Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Какая одежда у дерева?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ковалева Елена Григорьевна

цель НОД- развитие информационной компетентности старших дошкольников путём практико- исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kakaya_u_dereva_odezhda.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Хакасия г. Абакан

МБДОУ «ЦРР – детский сад «Светлячок»

воспитатель: Ковалева Елена Григорьевна

ИТОГОВАЯ РАБОТА

Форма работы: описание занятия по организации исследовательской

деятельности детей.

Тема: непосредственно  образовательная  деятельность

«Какая одежда у дерева?»

(старший возраст)

Непосредственно образовательная деятельность

Тема: «Какая одежда у дерева?»

Образовательная область «Познание» - развитие познавательно – исследовательской деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «ХТД».

Цель: развитие информационной компетентности  старших дошкольников путем  практико – исследовательской деятельности.

Образовательные задачи:

  • формировать исследовательские умения и навыки в процессе познавательной деятельности;
  • уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит;
  • расширять знания о том, для чего нужно дерево и что изготавливают из дерева.

Развивающие задачи:  

  • формировать положительное отношение к природным объектам, стремление беречь живое;
  • развивать умения обобщать, строить суждения.

Воспитательные задачи:

  • формировать положительное отношение к природным объектам, стремление беречь живое;
  • воспитывать навыки сотрудничества.

Методические приемы и методы:

  • метод словесной передачи (беседа);
  • метод наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрация, демонстрация);
  • методы тактильного восприятия;
  • проблемная ситуация;
  • поисковая исследовательская деятельность.

Словарная работа:  кислород, экспонат.

Оборудование:

  • кора деревьев,
  • карточки-модели «грязного» и «чистого» воздуха,
  • иллюстрации с изображением транспорта, мебели,
  • макет дерева,
  • ветки деревьев – березы и тополя,
  • фонограмма с записью звуков метели,
  • магнитофон,
  • экспонаты мини-музея «Дары дерева».

Предварительная работа:  рассматривание деревьев на участке, дидактическая игра «Части дерева», чтение стихов, рассказов, рассматривание иллюстраций, репродукций картин.  

Ход образовательной деятельности:

1.Организационный момент:

Упражнение на рабочий настрой и общение: дети встают в круг.

Воспитатель: Пусть незримая ниточка ваших знаний, добрых дел свяжет нас и поможет мне и вам. Давайте передадим тепло наших рук друг другу.

Затем воспитатель обращает внимание детей на кусочки бумаги, который лежат на стульях.

Воспитатель: Что это? Давайте посмотрим.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы разгадать (собрать мозаику, начиная с цифры 1 по порядку).

Дети на ковре собирают мозаику. Получается дерево.

 

2.Познавательная деятельность:

Ситуация 1.

Воспитатель: Что это? (дерево).

Как называется это дерево? (береза).

Как узнали, что это береза? Докажите, пожалуйста.

Ответы и выводы детей.

Ситуация2.

Воспитатель: Из чего состоит дерево? (веток, ствола, корня, листьев)

Воспитатель: В какое время года вы видели деревья без листьев (в зимнее время)

Воспитатель: Как вы думаете, дерево живое или нет?

Почему? Ответы детей (оно дышит, питается, растет, размножается)

Чем отличается дерево от животного? (дерево не бегает, не прыгает)

Ответы и выводы детей.

Ситуация 3.

Воспитатель: Чем дышит дерево? (листьями)

Ответы и выводы детей.

3.Демонстрация, как дерево вдыхает «грязный» воздух, а отдает кислород.  (использует карточки-модели с изображением «грязного» и «чистого» воздуха).

Вывод детей с помощью воспитателя: дерево вдыхает в себя грязный воздух, который «выбрасывают» машины, самолеты, а отдает кислород – это чистый воздух, необходимый для жизни людей.

4.Физкульткрная минутка: :Ветер дует…» по необходимости

5.Исследовательская деятельность:

(воспитатель демонстрирует детям кору дерева)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это? (кора)

Воспитатель: Потрогайте ее, какая она? (твердая, шероховатая поверхность, толстая).

А для чего она нужна дереву? (защищает от мороза, ветра, жаркого солнца)

Воспитатель: Кора защищает только ствол дерева? (нет и ветки).

Ситуация сравнения веток березы и тополя.

Воспитатель: (обращение к ребенку) Катя, тебе сколько лет?

А вот по коре можно определить возраст? (чем дерево старше, тем кора толще, тверже0.

Воспитатель: Как вы думаете, с каких деревьев это кора? Как вы узнали?

Демонстрация иллюстраций

Решение проблемной ситуации

Воспитатель: Зачем человеку нужно знать возраст дерева?

(чтобы спилить старые, больные деревья на строительство дома, на заготовку дров, на изготовление мебели, сувениров и других полезных вещей и предметов)

Заранее подготовлена выставка поделок и сувениров.

6.Экскурсия в мини-музей «Дары дерева»

Воспитатель: Я вас приглашаю в музей.

Какие экспонаты здесь представлены7 Что их объединяет?

А как можно назвать наш мини-музей? Ответы детей.

Упражнение «Помоги дереву»

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами отправимся в путешествие, в «Зимний лес». Оденемся потеплее: оденем шапку, шубку и валенки.

(играет фонограмма природного явления «метель»)

Воспитатель: Ой, как холодно.

Посмотрите, что с деревом случилось?

Почему оно дрожит? (оно замерзло – погибает)

А как вы узнали? (листья завяли, коры нет)

А зачем дереву кора? (защищает от мороза, ветра и т.д.)

Воспитатель: Чем мы можем ему помочь?

У нас есть только бумага. Давайте «оденем» его.

Работа с бумагой «Укутаем дерево»

Воспитатель: вот мы и подлечили дерево, пора возвращаться в детский сад.

7.Итог встречи

Воспитатель:  Ребята, вы сегодня узнали много интересного?

(детям дается магнитофон).

Вот видите, сколько интересного мы узнали о дереве, о коре, друг о друге. Спасибо, мне было очень приятно с вами общаться.

Ковалева Елена Григорьевна

Самоанализ к совместной деятельности

 воспитателя с детьми

«Какая одежда у дерева?»

        Система моей работы включает в себя интегрированные занятия с использованием различных технологий (ТРИЗ), в том числе и исследовательскую деятельность.

Непосредственно образовательная деятельность имеет гибкую структуру, где воспитатель может варьировать поэтапность занятия в зависимости от ситуации и ответов детей.

Данная интегрированная деятельность включает в себя:  математическое развитие, пластические этюды, познавательную, художественно-творческую деятельности,  а доминантой является исследовательская деятельность детей.

Я считаю, что исследовательская деятельность позволяет ребенку встать в позицию маленького исследователя, так как в процессе изучения нового материала задействованы зрительные, тактильные, слуховые  анализаторы. Это позволяет в ребенке развивать все познавательные процессы, учит его обобщать, анализировать, делать выводы, открывать для себя что-то новое.

В процессе деятельности дети были активны, т.к. были созданы условия для успешной работы, а цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.

У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится  строить....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"

Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...

«Где живет вода?» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Материал нацелен на знакомство детей со свойствами воды, на необходимость бережного ее использования, привития навыка экологически грамотного поведения в быту....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (группа ОНР) "Прекрасная щедрая осень"

Представлен конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи. В нем дан материал  на закрепление знаний об овощах и фруктах, об осенних явлениях в природе, задания по согласованию прилагател...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Какую одежду носили на Руси"

Материал будет интересен воспитателям, реализующим программу "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...