Главные вкладки

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Волшебница вода"
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

    Ледовская Наталия Валерьевна

    Поисковая активность является одним из самых главных и естественных проявлений детской психики, которая выражается в потребности исследовать окружающий мир. В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность и потребность в умственных впечатлениях. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности

    «Волшебница вода»

    (для детей среднего дошкольного возраста)

    Программное содержание.

    Цели:  1. Расширять представление о свойствах воды.  

    2. Развивать личный познавательный опыт детей.

    3. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе, целеустремленность и настойчивость.

    Задачи:

    • Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, светлая, не имеет запаха, вкуса, умеет превращаться в лед.
    • Рассказать о необычных явлениях в окружающем мире.
    • Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы, решать проблемные задачи.
    • Обратить внимание на значение воды в нашей жизни.

    Оборудование.  Иллюстрации «Вода в природе», глобус,  тематическая литература (К.Чуковский «Мойдодыр», В.Берестов «Дождик», И.Бунин «Родник», И.Токмакова  «Ручей», «Мальчик и вода», Е.Благинина «Снегурка», «Летний дождик»),  стаканчики с водой и молоком, лёд, палочка, стеклянные баночки, акварельные краски, горячая вода, музыка «Звуки воды».

    Предварительная работа. Беседы «Как умываются животные», «Болезни грязных рук», «Как я могу помочь природе», полив цветов на клумбе и овощных культур на огороде, раскрашивание «Тучка», чтение художественной литературы по теме, п/и «Салки с дождиком».

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.
    1. Игровая ситуация.

    Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочный лес. Как же нам туда добраться?

     Дети.  На поезде, на автобусе, на машине, на самолёте и пр.

    Воспитатель. Ребята, лес ведь сказочный, значит, и транспорт нам нужен не простой, а волшебный: мы полетим на ковре – самолёте (имитация полёта и посадки).

    Вот мы и на месте. Давайте вдохнём свежий чистый воздух, оглянёмся по сторонам и прислушаемся к звукам леса (звуки воды).

    Ребята, слышите, что это плещется и звенит?

    Дети.  Вода.

    Воспитатель. А какие водоёмы встречаются в лесах? (показ иллюстраций «Водоёмы»)

    Дети. Озеро, река, ручей, болото, пруд, родник.

    1. Художественное слово.

    Воспитатель. Мы пришли к прохладному ручейку. Ребята, давайте вспомним, откуда берёт своё начало ручеёк (выразительное чтение стихотворения И.Токмаковой «Мальчик и вода»).

    С какой горы ты бежишь сюда,

    Водичка моя прохладная?

    Дети. С той высокой горы, - отвечала вода,-

    Где снежная шапка громадная.

    Воспитатель.  Ответь мне скорей: побежишь ты куда,

    Водичка моя прохладная?

    Дети. На луг побегу, - отвечала вода, -

    Туда, где цветы нарядные.

    Воспитатель. Ты лучше осталась бы здесь навсегда,

    Водичка моя прохладная!

    Дети. Я в садик спешу, - отвечала вода, -

    Где гроздья висят виноградные.

    Воспитатель. А солнышко сядет, что будет тогда,

    Водичка моя прохладная?

    Дети. В канавку стеку, -  отвечала вода, -

    Пусть козлик попьет, я не жадная.

    1. Наводящие вопросы.

    Воспитатель. Вот как много работы у воды, ребята. Откуда ручей бежит?

    Дети. С горы.

    Воспитатель. (Рассматривание физической карты России) Вода берёт своё начало высоко в горах, спускается водопадами в горные реки или прячется под землю (родники). Реки образуют озёра, впадают в моря, а моря – в океаны.

    Для чего нужна вода, давайте вспомним стихотворение.

    Дети. Напоить цветы, деревья, кусты, животных, птиц и  людей.

    Воспитатель. Как ещё мы используем воду?

    Дети. Купаться, стирать, мыть, готовить.

    Воспитатель. Вот какая полезная и важная вода, без неё ничто и никто на планете не может обойтись. И сегодня ребята, мы с вами поговорим о том, почему вода называется волшебницей: познакомимся с её свойствами и особенностями.

    1. Основная часть.
    1. Экспериментальная деятельность.

    (Дети располагаются на стульчиках вокруг экспериментальной площадки, вызываются  по – одному для помощи в проведении опыта)

    «Свойства воды»

    Задача. Сформировать представление об основных свойствах воды.

    Материалы и оборудование. Прозрачные стаканчики, молоко, 2 палочки, вода.

    Ход опыта. Ребёнок опускает в стакан с молоком и в стакан с водой палочку. Дети нюхают и пробуют воду на вкус.

    Результат.  В стакане с водой палочка заметна.

    Вывод.  Вода не имеет цвета (прозрачна), запаха и вкуса.

    1. Пальчиковая гимнастика.

    Воспитатель. Ребята, а из чего же состоит вода?

    Дети. Из капелек.

    Воспитатель. Давайте представим, что наши пальчики – дождевые капельки,  которые падают на наши ладошки.

     (Дети ритмично,  каждым пальцем отбивают по ладошке такт согласно тексту)

    Где ты, дождик,  побывал?

    Что ты, дождик, поливал?

    Побывал в саду. Полил ягоду.

    А какую ягоду ты полил  в саду?

    И клубнику,  и малину, и смородину.

    А крыжовник ты полил?

    Не полил.  Забыл…

    Ой,  вернись назад да полей весь сад!  Н.Пикулева.  Дождик

    1. Экспериментальная деятельность.

    (Дети располагаются на стульчиках вокруг экспериментальной площадки, вызываются  по – одному для помощи в проведении опыта)

    «Волшебница вода»

    Задача. Сформировать представление о свойствах воды при изменении температуры окружающей среды.

    Материалы и оборудование. Ёмкость со льдом, горячая вода в сосуде с металлической крышкой.

    Ход опыта. Наблюдение за таянием льда. Сосуд с горячей водой закрывают крышкой. Выясняют, откуда появилась вода на крышке.

    Результат. Лёд тает, превращается в воду. Горячая вода превращается в пар и оседает на крышке.

    Вывод.  В холодное время года вода превращается в лёд, в тёплое – обратно в воду. При высокой температуре вода превращается в пар (испаряется), при охлаждении пара образуется вода.

    1. Психогимнастика «Путешествие капельки».

    Воспитатель. Давайте теперь превратимся в капельки и совершим круговорот воды в природе.

    В тучке, мягкой, как подушка,       Дети превратились в тучки, руками придают  Жили капельки-подружки.             объём своему телу
    Прогремел весенний гром –        
    Дети превратились в дождь – присели и обняли  Тучка пролилась дождём.             руками ноги
    Тучка дальше убежала,                  Дети встали друг за другом
    Капля в ручеек упала.
    Голубые ручейки                              
    Дети движутся друг за другом «змейкой»
    Пополняли глубь реки.

    В голубом речном просторе         Дети образуют круг, держатся за руки 
    Устремились капли к морю.

    По волнам они плывут,                   Дети изображают руками волны, садятся на пол

    К бережочку пристают.

    В это время солнца лучик              Дети  встают на ноги
    Каплю подхватил – и в тучу.
    Смотрит капелька вокруг –          
    Дети опять превратились в тучки
    Видит всех своих подруг!

    Н. Агошкова. Путешествие капельки. Голубая сказка

    1. Экспериментальная деятельность.

    (Дети располагаются на стульчиках вокруг экспериментальной площадки, вызываются  по – одному для помощи в проведении опыта)

    «Окрашивание воды»

    Задача. Сформировать представление о свойствах воды менять цвет.

    Материалы и оборудование. Баночки с водой, крышки, окрашенные изнутри акварелью, краски, палочки для размешивания

    Ход опыта. Дети по -  одному закрывают крышками банки с водой, встряхивают их.

    Дети добавляют в чистую воду акварельные краски, размешивают.

    Результат. Вода окрашивается в цвет краски.

    Вывод.  Некоторые красящие вещества растворяются в воде. Вода принимает цвет краски.

    1. Итог.
    1. Выводы. Обобщение.

    Воспитатель. Давайте теперь вспомним основные свойства воды.

    Дети. Вода бесцветна, не имеет вкуса и запаха.

    Воспитатель. Как вода меняет свои свойства при разных температурах?

    Дети. Зимой замерзает, при нагревании – испаряется.

    Воспитатель. Что такое «круговорот воды в природе»?

    Дети. Вода из тучки во время дождя попадает в ручей, затем в реку, затем  - в море. На солнышке испаряется и попадает опять в тучку.

    1. Поощрение работы каждого ребёнка. Уборка экспериментальной площадки.
    2. Завершение игровой ситуации.

    Воспитатель. Ну а наше путешествие к ручейку в волшебном лесу  подошло к концу. Пора возвращаться домой (имитация полёта на ковре – самолёте и посадка).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"

    Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности во 2младшей группе "Волшебница-вода"

    Задачи. 1. Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, светлая, не имеет запаха, вкуса, может окрашиваться в разные цвета, вода жидкая, льётся.2. Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы...

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности для 2 младшей группы — «Волшебница-Вода»

    Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды....

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности для 2 младшей группы — «Волшебница-Вода»

    Вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды....

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Вода не имеет формы. Вода прозрачная" для старшей группы

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности для старшей группы....

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Водичка-водичка» в первой младшей группе

    Программное содержание:1.    Образовательные:-     познакомить детей со свойствами воды (чистая, жидкая, прозрачная, холодная, горячая);-     учи...

    Конспект занятия по экспериментально - познавательной деятельности раннего возраста " Берегите воду" или "Всем нужна вода".

    Предлагаю вашему  вниманию  конспект  для  исследования вместе  с детьми свойства снега и льда....