Главные вкладки

    Конспект комплексного занятия в старшей группе «на лесной полянке»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Юрыгина Кира Владимировна

    1. Воспитывать бережное отношение к природе, соблюдать правила безопасного поведения в лесу, возле реки.

    2. Ознакомление детей с объектами экологической тропы на остановке «полянка», создавая условия для формирования у ребенка гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

    3. Обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках весны. Научить находить их, устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных.

    4. Продолжать учить различать по внешнему виду насекомых, называть характерные особенности, иметь представление о полезности некоторых насекомых.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл na_lesnoy_polyanke.docx25.64 КБ

    Предварительный просмотр:

                                           

    Конспект комплексного занятия в старшей группе «на лесной полянке»

    Программные задачи:

    1. Воспитывать бережное отношение к природе, соблюдать правила безопасного поведения в лесу, возле реки.

    2. Ознакомление детей с объектами экологической тропы на остановке «полянка», создавая условия для формирования у ребенка гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

    3. Обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках весны. Научить находить их, устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных.

    4. Продолжать учить различать по внешнему виду насекомых, называть характерные особенности, иметь представление о полезности некоторых насекомых.

    Словарная работа: названия жуков: короед, жук-точильщик, жук-древоточец, названия первоцветов: ветреница, хохлатка, медуница.

    Предварительная работа:

    - Рассматривание картин, иллюстраций, альбомов о весне, о насекомых, о первоцветах.

    - Чтение художественной литературы (Л.Толстой «О муравьях»).

    - Беседы в уголке природы детского сада на темы «Письмо от Боровика», «Объекты экологической тропы».

    - Продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация, конструирование, лепка).

    Оборудование:

    - Оформление зала «лесная поляна», муравейник, пень, муляжи насекомых (муравьи, божья коровка, пчела) и паук.

    - Рюкзак (блокнот, лупа, карандаш, бинокль, карта- схема, предупредительные знаки).

    - Дидактические игры: «Узнай дерево по кроне», «Первоцветы», «Экологическая цепочка».

    - Магнитофонная запись «пение птиц», «журчание воды».

    Литература: Е.Е.Кочемасова , А.А.Вахрушев «Здравствуй, мир!», А.А.Плешаков «Мир вокруг нас».

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:

    Она приходит с ласкою, и со своею сказкою.

    Волшебной палочкой взмахнет, в лесу подснежник расцветет.

    Назовите весенние месяцы? Расскажите про март месяц.

    Дети: Месяц март открывает весну. Весеннее теплое солнце побеждает холод стужу. С крыш вниз падают капли. В марте прилетают грачи, гнезда строят. В народе говорят: «Грач на дворе – весна на горе», «Грач зиму расклевал».

    Воспитатель: А в апреле, какие изменения в природе происходят?

    Дети: Апрель - середина весны. Повсюду тает снег, бегут звонкие ручьи. Апрельские воды будят землю. Апрель в народе называют водолеем: «апрель водою славен, почками красен».

    Воспитатель: Ребята, помните, нашу экологическую тропинку. Мы давно уже ее не видели, наверное, успели соскучиться. Какие остановки запомнили? Кто хозяин экологической тропы? (Боровик)

    - Сегодня я предлагаю совершить прогулку на одну из этих остановок – на поляну и узнать, с наступлением весны там какие изменения произошли? За какими объектами на поляне наблюдали и летом, и зимой? (за насекомыми, за муравейником, за деревьями и цветами).

    - Предлагаю собрать рюкзак. Что туда положим? (карандаш, блокнот, лупу, бинокль.)

    - Возьмем нашу карту-схему, где можем отметить свои наблюдения. Также возьмем предупредительные знаки.

    - Нужно ли взять угощения для птиц? (Снег растаял, поэтому птицы сами находят пищу.) Для скворцов мы уже повесили скворечники, остальные птицы сами вьют гнезда.

    - Оденемся полегче: весенние куртки и шапки, ботинки. Вспомним три основных правила поведения в природе? (не шуми, не губи, не ломай – ты не дома, а в гостях).

    Мы шагаем друг за другом, лесом и волшебным лугом

    Мы шагаем, не скучаем, все преграды преодолеваем.

    (шагают)

    Преодолеваем кочки,

    (прыгают с кочки на кочку)

    Корявые пенечки,

    (идут высоко поднимая колени)

    Все преграды мы прошли и на поляну пришли.

    Музыка, пение птиц.

    Воспитатель: Очень красиво вокруг, свежий воздух. Как изменилась жизнь растений и деревьев с приходом весны?

    Дети: Они проснулись, лес оживает. Соки деревьев, согретые весенним солнцем, поднимаются от корней к набухающим почкам. На деревьях и кустах почки набухли, некоторые почки раскрылись зелеными молодыми листочками.

    Воспитатель: Интересно, сможем ли мы узнать наших старых знакомых?

    Игра «Узнай дерево по листику и плоду».

    Воспитатель: Зимой было так тихо на этой полянке. Послушайте, какие голоса слышите?

    Дети: Слышим пение птиц. Перелетные птицы возвращаются из теплых стран. Скворцы, жаворонки, соловьи, трясогузки хлопочут на гнездах, песни распевают.

    Воспитатель: А что происходит в жизни животных?

    Дети: Вылезает из берлоги медведь. Он бывает очень худой, голодный, потому что всю зиму ничего не ел. Ежи тоже сильно худеют, им нужно съесть много насекомых, чтобы набрать сил. Заяц и белка снова переодеваются.

    Воспитатель: Достанем бинокль и издалека понаблюдаем за ними. Отметим на карте – схеме, что на деревьях появились маленькие листочки, перелетные птицы прилетели и отправимся дальше по нашей экологической тропе. Оставим предупредительный знак для любителей природы. По лесу старайтесь передвигаться по тропинкам: один человек оставляет один след, сто - тропу, а тысяча - пустыню.

    Игра «По одному следу».

    Воспитатель: Вот наш знакомый муравейник. Почему так мало муравьев на муравейнике? (они зимой спали, только начали просыпаться). Ребята, что вы знаете о муравьях? Чем занимаются муравьи в своем муравейнике?

    - Муравьи удивительно дружны. Их общий дом – муравейник. Он строится из мелких веточек, хвоинок, кусков коры, а укрепляют его землей. Одни ухаживают за детьми, другие убирают помещения, третьи - добывают еду. Четвертые – охраняют дом от врагов, пятые занимаются ремонтом и строительством, шестые – следят за чистотой в помещениях, пасут стада тли. У муравьев много дел! Их называют санитарами леса, они защищают лес от вредных насекомых: короедов, жуков-точильщиков, гусениц. Там, где много муравьев, лес всегда здоровый и чистый. Поэтому муравейники разрушать нельзя!

    Воспитатель: Каких насекомых еще знаете? (ответы детей) В природе и возле дома живут много насекомых. Прошу вас их не тревожить, держаться подальше от гнезд жалящих насекомых. Они просто так не нападают на человека, а жалят и кусают в порядке самозащиты. Часто осы забираются в варенье и компоты, соки. Поэтому будьте осторожны, когда едите или пьете. Оса может ужалить в язык, а это очень опасно! Хотите превратиться в бабочек?

    Танец «Бабочка».

    Воспитатель: Смотрите, паук. Как называется его сеть? Паук – насекомое?

    Дети: Нет. У него восемь ног и нет крыльев. Тело их состоит только из двух частей, зато глаз целых восемь. Насекомые имеют три пары лап, брюшко, голову, крылья. Для чего им нужна паутина? (чтобы ловить насекомых, они ими питаются)

    Воспитатель: Пауки нужны природе, поэтому не рвите паутину и не уничтожайте пауков, они полезны. Возле паутины оставим предупредительный знак.

    - Загадаю вам загадку:

    На пне ягодка ползет,

    Платье красное в горошек

    И летать умеет ловко, это …(божья коровка).

    Расскажите, что вы знаете про нее?

    Дети: Это маленький жучок. У него на спинке крылья, может летать, ножки тонкие, маленькие. Она никогда не прячется от врагов. Наоборот - ярко одета, видно ее издалека, хотя очень маленькая. Никого не боится, знает, что ее съесть нельзя. При опасности жучок выделяет молочко, которая плохо пахнет. Оно то и отпугивает его врагов. Любимая еда божьих коровок – тли.

    Воспитатель: В карте - схеме осенью и зимой мы отметили, что их не видели. А где же они были? (Они прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев).

    Воспитатель: Вы знаете скороговорку: «Божья коровка, улети на небо, принеси мне хлеба, черного иль белого, только не горелого!» Надо загадать желание и говорить скороговорку, если успеешь сказать стишок полностью, то желание исполнится. Давайте вместе скажем! (дети повторяют).

    Воспитатель: Ребята, посчитав кольца на пне можно узнать, сколько лет было этому дереву (дети считают).

    - Внимательнее посмотрите на пень, какие-то дырки появились. Откуда они?

    Дети: Поселились жуки-древоточцы, жуки-короеды, жуки-усачи. Они для своих личинок ходы сверлили, квартирки сделали.

    Воспитатель: Тут недалеко стоит муравейник, могут сюда поселиться муравьи. Если они поселяться, то сделают много квартирок, коридорчиков для своих личинок. Тогда пень в труху превратится, на землю кусочками упадет. Кусочки растащат жуки-червяки и съедят, в почву превратят. От пня не останется ничего! В карте-схеме отметим, что насекомые проснулись. А за пнем будем наблюдать и летом, и осенью. Продолжим свое путешествие по экологической тропе.

    «Мы шагаем друг за другом...»

    Воспитатель: Вот наша речка. Вспомним правила безопасного поведения возле реки, на льду и на воде.

    - Главная опасность на реке весной и зимой – непрочный, тонкий лед.

    - Избегай мест, где лед может быть тонким.

    - Нельзя стоять на краю берега, моста.

    - Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плохо плаваешь.

    - Не следует далеко заплывать.

    Запись: журчание воды.

    Воспитатель: Послушайте, как весело журчит речка. Какая вода? (чистая, прозрачная, веселая, звонкая…) Что видите на дне воды? (камни, песок) Кто живет в  воде? (рыбы, насекомые, лягушки, цапли, дикие утки). Чтобы в природе сохранились такие чистые воды, чтобы рыбам и лягушкам жилось хорошо, какие правила надо знать и выполнять?

    - Не бросать мусор, пакеты, железо, стеклянную посуду в воду.

    - Не мыть машины возле рек.

    Воспитатель: Посмотрите, на берегу речки, где солнце пригрело землю, какие-то желтые цветочки. Как они называются? (цветы мать-и-мачехи). Правильно, у него высокий стебель, покрытый мягким пушком, защищающим цветок от холода. Настоящие крупные листья у этого растения появляются позже, в середине лета, когда уже цветов нет. Листья крупные, темно-зеленые. Ребята, как думаете, почему цветок получил такое название – мать-и-мачеха?

    Дети: Потому что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосами: теплые, как мамины руки. Верхняя часть листа – гладкая, холодная, как мачеха. Цветы мать-и-мачехи – первоцветы, которые растут возле рек. А какие первоцветы еще знаете? (подснежники, медуницы, хохлатки, ветреницы, ландыш).

    Игра «Первоцветы».

    Воспитатель: Нельзя собирать букеты из первоцветов, особенно из ландышей. Они занесены в Красную книгу. У ландышей очень красивые, ароматным запахом цветы. А плоды - ягоды тоже красивые, красные, привлекательные, но ядовитые. Какие ядовитые ягоды знаете? (вороний глаз, волчье лыко). Сорвать и жевать незнакомые растения тоже нельзя!

    Воспитатель: Первоцветы любят яркий солнечный цвет, поэтому расцветают, когда на деревьях еще нет листьев. А в пасмурные дни цветы плотно закрываются, головки их поникают, берегут медовую капельку для насекомых. Растения и насекомые разговаривают друг с другом на своем языке. Вот растение говорит пчелке: «Располагайся, пожалуйста, напейся моего сока». Пчелка напьется, а цветок просит: «Перенеси немного моего моей пыльцы на соседние цветы, я же не могу двигаться, ты же знаешь». Язык растений – это и цвет, и запах, и форма цветка и сок. Пчелы различают синие, желтые и белые цветы. Поэтому ранней весной больше всего таких цветов. Пчелы первыми пробуждаются весной и летят за соком. В природе все живое и неживое живут дружно, помогая друг – другу. Нам надо с них брать пример.

    Игра «Экологическая цепочка».

    Воспитатель: Как можно любоваться цветами, не срывая их? (понюхать, зарисовать, любоваться, наблюдать, фотографировать). Давайте вдохнем чистый, весенний воздух, послушаем звуки, понюхаем запахи весенней природы.

    Воспитатель: На карте-схеме отметим, что цветы мать и мачехи цветут. Взглянем на карту-схему и скажем, какие изменения произошли на объектах нашей экологической тропы? (почки деревьев набухли, появились зеленые листочки, в муравейнике муравьи начали трудиться, проснулись насекомые, на пне появились дырки, значит там живут жучки, цветут цветы мать и мачехи.)

    - Природа ожила, каждый занимается своим делом, нам тоже  пора домой. Посмотрите, хозяин экологической тропы Боровичок оставил нам конверт. Наверное, он наблюдал за нами.

    Воспитатель достает открытку и читает: «Дорогие ребята! Поздравляю вас с Весной. Какие вы молодцы! Много знаете и соблюдаете правила поведения в природе. Спасибо за предупредительные знаки для любителей природы. Подарю вам книжки-раскраски о весне. Жду вас и летом! Боровик».

    Воспитатель: Ребята, очень интересно было на лесной полянке, но нам пора домой. Поблагодарим Боровика и попрощаемся полянкой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ в старшей группе "Кубанские варенички"

    Закрепить знания детей о выращивании хлеба на Кубани: «От зернышка до каравая»; закрепить знание кубанских пословиц, поговорок о хлебе и труде хлебороба; прод...

    конспект комплексного занятия в старшей группе "Путешествие за весенним сюрпризом"

    Закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях;учить вести беседу по картине, чётко и выразительно читать стихи, активизировать словарь словарь;закрепить умение работать в различных техник...

    Конспект комплексного занятия в старшей группе «Здравствуй, Весна!»

    Целью занятия является: обобщение и систематизация представлений детей о характерных признаках весны; обогащение словарного запаса слов; развитие связной речи....

    Конспект комплексного занятия в старшей группе «Весна пришла»(подготовительная группа)

    Цели. • Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме. • Развивать речь детей, воображение, логи...

    Конспект комплексного занятия в средней группе «Поможем грустной полянке».

    Комплексное занятие для детей 4-5 лет, в котором воспитывается интерес  и бережное отношение к миру живой природы, Стимулировать желание изображать объекты природы, используя умения, полученные р...

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема:"Лесной житель -волк"

    В ходе  интегрированного занятия детям в игровой форме даются знания о волке, его внешнем виде, повадках, образе жизни, пользе и вреде.Обогащается словарный запас детей по данной теме.Развивается...