытого интегрированного занятия по опытно - экспериментальной деятельности в средней группе на тему: " Волшебница - вода".

Конспект открытого интегрированного занятия по опытно - экспериментальной деятельностив средней группена тему: " Волшебница - вода"....

Технологическая карта Интегрированного мероприятия непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы Тема: «Путешествие по временам года» (образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»)

ЦельУточнить характерные признаки времен года, выявлять простейшие причинно-следственные связиЗадачиОбразовательные:- выявить умения:в согласовании прилагательных с существительными,различать на слух ...