Конспект занятия на тему «О происхождении фамилии»
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Конспект занятия на тему «О происхождении фамилии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_familiya.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ № 1279

Конспект занятия на тему

«О происхождении фамилии»

Составитель:

воспитатель гр. № 4

Исхакова Ф.Р.

г. Москва

2011 год

О происхождении фамилии

     Цель: формировать представления о происхождении фамилий; развивать любознательность; воспитывать отрицательное отношение к словесным оскорблениям.

     Задачи:

  • Закреплять знания о том, что у каждого человека есть своё имя, которое отличает его от других людей.
  • Развивать интерес к своему имени, закреплять знания о происхождении имён, их смысловой значимости для человека.
  • Развивать любознательность, умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы.
  • Формировать уверенность в себе, осознание своей индивидуальности.
  • Способствовать проявлению форм дружеского обращения друг к другу.

Предварительная работа:

Беседа “Что я знаю о себе.”

Ход занятия:

     Вступительная беседа воспитателя с детьми.

     Откуда у вас фамилия? (От мамы и папы)

     Откуда фамилия у мамы и папы? (От бабушек и дедушек)

     А откуда вообще берутся фамилии?

     Давным-давно, когда людей на Земле было не очень много, они жили племенами, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Если оказывалось, что в селении живут два Ивана, то тогда про них говорили: это Иван – сын Федора, а этот Иван – Иванов сын.

     Со временем людей стало больше, и их все труднее было различать. Вот и придумали фамилии. Сначала их давали только богатым людям, а потом они появились у всех. Но где же взять столько разных фамилий? Их придумывали по имени отца (Иванов, Петров, Никифоров), или по месту жительства (Нагорный, Лужков, Болотов, Леснин), или по роду занятий, профессий человека (Столяров, Сапожников, Бочкарев). Потом фамилия переходила от отца к сыну, а от сына к его сыну и т.д. Сын уже мог не иметь профессию отца, но фамилия у него осталась. Например, папа Сережи Столярова работает инженером, и фамилия его, наверное, произошла от его предка, который был столяром, делал деревянную мебель.

     Не всегда происхождение фамилии легко разгадать. Этим занимается специальная наука – ономастика. Ученые-ономасты раскрывают тайны фамилий. Так как они пришли к нам с древних времен, многие для нас непонятны, и мы трактуем их по-своему. Например, фамилия Чумаков. Она произошла совсем не от болезни чума, а от профессии – чумак. Чумаки возили в Крым хлеб, а от туда доставляли соль и рыбу. Это была редкая профессия. Поэтому, тогда человек, не зная истории фамилии другого, начинает переделывать ее на свой лад (обзываться и дразниться), то он сам становится смешон.

     Чтение отрывка из книги Н.Н.Носова “Приключения Незнайки”:

                Торопыжка был голодный,

                 Проглотил утюг холодный.

             У Авоськи под подушкой

            Лежит сладкая ватрушка.

                 Знайка шел гулять на речку,

              Перепрыгнул через овечку.

     Вам понравились Незнайкины стихи?

     Почему не понравились?

     А вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки?

Физкультминутка:

Вверх рука и вниз рука.                     Одна правая рука вверх, другая вниз,

Потянули их слегка.                            Рывком менять руки.

Быстро поменяли руки!                      

Нам сегодня не до скуки.

Приседания с хлопками:                   Приседания, хлопки в ладоши над головой.

Вниз - хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок!

Крутим головой,                                   Вращение головой вправо и влево.

Разминаем шею. Стой!                        Останавливаются. 

     Обсуждение пословиц: “Не имя красит человека, а его дела.

                                                         Без имени ребенок — чертенок.

                                                В лицо человек сам себя не признает, а имя свое знает.

                                                Как вчера меня звали, так и сегодня зовут.”

     Отгадываем загадки: “Нас не было — оно было,
                                           Нас не будет — оно будет;
                                           Никто ни у кого его не видел,
                                           А у каждого оно есть.

                                           Тебе дано, а люди пользуются.

                                           И у бабушки есть,
                                          И у дедушки есть,
                                          И у мамы есть,
                                          И у папы есть,
                                          И у дочки есть,
                                          И у внучки есть,
                                          И у лошадки есть,
                                          И у собачки есть,
                                          Чтобы его узнать,
                                          Надо вслух назвать.

                                          Что принадлежит лишь тебе,

                                          А употребляется чаще всего другими?”

     Скороговорки: “Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.

                                 Дарья дарит Дине дыни.

                                 В поле Поля-Полюшка
                                Полет поле-полюшко.
                                Сорняков не будет в поле,
                                Если полет поле
Поля.

                                 Коля колья колет,
                                Поля поле полет.

                               Поле, полное полыни,
                               Выпало полоть
Полине.”

     У каждого человека есть имя и фамилия, которые отличают его от других людей. Надо с уважением относиться к чужому имени и фамилии, тем более, что их выбирают родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )

Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....

Практическое занятие. Моделирование конспекта занятия на тему: «Рассказывание на темы из личного опыта (по памяти) с детьми дошкольного возраста»

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...

Конспект занятия на тему: "Не шути с огнем" план-конспект занятия по обж (средняя группа)

Расширить представления детей об огне, как друга и врага человека;Научить детей пользоваться телефоном для вызова пожарных «01» (запомнить номер);Привить интерес к работе пожарн...