Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Какую одежду носили на Руси"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Прачук Елена Владимировна

Материал будет интересен воспитателям, реализующим программу "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_dlya_detey_starshey_gruppy.doc847 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 комбинированного вида  Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Ягодка»

Конспект НОД для детей старшей группы

"Какую одежду носили на Руси"

(использование проблемно-игровой технологии)

http://sakhalife.ru/sites/default/files/story/2013/05/2516238.jpeg

  

                                                                                     Воспитатель ГБДОУ №61

                                                                        Фрунзенского района Санкт-Петербурга

                                                                                   Прачук Елена Владимировна

Задачи:

Образовательная область «Познавательно-речевое развитие».

Расширять представления детей об одежде на Руси в XYIII – XIX.

Образовательная область « Коммуникативно-личностное развитие».

Обогащать речь детей существительными, прилагательными обозначающими тему «одежды носившую на Руси».

Развивать умение поддерживать беседу.

Поощрять попытки делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями об одежде на Руси,  носившую в праздники и будни.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Расширять представления детей о народных традициях и обычаях.

Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Развивать инициативу, организаторские способности.

Предварительная работа:

1.  Беседа с детьми об одежде на Руси.

2. Беседа про вещи и предметы далекой старины.

3. Заучивание потешек, колыбельных песен, стишков- пестушек».

4. Рассматривания русских костюмов, деревянной посуды, мебели.

Индивидуальная работа:  Помочь детям с проблемами в речи  выражать свою точку зрения на тему «Народная культура и традиции», правильно употреблять в речи существительные, прилагательные и наречия.

Пособия и материалы:

1. Терем, лавочки.

2. Свистульки, балалайка.

3. Картинки с изображением русских костюмов.

4. Костюмы в старинном русском стиле.

Ход занятия

Первый мальчик 

Ото всех дверей!

Ото всех ворот,

Приходи скорей народ!

Второй мальчик

Приходи, кому охота!

А кому неохота - тоже приходи!

Нашу беседу послушай, погляди!

Третий мальчик 

Заиграй-ка, балалайка,

Заиграй- ка, звончата !

Дома ль Настя,

Дома ль Василиса,

Дома ль душенька – Катюшенька?!

 

Девочка (выглядывает из терема ).  Мы –ту –точки!

Мальчики все вместе

Красны девицы,

Выходите  погулять,

Себя показать.

Девочки выходят, садятся на лавочки.  Приходит  воспитатель.  Красота!

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какие вы красивые, и наряды у вас такие необычные! Позвольте,  я буду хозяйкой.

Дети:   Садитесь,  пожалуйста! Будьте хозяйкой на нашей беседе.

Воспитатель:  Спасибо, ребята за приглашение.  Только скажите, на какую беседу вы здесь у терема собрались?

Дети: А собрались мы здесь у терема погулять, да о русской народной одежде рассказать.

Воспитатель:  А кто и когда носил русскую народную одежду?

Дети: Такую одежду носили на Руси наши предки очень, очень давно.

Воспитатель:  А вы знаете, ребята, из чего в давние времена шили одежду?

Дети.  Да, знаем.  Одежду шили из льняного полотна.

Расскажите, пожалуйста, ребята, как получали такие полотна.

Дети:  Сначала пряли на прялке лён  и шерсть животных получали нити. Затем нити ткали на ткацком станке- получали полотно- серую холстину.

Воспитатель: Великолепно! Это трогает меня до глубины души, как много вы знаете о жизни русского народа.  Расскажу я вам, чем  красили одежду.

 В те времена красок не было. И ткани красили васильком и зверобоем; листья ягод черники и голубики, корою дуба и липы.

 Вот и выходили такие яркие ткани!  Шили  одежду на Руси портные всю зиму шили, а иногда весь год! Мастерицы- рукодельницы вышивали да пряли такую одежду!

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, трудно было сшить такую одежду?

Дети:  Много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды.

Воспитатель: После работы шли все от мала,  до велика в новых нарядах песни петь да плясать.  Давайте, дети  и мы споем русскую хороводную  песню  «Как у наших у ворот»! Поют, водят хоровод. Отлично.   Песни петь, хоровод водить с вами только  просто радость. На Руси есть пословица: «Делу - время, потехе - час». Так и нам пора продолжить беседу. Скажите-ка, что за одежда на вас одета?

Дети: Рубаха, порты, сарафан, лапти, кокошник.

Воспитатель.  А расскажите нам, что такое рубаха?

Выходит мальчик в рубахи и рассказывает: Рубаха была главной одеждой на Руси. Ее носили все: и дети, и мужчины, и женщины. Рубахи шились широкие, мужские - короткие, женские - длинные, ниже колен. Рубахи праздничные украшались по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. Мужские рубашки имели на груди узоры. Считалось, что они защищают сердце от злых сил.

Воспитатель:  А мастерицы- рукодельницы вышивали рубахи да припевали.

Мастерицы –девочки вышивают и  поют.

                       Как на Ваниной рубашке

                        Вышью я ромашки,

                          Ландыши да кашки.

Воспитатель:   А что это у вас на рубашке повязано?

Дети:  Это пояс-кушак.

 Воспитатель: В старину рубаха обязательно должна была быть подвязана. К поясу привязывали нож, ложку. Карманов на одежде в старину не было, их заменяла сумочка - калита,  которую шили из кожи. Эту сумочку тоже вешали на пояс. Показывает.

 Мальчики на Руси в старину носили порты. Порты будничные были темного цвета, а праздничные шили из белого полотна в полоску. Их заправляли в сапоги. Показ слайда.

Саша быстро поспеши и про порты расскажи.

                            Чтобы не замерз сынок,

                                Взяли полотна кусок

                                 И теплые порточки

                                 Сшили для сыночка.

Второй мальчик

                                     Ну а раз оделся ты

                                      И в рубаху, и в порты-

                                      Надо обувь надевать

                                      И на праздник поспешать.

Воспитатель:  Показ слайда: послушайте про  повседневною обувь на Руси, это были лапти. Их плели из лыка - липовой коры. Носили их летом и зимой. Зимой ноги утепляли онучами – портянками и завязывали веревочками. Снашивались лапти очень быстро, за десять дней. А позже стали шить чеботы – простые башмаки, потом – сапоги, а еще позже появились валенки. Они стоили очень дорого,  и поэтому в семье на всех детей была только одна пара валенок.

Танец: «Валенки»

Гостья:  Про девочек – то мы забыли. Что же они носили в старину?

Выходят девочки в сарафанах:  Сарафан – женская одежда – это юбка на лямках, расширенная книзу. Простые сарафаны шили из льняного полотна, а дорогие – из шелка и парчи.  Сарафаны украшали вышивкой и тесьмой.

Воспитатель: Кто помнит,  какие головные уборы носили в старину девочки?

Выходит девочка с косой.  Украшением девушки была длинная толстая коса, заплетенная яркими лентами. Недаром пословица гласит: «Девичья коса - всему миру краса». Кокошники девушки носили в праздники. Они были разной формы, очень красивыми, расписными. Украшали их бисером, шелковыми нитями, тесьмой. Девочкам волосы заплетали в две косички, приговаривая: Говорят девочки:

                                     Расти, коса, до пояса,

                                        Не вырони ни волоса.

                                       Расти, косонька,  до пят,

                                       Все волосинки в ряд.

                                         Расти, коса, не путайся,

                                       Дочка маму слушайся.

Воспитатель: Мальчики носили в будничные дни шапку - колпак, а в праздники - валяную шапку с козырьком и цветком.

 Когда кончался день трудовой, открывали они тяжелые сундуки, доставали нарядную праздничную одежду и шли на игрища: песни петь, плясать да в игры поиграть. Подходите, одевайте и в игру скорей играйте, а называется она «Ручеек».

Звучит «Барыня», дети играют в игру.  Пора  заканчивать, что вам запомнилось  в нашей  беседе? Что расскажите мамам и папам?  А самое интересное ждет вас впереди, мы еще встретимся на этой недели.

                                          Литература:

 Воспитание ребенка в игре / Под редакцией Р.Н. Жуковская. - М., 1963

http://www.apropospage.ru/history/hist2.html

Дыбина О.В.  Что было до…: Игры путешествия в прошлое предметов. –М.: ТЦ Сфера, 2011. -160 с. (Ребенок в мире поиска).

http://izhlib.ru/images/fotogallery/rus/7.jpg

http://img12.nnm.ru/imagez/gallery/d/2/a/2/4/d2a24834ca79cd3d93affb9d994968bc_full.jpg

http://www.booksite.ru/enciklopedia/clothes/64.jpg

http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk-odezha/skif-odezha29.jpg

http://afield.org.ua/mod3/img/mod64_1_11.jpg

http://www.booksite.ru/enciklopedia/clothes/46.jpg

http://rb.foto.radikal.ru/0708/14/3e3b276edc17.jpg

http://xreferat.ru/image/47/1306211344_1.png

http://i075.radikal.ru/1002/35/333b8e24e31b.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.

У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится  строить....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"

Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...

«Где живет вода?» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Материал нацелен на знакомство детей со свойствами воды, на необходимость бережного ее использования, привития навыка экологически грамотного поведения в быту....

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Какая одежда у дерева?"

цель НОД- развитие информационной компетентности старших дошкольников путём практико- исследовательской деятельности....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Семейные обычаи на Руси"

Программное содержание:Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пер...