"Знакомство с севером"
методическая разработка по окружающему миру по теме

Мельникова Вероника Алексеевна

Тематика "Север", поможет в разработке мероприятий с детьми(старший возраст).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_sever.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

2.1. Ознакомление с природой родного края, культурой и бытом народов Таймыра (региональный компонент).

Содержание направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через:

- формирование любви к своему городу, краю, чувства гордости за него;

- формирование общих представлений об окружающей природной среде (природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Таймыра);

-формирование общих представлений о своеобразии природы Таймыра;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения  к природе Таймыра.

Содержание включает корпоненты:

Природа Таймыра (географические, климатические особенности);

Животный мир Таймыра (насекомые, рыбы, птицы, звери). Особенности внешнего вида, питания, размножения.

 Растительный мир Таймыра (деревья, кустарники, травы, грибы и др.).

Культура и быт народов Таймыра (быт, национальные праздники, игры);

Произведения устного народного творчества коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Таймыра: сказки, малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки и другие). 

Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется в непосредственной образовательной деятельности области «Познание» и  в форме   совместной деятельности при организации режимных моментов через  интеграцию с задачами различных образовательных областей:

-  «Познание» (природа Таймыра, растительный и животный мир, культура и быт народов Севера;

- «Чтение художественной литературы» (произведения устного народного творчества народов Таймыра);

- «Художественное творчество» (продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества народов Таймыра);

- «Физическая культура» (игры народов Севера).

   Природа Таймыра - сурова и прекрасна, в ней есть своя неповторимая прелесть и красота. Наши дети из-за климатических условий ограничены в общении с объектами природы. Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому -  цель нашей педагогической работы.  

Основным содержанием регионального компонента является ознакомление дошкольников с природой Таймыра для формирования у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве и ознакомление с бытом и традициями народов Таймыра. В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.  

 В систему работы включена разнообразная деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем  создают к ним иллюстрации. Также включены игровая, трудовая, музыкальная, физическая деятельности детей  дошкольного возраста. Значительное место отведено творческим процессам: рисованию, конструированию, изобразительной деятельности.  Основным объектом этих видов деятельности является природа Таймыра.

В работе мы придерживаемся общепедагогических принципов отбора: общепедагогические принципы (гуманизма, научности, систематичности и др.), принципы, специфические для экологического образования (прогностичности, интеграции, деятельности и др.)

Знания дети нашего дошкольного учреждения получают не только на специально отведенных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг,   на занятии по изодеятельности, в играх.

Педагоги также стремятся воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Наш детский сад расположен  недалеко от парка, что создаёт благоприятные условия для организации экологического воспитания детей.

    Формирование представлений о  природе Таймыра в большей мере мы ведем в утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома,  и в промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника.  

В рамках данной работы систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, - одну неделю в месяц дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник.  

Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи: "Грибная полянка", "Осенний лес", "Построй домик животному", "Приготовь лекарство" и т. д. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением.  

 Темы по ознакомлению детей второй младшей группы с  коренными народами Севера

Тема: Что мы называем Севером?

Цель:  Формировать представления младших дошкольников о  характерных признаках зимы

Тема: Северное сияние.

Цель: Дать представление о красоте северного сияния. Закрепить представление детей об этом явлении в рисунке красками. Учить любоваться миром природы Таймыра.

Тема:  «Таймыр – наш общий дом»

Цель: Познакомить с разнообразием устного народного творчества (стихи, загадки, пословицы, поговорки)

Тема: Наши животные.

Цель: Дать представление детям о внешнем виде животных: олень, песец.

Тема: Декоративно-прикладное искусство эвенков - «Узоры расписные»

Цель: Формировать художественно-эстетический вкус посредством знакомства с народно-прикладным искусством эвенков. Формировать умение создавать на бумаге узоры, используя приемы работы кистью для изображения элементов орнамента. Развивать чувство ритма, цвета.

Тема: Растения тундры.

Цель:  Познакомить дошкольников с представителем растительного мира тундры:  ягодами клюквы, голубики.  

Тема: Рисуем ягоды.

Цель:  Закрепить знание детей о внешнем виде ягод. Упражнять в рисовании тычками.

Тема: Декоративно-прикладное искусство ненцев – «Наши мастерицы».

Цель: Формировать художественно-эстетический вкус посредством знакомства с народно-прикладным искусством ненцев. Учить детей создавать узоры на пластине, используя разнообразные приемы работы с пластилином для изображения орнамента. Способствовать развитию творческого воображения.

Тема: Декоративно-прикладное искусство долган - «Северные орнаменты»

Цель: Формировать художественно-эстетический вкус посредством знакомства с народно-прикладным искусством долган. Формировать умение создавать узоры на бумаге, выполняя аппликацию. Закреплять умение работать ножницами

Тема: Знакомство с животными Арктики.

Цель: Познакомить с обитателем Арктики: белым медведем. Рассказать об их повадках.

Тема: Декоративно-прикладное искусство энцев «Волшебные узоры»

Цель: Формировать художественно-эстетический вкус посредством знакомства с народно-прикладным искусством долган. Формировать умение создавать на бумаге узоры, используя разнообразные приемы работы кистью для изображения элементов орнамента. Развивать чувство ритма, цвета.

Тема: Какие животные обитают в тундре.

Цель: Дать представление о животном тундры: северном олене. Познакомить с его внешним видом, повадками.

Тема: Декоративно-прикладное искусство энцев «У каждого свой дом»

Цель: Формировать художественно-эстетический вкус посредством знакомства с народно-прикладным искусством энцев. Учить детей создавать узоры, используя разнообразные приемы работы цветным картоном для изображения элементов орнамента. Способствовать развитию творческого воображения.

Тема: Какие птицы гнездятся в тундре.

Цель: Дать представление о птице живущей в тундре: куропатке . Рассказать о её повадках.

Тема: Рыболовы Севера.

Цель: Познакомить детей с занятиями народов Севера: рыболовством,  

Тема:  Итоговое занятие - «Праздник Хэйро»

Цель: Обобщать знания детей о культуре северных народов посредством традиционных национальных праздников народов Таймыра. Разучивание основных движений долганских  и нганасанских танцев. Воспитывать интонационную выразительность.

Темы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с  коренными народами Севера

Тема: «Такие разные люди».

Цель: Познакомить детей с возможностью людей приспосабливаться к разным климатическим условиям.

Тема: Природа Таймыра - «За полярным кругом»

Цель: Систематизировать знания детей о природе Северного края, Норильска. Учить видеть связь образа жизни Северных народов с условиями жизни в тундре. Научить любоваться миром природы Таймыра.

Тема: Народы Севера - «Таймыр – наш общий дом»

Цель: Дать детям первоначальные сведения о коренных малочисленных народах Севера ( эвенки, ненцы, нганасане, энцы, долгане). Познакомить с разнообразием устного народного творчества (стихи, загадки, пословицы, поговорки)

Тема: Знакомство с культурой эвенков - «На Северных просторах»

Цель: Знакомство с культурой и традициями эвенков. Рассматривание иллюстраций (жилище, одежда), знакомство с играми, обучение составлению устных рассказов по картинкам.

Тема: Сказки эвенков - «Царство сказок»

Цель:  Познакомить детей с фольклором эвенков, включающий в себя словесное и игровое творчество. Углубить восприятие фольклорных текстов, научить понимать их, разучивание стихотворения «Первая добыча»

Тема: Декоративно-прикладное искусство эвенков - «Узоры расписные»

Цель: Формировать художественно-эстетический вкус посредством знакомства с народно-прикладным искусством эвенков. Формировать умение создавать на бумаге узоры, используя разнообразные приемы работы кистью для изображения элементов орнамента. Развивать чувство ритма, цвета.

Тема: Знакомство с культурой ненцев - «Земля «саамов»

Цель:  Знакомство с культурой и традициями ненцев. Рассматривание картинок ( утварь, одежда), знакомство с играми и традиционными праздниками.

Тема: Сказки ненцев - «Что ветер северный напел…»

Цель:  Познакомить детей с фольклором ненцев, включающий в себя словесное творчество. Углубить восприятие фольклорных текстов. Разучивание стихотворения «Северное сияние».

Тема: Декоративно-прикладное искусство ненцев - «Мастерица Айгуне»

Цель: Формировать художественно-эстетический вкус посредством знакомства с народно-прикладным искусством ненцев. Учить детей создавать узоры на пластине, используя разнообразные приемы работы с пластилином для изображения орнамента. Способствовать развитию творческого воображения.

Тема: Знакомство культурой нганасан - «В царстве снега и баргана»

Цель: Знакомство с культурой и традициями нганасан. Рассматривание картинок (жилище, одежда), знакомство с играми и традиционными праздниками.

Тема: Сказки нганасан - «Расскажи пурга»

Цель: Познакомить детей с фольклором нганасан, включающий в себя словесное и игровое творчество. Углубить восприятие фольклорных текстов. Разучивание стихотворения «Кукла»

Тема: Декоративно-прикладное искусство нганасан - «Северные орнаменты»

Цель: Формировать художественно-эстетический вкус посредством знакомства с народно-прикладным искусством нганасан. Формировать умение создавать узоры на бумаге, используя прием «Мозаика» для изображения орнамента. Закреплять умение работать ножницами.

Тема: Знакомство с культурой долган «Звонкий бубен»

Цель: Знакомство с культурой и традициями долган. Рассматривание картинок (одежда), знакомство с играми и традиционными праздниками. Воспитывать уважение к коренному населению.

Тема: Сказки долган «Волшебная птичка»

Цель: Познакомить детей с фольклором долган, включающий в себя словесное и игровое творчество. Углубить восприятие фольклорных текстов, научить понимать их. Разучивание стихотворения «Рисунок»

Тема: Декоративно-прикладное искусство долган «Волшебные узоры»

Цель: Формировать художественно-эстетический вкус посредством знакомства с народно-прикладным искусством долган. Формировать умение создавать на бумаге узоры, используя разнообразные приемы работы кистьюдля изображения элементов орнамента. Развивать чувство ритма, цвета.

Тема: Знакомство с культурой энцев «Тундровые люди»

Цель: Знакомство с культурой и традициями энцев. Рассматривание картинок ( утварь, одежда), знакомство с играми.

Тема: Сказки энцев «Шаманские напевы»

Цель: Познакомить детей с фольклором энцев, включающий в себя словесное творчество. Углубить восприятие фольклорных текстов, продолжать учить понимать их. Разучивание стихотворения «Колыбельная».

Тема: Декоративно-прикладное искусство энцев «Путешествие в круглый дом»

Цель: Формировать художественно-эстетический вкус посредством знакомства с народно-прикладным искусством энцев. Учить детей создавать узоры, используя разнообразные приемы работы цветным картоном для изображения элементов орнамента. Способствовать развитию творческого воображения.

Тема: Создание коллекци одежды коренных народов Таймыра «Северок» «Такие разные узоры»

Цель: Обобщить знания детей о разнообразии орнаментов коренных народов Таймыра. Формировать умение выстраивать узорную композицию набумаге.

Тема: Создание коллекции одежды коренных народов Таймыра «Северок» - «Расписная малица», «Мохнатые сапожки (бокари)»

Цель: Дать детям представление о моделировании одежды. Познакомить с техникой вышивки бисером. Создание альбома коллекций одежды  коренных народов Таймыра - «Северок». Способствовать развитию творческого воображения.

Тема: Составление книги про Таймыр - «Путешествие по Таймыру»

Цель: Формировать умение составлять рассказы и сказки, используя полученные ранее знания о северных народах. Учить умению вести сюжетную линию, добиваясь целостности и завершенности своих сочинений. Развивать творческое воображение и креативность.

Тема:  Итоговое занятие - «Праздник Хэйро»

Цель: Обобщать знания детей о культуре северных народов посредством традиционных национальных праздников народов Таймыра.  Разучивание основных движений долганских  и нганасанских танцев. Воспитывать интонационную выразительность.

Темы по ознакомлению детей старшего  дошкольного возраста с  коренными народами Севера

Тема: Что мы называем Севером?

Цель: Познакомить с понятием «Север». Продолжать формировать представления о  характерных признаках зимы.

Тема: Природа Арктики - «За полярным кругом»

Цель: Познакомить с природой и климатом Арктики, с такими явлениями, как полярные дни и ночь, северное сияние, айсберг. Научить любоваться миром природы Таймыра.

Тема: Народы Севера - «Таймыр – наш общий дом»

Цель: Дать детям первоначальные сведения о коренных малочисленных народах Севера ( эвенки, ненцы, нганасане, энцы, долгане). Познакомить с разнообразием устного народного творчества (стихи, загадки, пословицы, поговорки)

Тема: Природа тундры

Цель: Расширять представление об окружающем мире, познакомить с природой тундры. Обогащать словарный запас словами: пурга, метель, вечная мерзлота.

Тема: Сказки эвенков - «Царство сказок»

Цель:  Познакомить детей с фольклором эвенков, включающий в себя словесное и игровое творчество. Углубить восприятие фольклорных текстов, научить понимать их, чтение сказки «Айога».

Тема: Декоративно-прикладное искусство эвенков - «Узоры расписные»

Цель: Формировать художественно-эстетический вкус посредством знакомства с народно-прикладным искусством эвенков. Формировать умение создавать на бумаге узоры, используя разнообразные приемы работы кистью для изображения элементов орнамента. Развивать чувство ритма, цвета.

Тема: Растительный мир Арктики.

Цель: Познакомить с растительным миром Арктики.

Тема: Растения тундры.

Цель:  Сформировать представление о растительном мире тундры (карликовая береза, карликовая ива, мох, лишайник, ягоды; клюква, голубика) Познакомить с особенностями лишайников и карликовых деревьев (неприхотливость).

Тема: Чтение рассказа Севастьянова А.А. «Две березы».

Цель:  Закрепить знание детей об особенностях карликовой березы. Упражнять в умении отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Тема: Декоративно-прикладное искусство ненцев - «Мастерица Сэвне»

Цель: Формировать художественно-эстетический вкус посредством знакомства с народно-прикладным искусством ненцев. Учить детей создавать узоры на пластине, используя разнообразные приемы работы с пластилином для изображения орнамента. Способствовать развитию творческого воображения.

Тема: Знакомство с культурой долган «Чтение сказки «Наследство шамана»

Цель: Познакомить детей с фольклором долган, включающий в себя словесное  творчество. Углубить восприятие фольклорных текстов.  

Тема: Декоративно-прикладное искусство долган - «Северные орнаменты»

Цель: Формировать художественно-эстетический вкус посредством знакомства с народно-прикладным искусством долган. Формировать умение создавать узоры на бумаге, используя прием «Мозаика» для изображения орнамента. Закреплять умение работать ножницами.

Тема: Знакомство с животными Арктики.

Цель: Сформировать представление об обитателях Арктики: белом медведе, тюлене, морже. Рассказать об их повадках, о том, как эти животные приспособились к условиям Крайнего Севера.

Тема: Сказка энцев «Легенда о мудром шамане»

Цель: Познакомить детей с фольклором энцев, включающий в себя словесное и игровое творчество. Углубить восприятие фольклорных текстов, научить понимать их.  

Тема: Декоративно-прикладное искусство энцев «Волшебные узоры»

Цель: Формировать художественно-эстетический вкус посредством знакомства с народно-прикладным искусством долган. Формировать умение создавать на бумаге узоры, используя разнообразные приемы работы кистью для изображения элементов орнамента. Развивать чувство ритма, цвета.

Тема: Какие животные обитают в тундре.

Цель: Сформировать представление о животных тундры: северном олене, песце, полярном волке, лемминге. Познакомить с их внешним видом, повадками, образом жизни.

Тема: Декоративно-прикладное искусство энцев «У каждого свой дом»

Цель: Формировать художественно-эстетический вкус посредством знакомства с народно-прикладным искусством энцев. Учить детей создавать узоры, используя разнообразные приемы работы цветным картоном для изображения элементов орнамента. Способствовать развитию творческого воображения.

Тема: Какие птицы гнездятся в тундре.

Цель: Сформировать представление о птицах, живущих в тундре: куропатке, белой сове, гагарах. Рассказать об их повадках.

Тема: Как живут и чем занимаются люди Севера.

Цель: Познакомить детей с занятиями народов Севера: охотой, рыболовством, оленеводством.

Тема:  Итоговое занятие - «Праздник Хэйро»

Цель: Обобщать знания детей о культуре северных народов посредством традиционных национальных праздников народов Таймыра.  Разучивание основных движений долганских, нганасанских танцев. Воспитывать интонационную выразительность.

Перечень  литературы, пособий:

  1. Бабина Н.В./500 как и почему для детей/ М. – 2010.
  2. Бондаренко Т.М./Экологические занятия в детском саду/ Воронеж – 2002.
  3. Герасимов В.П./Животный мир нашей родины/М. – 2000.
  4. Иванова А.И., Михайленко В.Я./Сезонные наблюдения в детском саду/ М.- 2010.
  5. Иванова А.И./Мир растений/ М. – 2010.
  6. Животные Севера/Тихонов А./ М. – 2007.
  7. Коломина Н.В./Воспитание основ экологической культуры в детском саду/ М. – 2005.
  8. Николаева С.Н., Комарова И.А./Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников /М. – 2003.
  9. Ушакова О.Д./Загадки и пословицы о природе и погоде/Санкт-Петербург – 2006.
  10. Среда снега и льда/сост.Горбаченок Е./ М. – 2008.
  11. Тихонов А.В./Времена года.Зима/ М. – 2004.
  12. Обитатели Арктики и Антарктики/Казань – 2006.
  13. Шорыгина Т.А./Экология для малышей/ М. – 2005.
  14. В.И Трухина «Истоки. Книга для воспитателей детских дошкольных учреждение» издательства «Дрофа» С. Пб. 2003г.
  15. Обитатели Арктики и Антарктики/Казань – 2006
  16. Среда снега и льда/сост.Горбаченок Е./ М. – 2008.
  17. Наглядно – дидактические пособия  Морские обитатели» М.: Мозаика – Синтез 2005 г.

«Арктика и Антарктика» М.: Мозаика – Синтез 2005 г.

Формы, приемы организации воспитательно-образовательного процесса   в рамках реализации регионального компонента

Режимные моменты

Совместная деятельность

с педагогом 

Самостоятельная

деятельность детей

Совместная деятельность

c семьей

Объяснение

Наблюдение

Игровые упражнения

Чтение художественной литературы

Ситуативные беседы

Продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация.

Чтение художественной литературы (сказки, стихи, пословицы, поговорки, загадки).

Составление и отгадывание загадок.

Рассказы воспитателя.

Дидактические игры. Настольно – печатные игры

Подвижные игры народов Севера.

Создание игровых ситуаций.

Наблюдения.

Инсценировки, драматизация.

Экскурсии.

Проектная деятельность (создание макетов, альбомов, рукописных газет, выставок).

Познавательная – исследовательская деятельность

(наблюдения, опыты, эксперименты).

Праздники, развлечения.

Викторины. КВН

Создание коллекции произведений декоративно – прикладного искусства народов севера.

Мини-музеи. Просмотр видео, слайдов.

Рассматривание иллюстраций, фотографий, книг.

Продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация.

Дидактические игры, настольно – печатные, сюжетно-ролевые, подвижные игры.

Познавательная – исследовательская деятельность

(наблюдения, опыты, эксперименты).

Инсценировки, драматизация.

Проектная деятельность (создание макетов, альбомов, рукописных газет, выставок).

Создание национального (северного) уголка.

Создание коллекции произведений декоративно – прикладного искусства народов севера.

Посещение музея, выставок.

Совместные досуги, праздники, КВН.

Просмотр видео


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта группы по знакомству с культурой и бытом народов Севера России.

Паспорт проекта, этапы работы над проектом и фотографии....

Презентация "Знакомство с малочисленным народом Севера (хантами)."

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё.   ...

Конспект совместной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в рамках проекта "Земля - наш общий дом" "Знакомство с животными севера и жарких стран"

Во время "путешествия" дети  расширяют и углубляют свои представления о животном мире севера и жарких стран....

Знакомство с жизнью народов Севера

Программное содержание:Закрепить знание детей о своей стране – России.Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.Обогащать словарный запас, развивать мышление, памят...

"Знакомство с жизнью коренных народов Севера"

Познакомить детей с жизнью и бытом народов Севера....

Знакомство с Севером

Все дети одинаковые, не смотря на цвет кожи, вероисповедание и особенности национальностей. В своей группе мы приучаем их бы толерантными, терпимыми к отличиям и учим дружить.Представляем Вам конспект...