Путешествие из настоящего в прошлое.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гудкова Евгения Юрьевна

Путешествие из настоящего в будущее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по гендерному воспитанию в старшей группе «Путешествие из настоящего в прошлое»

Цель:

Воспитание  интереса к истории России; чувство гордости за богатырскую силу Руси великой; уважение к защитникам – богатырям ,рыцарям; желание быть похожими на них.

Задачи:        

  • Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
  • Оживить представление о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
  • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, рыцарям других стран, желание им подражать.
  • Воспитывать любознательность, уважительное отношение друг к другу, своим близким, культуру поведения.

Активизация словаря:

Богатыри, древняя Русь, гончарное дело, лапти.

Оборудование:

Картина В. Васнецова «Три богатыря», видеопроектор, обруч с лентами, картинки - смайлики.

 Предварительная работа:

Чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змей», «Садко», и другие. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря», «Богатырь на распутье». Заучивание пословиц, поговорок, просмотр DVD фильмов. Прослушивание музыкальных произведений.

Возраст:

5-6 лет (старшая группа)

Конспект занятия:

1 Вводная часть.

В: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Что нам поднимает настроение? (ответы детей в том числе «ласковые слова»)

Упражнение «Ласковушки»

Я вам предлагаю назвать друг друга ласково (дети стоят по кругу, говорят слово «здравствуй» и называют ласково имя рядом стоящего) .

Давайте скажем что-нибудь ласковое и нашим гостям. Пусть и у них поднимется настроение. (пожелаем)

2. Основная часть.

В: Сегодня я приготовила для вас мультфильм-загадку «Приключения Мурзилки”. Проходите и присаживайтесь.

(дети сидят на ковре и смотрят часть мультфильма 3-4мин.)

2.2. Беседа по содержанию.

В: Как бы ты Эдик поступил на месте мальчика? Как бы поступил Максим? (нужно помогать старшим, заботиться о животных, нельзя обижать девочек и дразнить их).

В: Молодцы мальчики, вы бы поступили как настоящие богатыри, как настоящие рыцари. Ребята, а кто такие богатыри? (Кого называли богатырями).

Много мужчин сражалось с врагом за землю русскую, не жалея своей жизни. Самых смелых и сильных из них называли богатырями. А с какими богатырями мы уже знакомы?

(Алеша Попович, Илья Муромец). А чем занимались богатыри в мирное время и кто такие рыцари мы узнаем, отправившись в путешествие.

Отправляемся в Древнюю Русь.

(Дети подходят к машине времени, берутся за ленточки и произносят слова):

Машина времени гудит,

Машина времени летит.

За ленточки мы все возьмемся,

И в прошлое перенесемся.

В:Ребята, вот мы с вами оказались в древней Руси. Посмотрите, кто нас встречает? Расскажите, на кого из этих сказочных героев вы хотели бы быть похожими?

2.3Символическая игра «Мой любимый сказочный герой».

Дети берут картинку со сказочным героем, рассказывают из какой он сказки, чем он нравится им, вешают  себе на шею.

В:Ребята, сказочные герои встретили нас не случайно, ведь именно в сказках русский народ говорил о тех качествах, которые больше всего ценил. Сила, храбрость, мужество, забота, трудолюбие.

В:Чем же занимались богатыри после сражений? (ответы)

Правильно, после сражений богатыри жили со своими семьями, занимались хозяйством: много работали в поле: сажали хлеб, занимались гончарным делом: изготавливали кувшины, горшки и другую утварь для кухни, плели лапти, работали в кузницах.

А чем занимались женщины? (ответы детей)

Женщины пряли пряжу. Для чего была нужна пряжа? Чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Вышивали скатерти, полотенца, мужские и женские рубахи, пекли пироги и хлеб в печи.

2.4 Дидактическая игра «Кому что нужно? »

Ребята, посмотрите, я приготовила много предметов и орудий труда.

Мальчики, я предлагаю вам выбрать те предметы, которыми пользовались мужчины. А девочки выберут предметы, которые использовали в своей работе женщины. (деревянные ложки, лапти, плетушка, горшочек– мальчики; чесало, валек, катушки, совок – девочки) .

В: Молодцы, замечательно, порадовали меня. Труд всегда был в почете у русского народа. Женщин на Руси называли мастерицами – искусницами, а мужчин называли мастера - богатыри. После трудового дня народ пел песни, играли в различные игры. А какую русскую народную игру мы с вами знаем?

«Никанориха». Давайте поиграем.

2.5. Русская народная игра «Никанориха».

Дети идут по кругу и произносят слова:

Никанориха гусей пасла,

Запустила в огород козла.

Никонориха ругается,

А козел то упирается.

(дети бегут по кругу)

Надо быстро пару взять,

Чтобы козликом не стать.

(дети становятся в пары: мальчик – девочка, кому пары не хватило – тот становится в круг водящим). 2 раза.

В: А теперь настала пора узнать, кто такие рыцари. Мы отправимся в страну Англию, узнаем как раньше жили англичане и чем они занимались в далекие времена.

Дети подходят к машине времени и берутся за ленточки.

3. Беседа о рыцарях.

В: Ребята, вот мы и оказались с вами в Англии. Посмотрите на доску, как вы думаете, чем занимались мужчины в далекие времена? (много воевали). Настя, почему ты так решила? Как думает Максим? Как называли их? (рыцарями).

В: Ребята, что нужно было сделать мальчику, чтобы стать рыцарем?

Прежде, чем мужчине стать рыцарем, следовало пройти нелегкую школу рыцарского воспитания. Начиналась она, когда мальчику исполнялось 7 лет. Отец отдавал его рыцарю и мальчик становился учеником рыцаря. Его обучали скакать верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом. Через несколько лет, в назначенный день, юноша произносил клятву рыцаря. Настоящий рыцарь всегда должен говорить только правду, поступать справедливо, выручать друга из беды, защищать слабых и обиженных. В груди рыцаря бьется благородное сердце.

В: Какие качества живут в сердцах рыцарей? Какой он? ( ответы)

В: Как вы думаете, кому рыцари посвящали свои подвиги, дарили цветы?( ответы)

Рыцари благородно и возвышенно относились к женщинам. У рыцаря была Прекрасная Дама, которую они защищали, дарили ей цветы, читали стихи, говорили комплименты. Мальчики, я вам предлагаю на некоторое время стать рыцарями, а девочкам Прекрасными Дамами. Скажите друг другу ласковые и нежные слова.

3.2. Игра «Мне нравится в тебе… »

Дети встают парами лицом друг к другу (мальчик – девочка) и говорят, что им нравится друг в друге.

В: Молодцы, много добрых и нежных слов вы сказали друг другу.

Ребята, как вы думаете, кого мы сегодня можем назвать рыцарями? (сильных, смелых, готовых прийти на помощь мальчиков, мужчин) .

В: Молодцы, ребята, сегодня мы узнали много нового и интересного. А сейчас я вам предлагаю вернуться назад из прошлого в настоящее .

Дети подходят к машине времени. Берутся за ленточки.

Машина времени гудит,

Машина времени летит.

За ленточки мы все возьмемся

И в настоящее вернемся.

4. Итог занятия:

В: А сейчас, ребята, давайте оценим, как прошло наше путешествие. Перед вами лежат смайлики: если вам понравилось путешествие - возьмите веселый смайлик, если не понравилось- грустный.

В: Спасибо за интересные ответы. Скажем гостям досвидания.

Итоговое открытое занятие в старшей группе на тему «Виды транспорта»

Цель:

Уточнить представление детей о транспорте (водном, воздушном, наземном)

Задачи:

Расширить и активизировать словарь детей по теме; сформировать элементарные представления о том, чем автомобиль опасен для человека; закрепить навыки пользования приставочными глаголаим; упражнять в образовании сложных слов; развивать память, внимание, мышление; воспитывать интерес к окружающему миру.

Методические приемы:

Игровая ситуация, беседа, работа с карточками в компаниях, поощрение.

Предварительная работа:

Наблюдение, рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы.

Оборудование:

Письмо, план-карта, карточки с транспортом по количеству детей, флажки синего, голубого, черного цветов.

Ход:

1. Утром в нашу группу почтальон принес письмо (читает). Это нам. Интересно кто его принес? Сейчас узнаем. Здравствуйте, дорогие дети! Пишет вам бабушка-Загадушка. Я знаю, что вы очень любознательны, многим интересуетесь, любите отгадывать загадки. Поэтому я решила послать несколько интересных загадок вам, загадки трудные и чтобы их отгадать, надо внимательно слушать, подумать и ответить. Желаю вам успехов.

* Дом по улице идет

На работу всех везет.

Не на тонких курьих ножках

А в резиновых сапожках. (автобус)

*Что за птица? Песен не поет, гнезда не вьет

А груз и людей везет. (самолет)

* Железные избушки прикреплены друг к другу

Одна из них с трубой,

Везет всех за собой? (поезд)

* Надеваем обувь резинувую

Кормим водой и бензином (автомобиль)

* Паровоз без колес

Вот так чудо - Паравоз

Не с ума ли он сошел

Прямо по морю пошел. (пароход)

* Два колесика подряд

Их хозяин вертит

А по верх торчком

Сам хозяин крючком. (велосипед)

(отгадки выставлябются на фланелеграф)

Воспитатель: "Как можно назвать одним словом? " (транспорт). Для чего он нам нужен? (удобства жизни) на земле, в воздухе и в воде служит транспорт одному важному делу - перевозит людей и грузы. По рекам, через моря и океаны, грузовые корабли везут игрушки, машины, лекарства, все, что требуется в разных уголках нашей планеты. На кораблях плывут туристы, любители дальних путешествий. А если людей ип грузы нужно доставить быстрее, то в этом помогут самолеты: пассажирские и грузовые. Один самолет может вместить людей больше, чем пять автобусов. А есть еще гидросамолеты. Они садятся прямо на воду. Эти самолеты выручают людей из беды за сотни километров от берега.

2. Пальчиковая игра. Массаж пальчиковых рук.

Са-мо-лет - мизинец

Па-ро-ход - безымянный

Вер-то-лет - средний

Транс-порт - большой

На каждый слог массировать суставчики.

3. Образование сложных слов

Воспитатель:

На улице нашей машины, машины.

Машины - малютки, машины большие.

У каждой машины дела и заботы -

Машины выходят с утра на работу. (выставляется машина молоковоз)

Для чего нужна эта машина? Как она называется? Да ее название состоит из двух слов: молоко и возить (повтор хором и по одному)

Аналогичная работа со спецмашинами: Бензовоз, Хлебовоз, Самосвал.

4. Игра "Что лишнее? " с карточками

*Самолет, поезд, вертолет, ракета.

*Машина, лодка, автобус, троллейбус.

*Пароход, лодка, самолет, катер.

*Поезд, электричка, подводная лодка, трамвай.

5. Физкультминутка. Игра "Едем, летим, плавем"

Дети имитируют движения: полет, плавание, езду за рулем. Воспитатель поднимает по очереди флажки - синий, голубой, черный. Движения выполняются соответственно поднятому флажку.

6. Упражнение "Расскажи-ка"

Выня летом собрался отдохнуть на море, давайте ему поможем доехать.

Из дома Ваня (что сделал) ВЫШЕЛ, дорогу ПЕРЕШЕЛ и дальше ПОШЕЛ.

Какими видами транспорта Ваня добирался до моря?

7. Игра Путаница. (разбор транспорта по видам - работа в компаниях)

На столе набор карточек всех видов транспорта, а на других столах стоят три флажка - черный, синий, голубой. Надо отобрать карточки с наземным, воздушном и водном транспортом и положить к нужному флажку. Победит та компания, которая выполнит правильно и быстрее задание.

КАКОЙ ВИД ТРАНСПОРТА СОБИРАЛА ВАША КОМПАНИЯ?

Воспитатель: Много транспорта на наших улицах. Они наши помощники, но могут быть и опасны и для человека. Чтобы не попасть в опасные ситуации, надо соблюдать правила поведения на дорогах. КАКИЕ ПРАВИЛА ВЫ ЗНАЕТЕ? (не переходить улицу перед движущемся транспортом, надо посмотреть налево и направо, и перейти, нельзя играть на дороге, кататься на санках дороги бывают скользкими и водители могут не затормозить.)

8. Изготовление пано-аппликация.

Дети наклеивают виды транспорта на лист : воздушный - вверху на голубом цвете, водный - в середине на синем, наземный - внизу на черном.

Ребята вы молодцы! Спасибо вам за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД по гендерному воспитанию в старшей группе «Путешествие из настоящего в прошлое»

Конспект НОД , направленной на формирование гендерной принадлежности, создание эмоционально-приятной атмосферы....

Сценарий спортивного праздника для старшего дошкольного возраста «Путешествие по страницам героического прошлого Российской Армии»

Предлагаю, вашему вниманию, сценарий музыкально-спортивного праздника. Организуя его с дошкольниками, у вас будет возможность погрузить своих воспитанников в настоящую историю нашей Российской Армии. ...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВСЕЛЕННОЙ: В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ»

Благодаря приглашению Звездочета воспитанники подготовительной группы посетили космическую обсерваторию, где с помощью телескопа наблюдали за Солнечной системой: солнцем и планетами. А Древним греческ...

«Путешествие в мир профессий прошлого»

Развлечение  для детей разновозрастной группы 5-7 лет «Путешествие в мир профессий прошлого»...

Экскурсия по музейной комнате на тему: «Из настоящего в прошлое» .

Вызвать у детей познавательный интерес к истории своего народа, желание узнавать новое о его прошлом. Воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу (своим предкам и современникам), развивать...