Проект "Край, в котором мы живем"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ефимова Алла Петровна

 

Тема проекта: «Край, в котором мы живем».

 

Вид проекта: исследовательский, личностно-ориентированный.

 

 Актуальность проекта:

Сегодня педагоги говорят о духовно-нравственном воспитании, прежде всего имеется в виду задача воспитать в детях умение жить в мире и согласии с другими людьми, любить свою Родину и трудиться на ее благо. Кроме задач воспитания толерантности в отношениях представителей разных культур, информирования о традициях религий, обычаев народов, особенно важна его объединяющая роль в формировании общности «россияне», что представляет сегодня особенную актуальность.

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено  за счет включение задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе, конкретизация задач по краеведению для воспитания детей на традициях народной культуры.

 

Цель проекта:

·         Расширить знания о культурных традициях и образе жизни коренных народов Ямала;

·         Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его жителям

·         Раскрывать творческий  и интеллектуальный потенциал дошкольников на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

 

 

Задачи проекта:

·       Сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении.

·       Дать представление о роли родного поселка, края в экономическом развитии страны; познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни поселка.

·       Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

·       Познакомить детей и привлечь  родителей к историческому и культурному наследию родного края.

·       Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.

 

 

Этапы реализации проекта.

Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом (приложение 1)

Практический реализация проекта.

Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом

 

Участники проекта:

·         дети подготовительной группы «Почемучки» МКДОУ «Детский сад «Сказка» п.Правохеттинский»;

·         педагоги;

·         родители воспитанников.

Срок реализации проекта:  октябрь – март 2013-2014 учебного года.

 

Предполагаемый результат:

·         осознание родителями важности привития детям уважительного отношения к народам    Севера и бережного отношения к природе родного края;

·         расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности;

·         расширение связей ДОУ с социумом;

·         улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Данный метод предполагает реализацию ряда принципов:

·         Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

·         Принцип проблематизации заключается  в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

·         Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное  развивающее значение.

·         Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.)которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

·         Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

·         Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Ямала.

·         Принцип культурологичности и интегративности реализуется во взаимосвязи различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.

·         Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

·         Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

 

Продукты проектной деятельности:

Ø  презентация фото материала «Мы на Севере живем»;

Ø  альбома с семейными рисунками на тему «Сказки народов Севера»;

Ø  материал для заочного консультирования родителей (памятки и др.);

Ø  семейный спортивный праздник «День оленевода».

 

Презентация проекта:

Ø  групповое родительское собрание  «Значение духовно-нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста»;

Ø  педсовет «Духовно-нравственное воспитания в ДОУ».                     

 

Методическое обеспечение:

Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России, 2013.Ямало-Ненецкий автономный округ» для воспитателей детских дошкольных учреждений. ЗАО «Фрегат»,2013г.

«Ямальский калейдоскоп»

Сборник «Северные родники»

«Я родом из тундры» Нина Ядне. Литературно-художественное издание. Книга вторая

«Сказка про песню-мечту». Северные узоры. Издательский дом «Карапуз»

Д. Нагишкин «Айога» сказка. Издательство «Детская литература»

 

Приложение №1

План работы над проектом

 

месяц

мероприятие

Примечание

 

сентябрь

·         Сбор информации о семьях воспитанников;

·         подготовка к собранию «Значение духовно-нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста»; анкетирование по проблеме

 

опрос родителей

(фамилии, имена, отчества, возраст, место проживания,  место работы, профессия)

 

октябрь

·         Беседы с детьми на тему «Мой поселок»

 

·         Работа над лексической темой «Что в лесу растет, кто в лесу живет».

 

·         Экскурсия «По поселку мы пройдем» (знакомство социально значимыми объектами поселка)

 

с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности

 

ноябрь-декабрь

Выявление у детей знаний о членах своей семьи:

·         Беседы с детьми на тему  «Где и кем работают наши родные», «Семья оленеводов»

 

·         Музыкальное развлечение «Любим в тундре мы бывать»

·         Участие в смотре – конкурсе краеведческих уголков

с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности;

 

январь

·            Беседа с детьми «Одежда народов Севера».

·           Работа над лексическими темами «Одежда», «Орудия труда»

 

·           Оформление выставки семейных творческих работ  «Сказки народов Севера»

с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности;

февраль

·         Подготовка презентации фото материала «Мы на Севере живем»;

·         Северный край, ребят закаляй!

 

индивидуальная работа с родителями

организация подвижных игр на прогулке

март

·         Показ детям презентации фото материала «Мы на Севере живем»;

 

·         Семейный спортивный праздник «День оленевода»

 

·         Групповое родительское собрание  «Значение духовно-нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста» с презентацией фото материала «Мы на Севере живем»;

 

·         Оформление альбома с семейными рисунками на тему «Сказки народов Севера»

 

·         Презентация фото материала «Мы на Севере живем» на уровне ДОУ

с использованием средств мульти-медиа;

 

 

 

с использованием средств мульти-медиа;

индивидуальная работа с семьями воспитанников

 

оформление продуктов проектной деятельности

Примечание.

Для реализации проекта был разработан тематический план «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края», составленный на основе программ:  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой; О.Ф. Горбатенко. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/ Волгоград: Учитель, 2007.

 

Тематический план работы

Разделы работы

Основное содержание, сроки

Познавательно-речевое развитие

«Я и вся моя семья»

Обычаи и традиции семьи, составление родословной и герба семьи (сентябрь 2014г)

«Наш поселок Правохеттинский»

Обзорные экскурсии по поселку, целевые прогулки к социально значимым объектам: школьный музей, амбулатория, музыкальная школа, КСК, КДЦ(октябрь 2014г)

«Мой поселок славный для меня ты главный»

Рассматривание фото поселка, города; беседы о гербе поселка, района.
Посещение детьми с родителями краеведческого музея в г. Надым и составление рассказов об увиденном или представление видео.
Чтение произведений и стихов местных авторов (ноябрь, декабрь 2014г).

«Природа нашего края»

Циклические наблюдения за природой, погодой (октябрь – март)
Проведение акций «Зеленая елочка – живая иголочка» (декабрь)
«Помоги птицам зимой» (декабрь-март)
Чтение детям произведений и стихов местных авторов

Досуговые мероприятия: «Вороний день» (апрель).

«Развитие связной речи детей 5–7лет»

Знакомство детей с произведениями местных авторов, журналистов, поэтов, используя газеты «Рабочий Надыма»
Драматизация с детьми ненецкой сказки «Кукушка». Изготовление родителями атрибутов, декораций для сказки, участие в постановке сказки. Семейный театр.
Знакомство со сказками, легендами о Ямале. Пересказы этих произведений.
Придумывание вместе с педагогами и родителями загадок об явлениях природы, животных, растениях.
Посещение библиотеки, составление рассказов по впечатлениям.

Художественно-эстетическое развитие «Культура и искусство народов Севера»

«Особенности культуры народов Крайнего Севера»

 Знакомство с творчеством художника С.А.Лугина. Посещение родителями с детьми выставки местных художников.

 

 Ознакомление с народными инструментами. Ознакомление с песнями о родном крае.
 

Физическая культура

«Игры народов Севера»

Изготовление родителями атрибутов для подвижных игр. Помещение игр народов Севера в папку-передвижку.
Разучивание с детьми игр: «Прыжки через нарты», «Оленьи упряжки», «Перетягивание палки»
Спортивный праздник «День оленевода»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_kray.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» п.Правохеттинский Надымского района

(МДОУ «Детский сад «Сказка»)

ул. Газовиков д.27, п.Правохеттинский, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629745, Тел./факс: 8(3499)51-44-53; 51-44-42;

ОКПО 78191975, ОГРН 1058900415804, ИНН/КПП 8903024631/890301001

«Край, в котором мы живем»

Содержание проекта:

Автор – разработчик:

А.П. Ефимова– воспитатель старшей группы «Почемучки»

МКДОУ «Детский сад «Сказка» п.Правохеттинский»

Тема проекта: «Край, в котором мы живем».

Вид проекта: исследовательский, личностно-ориентированный.

 Актуальность проекта:

Сегодня педагоги говорят о духовно-нравственном воспитании, прежде всего имеется в виду задача воспитать в детях умение жить в мире и согласии с другими людьми, любить свою Родину и трудиться на ее благо. Кроме задач воспитания толерантности в отношениях представителей разных культур, информирования о традициях религий, обычаев народов, особенно важна его объединяющая роль в формировании общности «россияне», что представляет сегодня особенную актуальность.

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено  за счет включение задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе, конкретизация задач по краеведению для воспитания детей на традициях народной культуры.

Цель проекта:

  • Расширить знания о культурных традициях и образе жизни коренных народов Ямала;
  • Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его жителям
  • Раскрывать творческий  и интеллектуальный потенциал дошкольников на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

Задачи проекта:

  • Сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении.
  • Дать представление о роли родного поселка, края в экономическом развитии страны; познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни поселка.
  • Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
  • Познакомить детей и привлечь  родителей к историческому и культурному наследию родного края.
  • Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом (приложение 1)

Практический реализация проекта.

Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом

Участники проекта:

  • дети подготовительной группы «Почемучки» МКДОУ «Детский сад «Сказка» п.Правохеттинский»;
  • педагоги;
  • родители воспитанников.

Срок реализации проекта:  октябрь – март 2013-2014 учебного года.

Предполагаемый результат:

  • осознание родителями важности привития детям уважительного отношения к народам    Севера и бережного отношения к природе родного края;
  • расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности;
  • расширение связей ДОУ с социумом;
  • улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Данный метод предполагает реализацию ряда принципов:

  • Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
  • Принцип проблематизации заключается  в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
  • Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное  развивающее значение.
  • Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.)которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
  • Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
  • Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Ямала.
  • Принцип культурологичности и интегративности реализуется во взаимосвязи различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.
  • Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
  • Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Продукты проектной деятельности:

  • презентация фото материала «Мы на Севере живем»;
  • альбома с семейными рисунками на тему «Сказки народов Севера»;
  • материал для заочного консультирования родителей (памятки и др.);
  • семейный спортивный праздник «День оленевода».

Презентация проекта:

  • групповое родительское собрание  «Значение духовно-нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста»;
  • педсовет «Духовно-нравственное воспитания в ДОУ».                      

Методическое обеспечение:

Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России, 2013.Ямало-Ненецкий автономный округ» для воспитателей детских дошкольных учреждений. ЗАО «Фрегат»,2013г.

«Ямальский калейдоскоп»

Сборник «Северные родники»

«Я родом из тундры» Нина Ядне. Литературно-художественное издание. Книга вторая

«Сказка про песню-мечту». Северные узоры. Издательский дом «Карапуз»

Д. Нагишкин «Айога» сказка. Издательство «Детская литература»

Приложение №1

План работы над проектом

месяц

мероприятие

Примечание

сентябрь

  • Сбор информации о семьях воспитанников;
  • подготовка к собранию «Значение духовно-нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста»; анкетирование по проблеме

опрос родителей

(фамилии, имена, отчества, возраст, место проживания,  место работы, профессия)

октябрь

  • Беседы с детьми на тему «Мой поселок»

  • Работа над лексической темой «Что в лесу растет, кто в лесу живет».

  • Экскурсия «По поселку мы пройдем» (знакомство социально значимыми объектами поселка)

с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности

ноябрь-декабрь

Выявление у детей знаний о членах своей семьи:

  • Беседы с детьми на тему  «Где и кем работают наши родные», «Семья оленеводов»

  • Музыкальное развлечение «Любим в тундре мы бывать»
  • Участие в смотре – конкурсе краеведческих уголков

с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности;

январь

  • Беседа с детьми «Одежда народов Севера».
  • Работа над лексическими темами «Одежда», «Орудия труда»

  • Оформление выставки семейных творческих работ  «Сказки народов Севера»

с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности;

февраль

  • Подготовка презентации фото материала «Мы на Севере живем»;
  • Северный край, ребят закаляй!

индивидуальная работа с родителями

организация подвижных игр на прогулке

март

  • Показ детям презентации фото материала «Мы на Севере живем»;

  • Семейный спортивный праздник «День оленевода»

  • Групповое родительское собрание  «Значение духовно-нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста» с презентацией фото материала «Мы на Севере живем»;

  • Оформление альбома с семейными рисунками на тему «Сказки народов Севера»

  • Презентация фото материала «Мы на Севере живем» на уровне ДОУ

с использованием средств мульти-медиа;

с использованием средств мульти-медиа;

индивидуальная работа с семьями воспитанников

оформление продуктов проектной деятельности

Примечание. 

Для реализации проекта был разработан тематический план «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края», составленный на основе программ:  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой; О.Ф. Горбатенко. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/ Волгоград: Учитель, 2007.

Тематический план работы

Разделы работы

Основное содержание, сроки

Познавательно-речевое развитие

«Я и вся моя семья»

Обычаи и традиции семьи, составление родословной и герба семьи (сентябрь 2014г)

«Наш поселок Правохеттинский»

Обзорные экскурсии по поселку, целевые прогулки к социально значимым объектам: школьный музей, амбулатория, музыкальная школа, КСК, КДЦ(октябрь 2014г)

«Мой поселок славный для меня ты главный»

Рассматривание фото поселка, города; беседы о гербе поселка, района.
Посещение детьми с родителями краеведческого музея в г. Надым и составление рассказов об увиденном или представление видео.
Чтение произведений и стихов местных авторов (ноябрь, декабрь 2014г).

«Природа нашего края»

Циклические наблюдения за природой, погодой (октябрь – март)
Проведение акций «Зеленая елочка – живая иголочка» (декабрь)
«Помоги птицам зимой» (декабрь-март)
Чтение детям произведений и стихов местных авторов

Досуговые мероприятия: «Вороний день» (апрель).

«Развитие связной речи детей 5–7лет»

Знакомство детей с произведениями местных авторов, журналистов, поэтов, используя газеты «Рабочий Надыма»
Драматизация с детьми ненецкой сказки «Кукушка». Изготовление родителями атрибутов, декораций для сказки, участие в постановке сказки. Семейный театр.
Знакомство со сказками, легендами о Ямале. Пересказы этих произведений.
Придумывание вместе с педагогами и родителями загадок об явлениях природы, животных, растениях.
Посещение библиотеки, составление рассказов по впечатлениям.

Художественно-эстетическое развитие «Культура и искусство народов Севера»

«Особенности культуры народов Крайнего Севера»

 Знакомство с творчеством художника С.А.Лугина. Посещение родителями с детьми выставки местных художников.

 Ознакомление с народными инструментами. Ознакомление с песнями о родном крае.

Физическая культура

«Игры народов Севера»

Изготовление родителями атрибутов для подвижных игр. Помещение игр народов Севера в папку-передвижку.
Разучивание с детьми игр: «Прыжки через нарты», «Оленьи упряжки», «Перетягивание палки»
Спортивный праздник «День оленевода»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Социализация» , «Познание» по теме: «Дом, в котором я живу»Конспект познавательной игры

Игра, ставящая своей целью формирование у детей патриотических чувств, осознания причастности каждого человека к судьбе семьи, города, края....

Конспект занятия игры "Что? Где? Когда?" на тему "Край, в котором мы живем"

Занятие -игра по патриотическому воспитатнию в старшей группе....

Проект "Город в котором я живу"!

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство...

комплекс занятий по краеведению "Дом в котором я живу"

Знакомство детей со своей малой родиной улицей, музеем, памятниками архитектуры, воспитание патриотизма и уважения....

Проект "Город, в котором я живу"

.Паспорт  поэтапной работы над проектом - "Город, в котором я живу".Все мероприятия, которые проводились при реализации  этого проекта....

проект "Край в котором я живу! Край который я люблю!"

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о родном крае, гордости и любви к родному городу, через ознакомление с историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, т...