Проект "Край, в котором мы живем"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Тема проекта: «Край, в котором мы живем».
Вид проекта: исследовательский, личностно-ориентированный.
Актуальность проекта:
Сегодня педагоги говорят о духовно-нравственном воспитании, прежде всего имеется в виду задача воспитать в детях умение жить в мире и согласии с другими людьми, любить свою Родину и трудиться на ее благо. Кроме задач воспитания толерантности в отношениях представителей разных культур, информирования о традициях религий, обычаев народов, особенно важна его объединяющая роль в формировании общности «россияне», что представляет сегодня особенную актуальность.
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включение задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе, конкретизация задач по краеведению для воспитания детей на традициях народной культуры.
Цель проекта:
· Расширить знания о культурных традициях и образе жизни коренных народов Ямала;
· Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его жителям
· Раскрывать творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.
Задачи проекта:
· Сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении.
· Дать представление о роли родного поселка, края в экономическом развитии страны; познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни поселка.
· Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
· Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края.
· Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом (приложение 1)
Практический – реализация проекта.
Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом
Участники проекта:
· дети подготовительной группы «Почемучки» МКДОУ «Детский сад «Сказка» п.Правохеттинский»;
· педагоги;
· родители воспитанников.
Срок реализации проекта: октябрь – март 2013-2014 учебного года.
Предполагаемый результат:
· осознание родителями важности привития детям уважительного отношения к народам Севера и бережного отношения к природе родного края;
· расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности;
· расширение связей ДОУ с социумом;
· улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Данный метод предполагает реализацию ряда принципов:
· Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
· Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
· Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.
· Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.)которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
· Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
· Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Ямала.
· Принцип культурологичности и интегративности реализуется во взаимосвязи различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.
· Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
· Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Продукты проектной деятельности:
Ø презентация фото материала «Мы на Севере живем»;
Ø альбома с семейными рисунками на тему «Сказки народов Севера»;
Ø материал для заочного консультирования родителей (памятки и др.);
Ø семейный спортивный праздник «День оленевода».
Презентация проекта:
Ø групповое родительское собрание «Значение духовно-нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста»;
Ø педсовет «Духовно-нравственное воспитания в ДОУ».
Методическое обеспечение:
Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России, 2013.Ямало-Ненецкий автономный округ» для воспитателей детских дошкольных учреждений. ЗАО «Фрегат»,2013г.
«Ямальский калейдоскоп»
Сборник «Северные родники»
«Я родом из тундры» Нина Ядне. Литературно-художественное издание. Книга вторая
«Сказка про песню-мечту». Северные узоры. Издательский дом «Карапуз»
Д. Нагишкин «Айога» сказка. Издательство «Детская литература»
Приложение №1
План работы над проектом
месяц | мероприятие | Примечание
|
сентябрь | · Сбор информации о семьях воспитанников; · подготовка к собранию «Значение духовно-нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста»; анкетирование по проблеме
| опрос родителей (фамилии, имена, отчества, возраст, место проживания, место работы, профессия)
|
октябрь | · Беседы с детьми на тему «Мой поселок»
· Работа над лексической темой «Что в лесу растет, кто в лесу живет».
· Экскурсия «По поселку мы пройдем» (знакомство социально значимыми объектами поселка)
| с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности
|
ноябрь-декабрь | Выявление у детей знаний о членах своей семьи: · Беседы с детьми на тему «Где и кем работают наши родные», «Семья оленеводов»
· Музыкальное развлечение «Любим в тундре мы бывать» · Участие в смотре – конкурсе краеведческих уголков | с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности;
|
январь | · Беседа с детьми «Одежда народов Севера». · Работа над лексическими темами «Одежда», «Орудия труда»
· Оформление выставки семейных творческих работ «Сказки народов Севера» | с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности; |
февраль | · Подготовка презентации фото материала «Мы на Севере живем»; · Северный край, ребят закаляй!
| индивидуальная работа с родителями организация подвижных игр на прогулке |
март | · Показ детям презентации фото материала «Мы на Севере живем»;
· Семейный спортивный праздник «День оленевода»
· Групповое родительское собрание «Значение духовно-нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста» с презентацией фото материала «Мы на Севере живем»;
· Оформление альбома с семейными рисунками на тему «Сказки народов Севера»
· Презентация фото материала «Мы на Севере живем» на уровне ДОУ | с использованием средств мульти-медиа;
с использованием средств мульти-медиа; индивидуальная работа с семьями воспитанников
оформление продуктов проектной деятельности |
Примечание.
Для реализации проекта был разработан тематический план «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края», составленный на основе программ: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой; О.Ф. Горбатенко. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/ Волгоград: Учитель, 2007.
Тематический план работы
Разделы работы | Основное содержание, сроки |
Познавательно-речевое развитие | |
«Я и вся моя семья» | Обычаи и традиции семьи, составление родословной и герба семьи (сентябрь 2014г) |
«Наш поселок Правохеттинский» | Обзорные экскурсии по поселку, целевые прогулки к социально значимым объектам: школьный музей, амбулатория, музыкальная школа, КСК, КДЦ(октябрь 2014г) |
«Мой поселок славный для меня ты главный» | Рассматривание фото поселка, города; беседы о гербе поселка, района. |
«Природа нашего края» | Циклические наблюдения за природой, погодой (октябрь – март) Досуговые мероприятия: «Вороний день» (апрель). |
«Развитие связной речи детей 5–7лет» | Знакомство детей с произведениями местных авторов, журналистов, поэтов, используя газеты «Рабочий Надыма» |
Художественно-эстетическое развитие «Культура и искусство народов Севера» | |
«Особенности культуры народов Крайнего Севера» | Знакомство с творчеством художника С.А.Лугина. Посещение родителями с детьми выставки местных художников. |
Ознакомление с народными инструментами. Ознакомление с песнями о родном крае. | |
Физическая культура | |
«Игры народов Севера» | Изготовление родителями атрибутов для подвижных игр. Помещение игр народов Севера в папку-передвижку. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» п.Правохеттинский Надымского района
ул. Газовиков д.27, п.Правохеттинский, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629745, Тел./факс: 8(3499)51-44-53; 51-44-42;
ОКПО 78191975, ОГРН 1058900415804, ИНН/КПП 8903024631/890301001
«Край, в котором мы живем»
Содержание проекта:
Автор – разработчик:
А.П. Ефимова– воспитатель старшей группы «Почемучки»
МКДОУ «Детский сад «Сказка» п.Правохеттинский»
Тема проекта: «Край, в котором мы живем».
Вид проекта: исследовательский, личностно-ориентированный.
Актуальность проекта:
Сегодня педагоги говорят о духовно-нравственном воспитании, прежде всего имеется в виду задача воспитать в детях умение жить в мире и согласии с другими людьми, любить свою Родину и трудиться на ее благо. Кроме задач воспитания толерантности в отношениях представителей разных культур, информирования о традициях религий, обычаев народов, особенно важна его объединяющая роль в формировании общности «россияне», что представляет сегодня особенную актуальность.
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включение задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе, конкретизация задач по краеведению для воспитания детей на традициях народной культуры.
Цель проекта:
- Расширить знания о культурных традициях и образе жизни коренных народов Ямала;
- Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его жителям
- Раскрывать творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.
Задачи проекта:
- Сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении.
- Дать представление о роли родного поселка, края в экономическом развитии страны; познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни поселка.
- Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
- Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края.
- Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом (приложение 1)
Практический – реализация проекта.
Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом
Участники проекта:
- дети подготовительной группы «Почемучки» МКДОУ «Детский сад «Сказка» п.Правохеттинский»;
- педагоги;
- родители воспитанников.
Срок реализации проекта: октябрь – март 2013-2014 учебного года.
Предполагаемый результат:
- осознание родителями важности привития детям уважительного отношения к народам Севера и бережного отношения к природе родного края;
- расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности;
- расширение связей ДОУ с социумом;
- улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Данный метод предполагает реализацию ряда принципов:
- Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
- Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
- Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.
- Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.)которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
- Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
- Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Ямала.
- Принцип культурологичности и интегративности реализуется во взаимосвязи различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.
- Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
- Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Продукты проектной деятельности:
- презентация фото материала «Мы на Севере живем»;
- альбома с семейными рисунками на тему «Сказки народов Севера»;
- материал для заочного консультирования родителей (памятки и др.);
- семейный спортивный праздник «День оленевода».
Презентация проекта:
- групповое родительское собрание «Значение духовно-нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста»;
- педсовет «Духовно-нравственное воспитания в ДОУ».
Методическое обеспечение:
Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России, 2013.Ямало-Ненецкий автономный округ» для воспитателей детских дошкольных учреждений. ЗАО «Фрегат»,2013г.
«Ямальский калейдоскоп»
Сборник «Северные родники»
«Я родом из тундры» Нина Ядне. Литературно-художественное издание. Книга вторая
«Сказка про песню-мечту». Северные узоры. Издательский дом «Карапуз»
Д. Нагишкин «Айога» сказка. Издательство «Детская литература»
Приложение №1
План работы над проектом
месяц | мероприятие | Примечание |
сентябрь |
| опрос родителей (фамилии, имена, отчества, возраст, место проживания, место работы, профессия) |
октябрь |
| с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности |
ноябрь-декабрь | Выявление у детей знаний о членах своей семьи:
| с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности; |
январь |
| с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности; |
февраль |
| индивидуальная работа с родителями организация подвижных игр на прогулке |
март |
| с использованием средств мульти-медиа; с использованием средств мульти-медиа; индивидуальная работа с семьями воспитанников оформление продуктов проектной деятельности |
Примечание.
Для реализации проекта был разработан тематический план «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края», составленный на основе программ: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой; О.Ф. Горбатенко. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/ Волгоград: Учитель, 2007.
Тематический план работы
Разделы работы | Основное содержание, сроки |
Познавательно-речевое развитие | |
«Я и вся моя семья» | Обычаи и традиции семьи, составление родословной и герба семьи (сентябрь 2014г) |
«Наш поселок Правохеттинский» | Обзорные экскурсии по поселку, целевые прогулки к социально значимым объектам: школьный музей, амбулатория, музыкальная школа, КСК, КДЦ(октябрь 2014г) |
«Мой поселок славный для меня ты главный» | Рассматривание фото поселка, города; беседы о гербе поселка, района. |
«Природа нашего края» | Циклические наблюдения за природой, погодой (октябрь – март) Досуговые мероприятия: «Вороний день» (апрель). |
«Развитие связной речи детей 5–7лет» | Знакомство детей с произведениями местных авторов, журналистов, поэтов, используя газеты «Рабочий Надыма» |
Художественно-эстетическое развитие «Культура и искусство народов Севера» | |
«Особенности культуры народов Крайнего Севера» | Знакомство с творчеством художника С.А.Лугина. Посещение родителями с детьми выставки местных художников. |
Ознакомление с народными инструментами. Ознакомление с песнями о родном крае. | |
Физическая культура | |
«Игры народов Севера» | Изготовление родителями атрибутов для подвижных игр. Помещение игр народов Севера в папку-передвижку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Страна, в которой мы живем.
логопедия...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/06/picture-39651.jpg)
Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Социализация» , «Познание» по теме: «Дом, в котором я живу»Конспект познавательной игры
Игра, ставящая своей целью формирование у детей патриотических чувств, осознания причастности каждого человека к судьбе семьи, города, края....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/18/picture-49009.jpg)
Конспект занятия игры "Что? Где? Когда?" на тему "Край, в котором мы живем"
Занятие -игра по патриотическому воспитатнию в старшей группе....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/30/picture-72735.jpg)
Проект "Город в котором я живу"!
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/17/picture-76183-1368798296.jpg)
комплекс занятий по краеведению "Дом в котором я живу"
Знакомство детей со своей малой родиной улицей, музеем, памятниками архитектуры, воспитание патриотизма и уважения....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/10/picture-46783-1620652733.png)
Проект "Город, в котором я живу"
.Паспорт поэтапной работы над проектом - "Город, в котором я живу".Все мероприятия, которые проводились при реализации этого проекта....
проект "Край в котором я живу! Край который я люблю!"
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о родном крае, гордости и любви к родному городу, через ознакомление с историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, т...