Размышление на заданную тему
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

ТАТЬЯНА БОРИСОВНА ЛАГОДА

Главное в экологическом воспитании-Развитие экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razmyshleniya_na_zadannuyu_temu.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Размышления на заданную тему»

                                                                                   "Берегите эти земли, эти воды;

                                                                                     даже малую былиночку любя,

                                                                       Убивайте лишь зверей внутри себя".

                                                                                                                       Е. Евтушенко

       

 Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует так же ряд парциальных  программ. Проводятся всероссийские, региональные, городские конференции по экологической проблематике, специальные курсы преподаются в педагогических вузах и колледжах, в ряде дошкольных учреждений появились педагоги-экологи.

           Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире.. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

       Сегодня в мире сложилась, можно сказать, парадоксальная ситуация, когда человечество достигло поразительных высот в развитии цивилизации и в то же время само оказалось на краю гибели, вынужденное заняться поиском ответа на известный вопрос: "Быть или не быть?"

 Поработав в детском саду 8 лет, экологическую проблему в деле воспитания дошкольников считаю самой актуальной.

       Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры.   Правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Правильное отношение строится на элементарных знаниях экологического характера, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и поведения. Экологические знания – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств; загрязнении окружающей среды и т.д.

       Но знания – это не самоцель в экологическом воспитании, а необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально-действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое. Бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.  

         Работая с дошкольниками, я стараюсь использовать разнообразные формы и методы: это и циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке; ведение разных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, использование игровых обучающих ситуаций, экспериментальная деятельность.

      Спецификой моей технологии является использование на протяжении всего учебного года литературных произведений В. Чаплиной, Е. Чарушина, В.Бианки, которые доступны детям этого возраста, достоверно отражают специфику природных явлений, учат быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому.

   Прежде чем провести любое занятие по экологии, я читаю ряд  методической литературы, готовлю занимательный материал: подбираю загадки, сказки, вопросы для викторин. Педагог должен не только сам обладать определенным объемом знаний, но и уметь заинтересовать детей. Воспитатель – это образец для подражания. Каждый его поступок – это пример для воспитанника. Я очень люблю животных и стараюсь не упустить возможности полюбоваться окрасом пролетающей птицы, пробегающей кошки. Стараюсь выразить свои эмоции вслух. Через определенный промежуток времени я вижу отдачу: многие дети мне подражают, а меня это радует.  

        Педагогический процесс при участии одного воспитателя получится однобоким. Важно, чтобы экологическим воспитанием дошкольников занимались и родители, и музыкальный работник, и психолог, и логопед. Когда ведется целенаправленная работа всеми участниками педагогического процесса, тогда можно ждать хороших результатов. Так на музыкальном занятии с детьми разучивалась песенки о животных, а психологом проведена беседа о бережном отношении к домашним животным.

         

     Я считаю, экологическое воспитание в детском саду должно иметь следующие направления:

 - Формировать у детей элементарные представления о растениях и животных как живых организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение.

 - Длительное проявление бережного отношения к природе должно выполняться в играх при выполнении трудовых обязанностей в повседневной жизни.

 - Дошкольников надо обучать навыкам ухода за растениями, животными.

 Систематический труд в природе должен формировать у них привычку заботиться о живом.

    В современном мире принято считать человека – покорителем природы, властелином, господином, я не случайно затронула проблему экологии.

 Здоровая планета Земля – здоровые ее дети. А мне не безразлична жизнь и здоровье моих воспитанников, я не согласна, что мы господа над природой.

 Человек над природой никакой не властелин и не царь природы.

 Восторгаясь его разумом, мы должны научиться восторгаться вдвойне гармонией, красотой природы, неисчерпаемостью ее тайн. Она вечна, тогда как человеческая жизнь – всего лишь миг, мгновения.

Следует помнить, что охрана природы – одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот почему формирование личности ребенка включает в себя как необходимую составную часть воспитание в нем правильного отношения к природе, воспитания у каждого человека правильного экологического мышления.

          В моей группе   накоплен определенный материал: доклады, конспекты НОД, рекомендации, консультации, альбом загадок по темам, гербарии "Растения нашего участка", "Луговые травы", "Цветы", "Лекарственные растения", "Красная книга", альбомы: о весне, зиме, осени, лете..

Во время проведения любых мероприятий я учу детей беречь и приумножать мир растений. В этом мне помогает и уголок природы, где содержатся комнатные цветы. При наблюдении за комнатными растениями я обращаю внимание детей на красоту цветов и листьев, рассказываю, что комнатные цветы не только украшают комнату, но и то, что они оздоравливают микроклимат помещения, что каждый цветок требует своих условий (одни любят свет, другие – нет, одни любят много влаги, другие – нет). В группе по уходу за комнатными цветами устанавливаю дежурство. В процессе различных занятий и опытов дети убеждаются, что через рыхлую почву вода проходит быстрее, а также свет, воздух способствуют росту  и развитию растений.Все полученные знания я закрепляю в играх "Опиши цветок", "Узнай по описанию", "Что изменилась?" и так далее

         Рассматривая с детьми фотографии горных ландшафтов, подвожу детей к тому, что многие камни из нашей коллекции – это кусочки гор. Напоминаю, что камни, горы – это неживая природа. Я стараюсь дать детям картину мира, знания об этом мире.

Продолжая работать,  я должна привить вкус к интеллектуальному труду: научить смотреть и видеть, наблюдать, мыслить, вести диалог…

         В ознакомлении детей с растительным миром мне очень помогают схемы, дидактические игры, иллюстрации о растениях,  пословицы, загадки, рассказы  занятия по рисованию. Итогом моей работы стали КВН, экологические праздники,  различные экологические проекты. Я убеждена, что  утрата связи человека с природой может обернуться очень серьезными последствиями.

Природа – это один из главных резервуаров, из которых черпается человечность, строится человечность в человеке. Исчезни эти отношения любви, доброты к растениям, к земле – неизвестно чем это кончится.

Поэтому главная цель моя – вырастить здорового самостоятельного, ответственного, критически мыслящего, свободного и счастливого гражданина своей страны и всей планеты.

                     Материал подготовила воспитатель Лагода Т.Б.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованного вида деятельности по коммуникации. « Придумывание сказки на заданную тему».

Формирование умений придумывать сказку на заданную тему, передавая специфику сказочного жанра....

Занятие «Составление рассказа на заданную тему»

Составление рассказа на заданную тему...

Конспект НОД по развитию речи.Тема:составление рассказов на заданную тему "Мы живем в России"

Развитие патриотических чувств у дошкольников является важной составляющей в воспитании детей.Данный материал поможет воспитателю закрепить знания детей о своей Родине....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема Составление рассказов на заданную тему «Мы живем в России»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.Тема Составление рассказов на заданную тему «Мы живем в России»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление рассказа на заданную тему»

Доминирующая ОО: речевое развитие.Интеграция ОО:  познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеВид деятельности детей: коммуникативная, игрова...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Составление рассказа на заданную тему»

Конспект занятияв старшей группе по развитию речи.  Тема: «Составление рассказа на заданную тему»...