Лекарственные растения
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дети испытывают потребность в общении с природой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc364 КБ

Предварительный просмотр:

                      Проект «Лекарственные растения»

                 

                                                                        Воспитатель Зорова М.В.

 

                                          Г.Отрадный

Актуальность проекта

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Показатели успешности проведения занятия:

В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия лекарственных растений и их внешний вид, но также их лечебные качества. Путем исследования мы познакомимся со свойствами лекарственных растений, особенностями их жизнедеятельности.

Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов.

Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.

Цели

  • развитие экологического и эстетического воспитания детей.
  • формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений,
  • знакомство с лечебными свойствами растений, умение их различать и называть.
  • формирование у детей целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи проекта

Образовательные:

  1. Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
  2. Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
  3. Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.
  4. Вовлекать в природоохранную деятельность.
  5. Формировать навыки исследовательской деятельности.
  6. Развивать умения и навыки работы с природным материалом.

 Развивающие:

  1. Развивать умение сравнивать и анализировать.
  2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
  3. Знакомить с лекарственными травами нашего края.
  4. Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных травах.
  5. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

 Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
  2. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Обеспечение проекта:

  1. Научно - методическое (подбор литературы, книги, картины)
  2. Материально - техническое (компьютер, фотоаппарат, стенд,,канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, колбы, горшочки, баночки, песочные часы, часы, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово – огородный инвентарь, ящики для проращивания семян, спортивный инвентарь)
  3. Экспериментальная площадка (клумба с лекарственными растениями, природный экологический уголок в групповой комнате, природный уголок на территории детского сада, экологическая тропа).

Методы проекта:

  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
  • словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • технология моделирования;
  • релаксация;
  • ароматерапия;
  • слушание музыки.

Стратегия осуществления проекта:

Проект реализуется в совместной деятельности детей – педагога - родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.

Формы организации проекта:

  1. Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
  2. Экскурсии;
  3. Экологическая викторина “Знатоки лечебных трав”;
  4. Развлечение “Кафе медуница с чаепитием”;

  Совместная деятельность с детьми и родителями:
•    Сбор фотографий и иллюстраций лекарственных растений
•    Составление творческих рассказов и сказок о лекарственных растениях
•    Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о лекарственных растениях нашего края, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Итог проекта: 
•    Оформление альбома «Наши зелёные помощники» с детскими рисунками и сказками;
•    Викторина для детей и родителей «Целебное лукошко»


Месяц

Занятие

 Апрель

1.Рисование “Наши друзья – лекарственные растения”

2.Экологическое занятие “Лекарственное растение рядом”

3.Аппликация “Мой любимый цветок”

4. Упражнение “Я цветок”,  “Цветы и ветерок”

Май

1. Дидактическая игра “Четвертый лишний”

2. Поисково-исследовательская деятельность  “На участке ищем полезные растения”

3. Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет”

4. Лепка  “Цветок-это чудо”

Июнь

1. Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях

2.  Викторина “Знатоки целебных трав”

3. Подвижная игра “Цветы и дождик”

4. Декоративное рисование “Цветочная дорожка”

Июль

1. Аппликация , коллективная работа “Полянка одуванчиков”

2. Игра – упражнение “Цветок – имя”

3. Опыт “Проращиваем семена”

4. Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым”

Август

1. Слушание музыки         Ю.Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа” 

2. Рисование “Одуванчик”

3. Викторина “Лекарственное растение нашего региона”

4. Составление рассказов и сказок о лекарственных растениях.

Сентябрь

1. Экологическое занятие “На полянку мы пойдем и лечебных трав найдем”

2. Слушание музыки Ю.Антонов “ Не рвите цветы”

3. Лепка коллективная работа “Лекарственных трав хоровод”

4. Художественная литература В. Бианки “О травах”

Октябрь

1. Б. Заходер этюд “Дождик и зернышко”

2. Викторина “Планета целебных растений”

3. «Зелёная аптека» беседа о лекарственных растениях.

4. Экологическое занятие “Лекарственное растение рядом”

Ноябрь

1. Выставка рисунков “Волшебные растения”

2. Викторина “Растения- помощники человека”

3. Игра “Мама, папа, я - моя цветочная семья”.

4. Художественная литература Р.А.Кудашева “Песенка долгой жизни”

Декабрь

Экологический праздник "Юные натуралисты"

Игра “Аптека Айболита”

Экскурсия для детей подготовительной группы ”На полянку мы пойдем и лечебных трав найдем”

Цель: расширять знания о лекарственных растениях, об их роли в жизни человека, продолжать учить  распознавать лекарственные растения, формировать умение заботиться  о природе. Готовность в любой момент прийти ей на помощь.

Материал: лекарственные растения, стихи, легенды и сказки о лекарственных растениях, иллюстрации, голоса природы(записи), составление альбома «Лекарственные травы»

Ход экскурсии

Воспитатель: сегодня мы с вами пойдем на прогулку. Хотите знать , почему травы называются лекарственными?  Какие лечебные качества в них скрываются? Пойдемте и встретимся с ними. Думаю , они сами расскажут нам свои истории. А вот и первый попутчик. Что это за растение?

1-й ребенок.

Ранние весенние желтые цветы,

Очень необычные зеленные листы.

С одной стороны лист блестящий и гладкий,

с другой – он светлее , приятный и мягкий.

Скажите, цветочек как этот зовут?

Он лечит детишек от простуд.

Дети. Мать – и – мачеха.

Воспитатель. Как –то  поздней осенью девочка с дедушкой по лесу гуляли . подошли они к лесному оврагу и видят: усеян он большими смешными лопухами в ржавых  пятнах. Девочка сказала насмешливо:

-- Это лопухи в  траву спрятались, потому что стыдно им быть такими растрепанными.

Дед засмеялся и говорит:

-нет, милая, не стыдно им вовсе. Они сейчас важным делом заняты. К зиме готовятся, копят в своих мясистых корневищах питательные вещества. Это  же листья мать-и- мечехи- первинца весны. Радовала мать – и – мачеха землю по весне своими головками солнечными. Они не всегда такими грубыми были. Появились на свет они пушистыми и  мягкими. А когда подросли, пушок у них только снизу остался.  С верху они стали гладкими, словно сердечки зеленые. Как только мать – и – мачеху не называли. Велокопытником , белым лопухом. Любят ее люди и ценят за целебность. Чаи из мать – и – мачехи помогает от кашля.  Листочки- кладень живительных витаминов и простуду  лечат.

А это что такое?

2-й ребенок

Солнце – желтый одуванчик,

Положу тебе в карманчик.

Будет нужный всем салат,

 Он полезен для ребят.

Золотой и молодой-

За неделю стал седой ,

А денечка через два

Облысела голова.

Воспитатель. Случилось это давно. Земля в ту пору была много богаче и прекрасней. Могучие дубравы росли по берегам прозрачных рек, удивительной красоты луга цвели многоцветными коврами. Среди множества трав рос на лугу скромный одуванчик. Он очень рад был послужить людям. Люди  замочат его листочки в подсоленной воде и целебный салат из них сделают. Для повышения аппетита и снятия жара это лучшее средство. А из солнечных цветочных головок сварят  душистое варенье. Люди ласково говорят об одуванчике : «Глазок золотой  на солнце глядит. Как солнце нахмурится, глазок прищурится».  И  действительно, чуть черная тучка появится на небе  и подует холодный ветер, закрывает свои лепестки одуванчик , будто его и нет. Матушка -  природа продарила его

Семенам пушистые парашютики, чтоб ветер мог унести их в дальние страны.  С тех пор детки одуванчика на своих парашютиках побывали во всех концах света.

Отправляемся дальше.

3 =й ребенок.

Есть множество цветов красивых, осторожных,

Но мне приятней всех обычный подорожник.

Ему, быть может, и трудней расти,

Но все же он с людьми находится в пути.

Воспитатель. Подорожник всегда рос вдоль тропинок и дорог, но прежде  люди не обращали внимание на его крупные листья с прожилками. Нередко звери лесные прибегали к дорогам за подорожником, чтоб свои раны да царапины полечить. Звери лесные от человеческого глаза прячутся, вот и не замечал человек целебных свойств это растения. Но воротился однажны в село со службы солдат, весь израненный. Решила жена везти его в город к доктору. По пути одолели женщину горькие думы,  и не заметила она,  как  на дорогу выползли две змеи. Переехала колесом одну повозка. Женщина увидела, как вторая змея выползла из кустов с листом подорожника и обернула им израненую там, где ее колесом переехало. Черех некоторое время пострадавшая зашевелилась, и обе змеи  уползли в кусты. Вот и женщина сделала из листьев подорожника мужу повязку на раны. Подорожник не только кровь останавливать умеет и раны заживлять, но и укусы и отеки от укусов лечит.

Укусила пчела или змея-он от боли поможет и отек снимет.  Не зря матушка природа вдоль дорог поселила , дала широкие листья, высокие стебли с семенами колоском. По этим приметам его найти несложно.

Пойдемте дальше, ещё что-нибудь найдем.

4-й ребенок.

Ах, крапива, как ты жжешься,

В руки нам ты не даешься!

В огороде ты сорняк,

Но не выбросим никак.

Много пользы ты приносишь

И в беде ты нас не бросишь.

Воспитатель. Однажды весной пошла Машенька погулять и видит: возле забора выросла молодая крапива с остроконечными зазубренными листиками. хотела девочка погладить зеленые листочки, да быстро руку отдернула, будто ее пчела ужалила. Решила надеть варежки и выдернуть злую крапиву. Но бабушка успокоила внучку и предложила набрать крапивных листьев. Она сварила из них зеленый суп и припривила их сметаной. Раньше  крапива людей кормила, особенно в голодные годы: из нее суп варили, салаты делали, начинку для пирогов. И  не только кормила, но и лечила: кровь останавливала, воспаление снимала, кашель убирала. А чтобы волосы были пушистыми и крепкими, надо полоскать их отваром крапивы. Вот такая полезная трава.

5=й ребенок.

Как хорош сегодня наш лопух!

Он вчера был тусклым, запыленным,

Дождь его промыл, он весь набух,

Стал тугим, блестящим и зеленым.

Шелковистый зонт раскрыл лопух,

От дождя им землю прикрывает,

И красавец молодой петух

Под зеленым лопухом гуляет!

Воспитатель .   Сегодня  мы с вами узнали  немало нового, но это ещё не все.

На земле много трав и растений, которые иногда могут заменить доктора.

6-й ребенок.

А ещё калина есть, облепиха и рябина,

 И смородина поможет нам здоровье укрепить.

И малину, и шиповник и бруснику мы найдем,

Ягод много соберем

И домой их принесем.

А таблеток нам не надо,

Мы природе нашей рады.

Воспитатель.  Теперь пойдем в нашу мастерскую  художника  и нарисуем те лекарственные травы, которые запомнили. А потом составим альбом «Наша  зеленая аптека».

Конспект  комплексного  занятия  в подготовительной группе

Рисование тема: «Одуванчик»

Цель:

1.Расширять представления об окружающем нас мире.

2.Дать представление о сезонном развитии растений,

 об их связях с окружающей средой.

3.Учить детей передавать характерные особенности весенних цветов:

форму, строение цветка, его величину, расположение на стебле.

4. Учить рисовать способом тычка по контуру цветы одуванчика,

закреплять умение детей закрашивать листья кончиком кисточки.

5.Закреплять цвета.

6.Развивать умение детей реагировать на начало и конец звучания,

на смену ритма.

7.Создать условия для расширения словарного запаса.

8.Развивать эстетическое восприятие.

Оборудование: картинка одуванчика, картинки посезонного развития цветка, зимние пейзажи,  таблички, наборное полотно, образец, живые весенние цветы, корзинка, шапочки, бумага, кисточки, палитра с гуашью, баночки с водой, салфетки, бубен.

Ход  занятия.

1.Организационный момент.

Воспитатель . : - Поздоровайтесь.

( Дети здороваются.)

2. Основная часть.

Восп. :( Показывает картинки зимнего пейзажа)

 - Недавно была зима. Было холодно. Снег. Ветер.

- А сейчас? Посмотрите в окно. Какая погода? На улице тепло. Солнце.

Снега нет. Птицы прилетают. Наступила весна .(Дети читают табличку)

-Зимой все растения (деревья, цветы, трава) спят.

 (Дети рассматривают картинку).

Приходит весна. Греет солнце. Снег тает и растения просыпаются.

(дети рассматривают иллюстрацию)

Расцветают первые весенние цветы.

- Смотрите, дорожка из цветов, пойдём и посмотрим,  куда она ведёт.

(Дети идут по цветочной дорожке, находят  корзинку)

- Ой, это корзина весенних цветов. (Рассматривают цветы, уточняют форму цветов и листьев)

Физкультурная минутка « Поле одуванчиков»

Воспитатель                                                  Дети

( Ритмичные удары в барабан)            Приседают,

Одуванчик, одуванчик!                        руки в замок на голове.  

Стебель тоненький,

Как пальчик.                                          Медленно встают, руки вверху,

Голова, что шар пушистый.                 сомкнутые над головой.

Быстрый ветер налетит,                  

Одуванчик улетит!                                Разбегаются в разные

(Быстрые удары в барабан)                  стороны.

                                 Повторить 2-3 раза.  

Воспитатель: Пойдёмте, нарисуем одуванчики. А потом посмотрим, как солнечно станет у нас в группе.

(Дети проходят к столам)

- Встаньте.

Речевая гимнастика.

Воспитатель: Сядьте. Будем рисовать одуванчик.

(Ставит образец на мольберт)

Цветок жёлтый.

Выполняют упражнение - разминку с кисточкой, делают пробные тычки на отдельном листе бумаги. Затем начинают рисовать жёлтой гуашью по линии овалов цветов, а потом внутри них.

-Встаньте.

Проводится игра на слух «Похлопаем»

Воспитатель : Будем рисовать стебель и листья. Стебель зелёный и лист зелёный. (Воспитатель напоминает детям технику рисования стебля и листьев). Дети рисуют.

3. Итог

Дети выставляют работы на мольберт. Рассматривают, оценивают.

- Посмотрите, цветы похожи на солнышко. Стало у нас в группе тепло и красиво. Целая поляна цветов.

Дидактические игры.

1.Дидактическая игра "Вершки - корешки" 

Цель : в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу.

Ход игры :  воспитатель  уточняет с детьми , что они подразумевают под съедобными лекарственными растениями. Воспитатель называет разные растения они говорят съедобное оно или нет.

Материал: засушенные лекарственные растения (ромашка, крапива, подорожник, душица),

2.Дидактическая игра "Узнай растение" 

Цель:  упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.

Материал: разные виды лекарственных растений (душица, пижма, подорожник, ромашка, чистотел), отдельные части лекарственных растений (стебель, корень, листья).

3. Дидактическое упражнение "Определи по запаху" (мята, душица и др.) - упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материал: засушенные лекарственные растения, зашитые в холщовые мешочки.

Ход:  дети подносят к носу по одному разные мешочки и по запаху, определяют, какое растение находится в мешочке.

4.«Цветок» (сопровождается плавной музыкой)

Цель: снятие мышечного, психоэмоционального напряжения, формирование способности выражать чувства и эмоции.

Ход. Педагог предлагает детям «превратиться» в семечко — теплый солнечный луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток.

5. «Встреча с растениями»

Цель: Формировать эмоциональное отношение к природе.

Материал: Картинки с изображением известных детям деревьев и цветов - на каждого ребенка.

Ход игры.

Воспитатель раздает детям картинки.

Воспитатель. Посмотрите внимательно на свою картинку. Вам знакомо это растение?  Ответы детей. Подумайте, что вы можете рассказать о нем. Педагог задает наводящие вопросы, помогает на них отвечать  дает образец рассказа.

6.Дидактическая игра «Назови растение с нужным звуком»

Цель:  развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры : воспитатель говорит: «Придумайте растения, названия которых есть звук «А», «К», ….. кто больше назовет, тот и выиграл.

7.Дидактическая игра «Садовник»

Цель: разучить названия цветов, развивать ловкость.

Ход игры: участники игры садятся в ряд. Каждый выбирает себе имя( название любого цветка). Считалочкой выбираются ведущий и садовник. Ведущий называет садовнику имена цветов, выбранных игроками. Садовник говорит: « Я садовником родился, не ни шутку рассердился, все цветы мне надоели кроме ….( называет любой цветок). Тот, кто назвался этим цветком, убегает. Садовник догоняет. Если догонит, то убегающий занимает его место.

8.Дидактическая игра «Отгадайте что за растение»

Цель: описать растение и узнать его по описанию.

Ход игры: воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

9.Дидактическая игра «Узнай чей листок»

Цель: учить узнавать растения по листу

Ход игры: воспитатель показывает разные листочки растений, дети должны узнать какое это растение и назвать его.

10.Дидактическая игра «Магазин «Лекарственные растения»

Цель: учить группировать растения по месту произрастания, описывать их внешний вид.

Ход игры: дети исполняют роль продавцов и покупателей. Чтобы купить , надо описать растение.

Экологический праздник "Юные натуралисты"

Подготовительная группа

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях, о том, какую пользу приносят они человеку.

Участники: две команды детей, болельщики - родители, жюри, ведущая - воспитатель.

Оборудование: элементы туристического снаряжения; аптечка; высушенные растения и их плоды; иллюстрации с изображением съедобных и лекарственных дикорастущих растений; оборудование для приготовления салата, чая, посуда для дегустации; спортивный инвентарь.

В.: Решили, в поход идем, но во время похода нужно выполнить несколько заданий бабушки - травницы.

Задание 1. Игра "Собери рюкзак".

В.: Представьте, что вы собираетесь в поход. Из предложенного материала вы должны отобрать вещи, которые вы возьмете с собой. Каждая команда собирает вещи для одного рюкзака.

Задание для капитанов. Капитаны команд вместе с жюри проверяют результаты и оценивают работу.

Задание 2. Решение проблемной ситуации:

В.: "В результате загадочных обстоятельств продукты питания и аптечка исчезли. Можно ли обойтись без продуктов питания? Если да, то каким образом? (Задание для одной команды.)

В.: Можно ли обойтись без аптечки. Если да, то какой выход вы предлагаете?

(Задание второй команде.)

Задание 3. Игра "Цепочка слов".

В.: Назовите (по очереди) названия съедобных видов дикорастущих растений. Выигрывает та команда, которая заканчивает цепочку.

Задание 4.

В.: Из предложенного материала (живые растения) отберите съедобные виды растений и разложите в соответствии с карточками - символами: салатника - травы, из которых готовят салат, чайника - травы, из которых заваривают чай.

Задание 5. Дидактическая игра "Узнай по запаху".

В.: В коробочках с отверстиями в крышках приготовлены растения. Предложить по запаху узнать растение и назвать его.

Привал. Игры - эстафеты: "Перевозка арбузов".

Задание 6. Игра "Собери растение".

В.: Каждой команде предлагается собрать одно или два растения из отдельно нарисованных частей.

Задание 7. Проблемная ситуация "Как оказать помощь?".

В.: Во время похода бывают разные ситуации: кто-то нечаянно поранился, кого-то ужалила пчела, у кого-то ушиб. А аптечки у нас нет. Отберите травы, которые можно использовать при порезах (листья крапивы и чистотела).

В.: Отберите травы, которые могут помочь при ушибах и укусах насекомых. (Измельченные листья подорожника).

Каждая команда выполняет свое задание.

Задание 8. Творческое задание "Нарисуй знак".

В.: Каждой команде придумать и нарисовать знак на одно из знакомых ядовитых растений.

Можно привлечь к помощи родителей.

Задание 9. Приготовление салата на основе листьев щавеля, одуванчика.

Игра “Аптека Айболита”

Дидактическая цель: закрепить знания и представления детей о лекарственных растениях (познакомить с ромашкой лекарственной, душицей обыкновенной и другими растениями); рассказать о том, какую пользу они приносят человеку; ознакомить с основными правилами сбора, сушки и хранения лекарственных растений.

Ход занятия

Занятие проводят в летнее время. Айболит приглашает детей пойти в лес (на луг, в цветник и др.), сообщает о том, что они будут собирать лекарственные растения. Задает ребятам вопросы о том, какую пользу они приносят. По просьбе Айболита дети называют и отыскивают знакомые лекарственные растения.

Айболит предлагает познакомиться с ценными лекарственными растениями — ромашкой лекарственной и душицей обыкновенной. Задает вопросы: «Какое соцветие у ромашки? Какой формы лепестки, листья? Имеет ли это растение запах? Чем отличается ромашка лекарственная от других видов ромашки? Знаете ли вы, для чего собирают ромашку? » Рассказывает, что из нее готовят настои, которыми лечат горло при ангине, промывают раны и др. Собирают ромашку, отрывая цветки. Нужно помнить о том, что в одном месте нельзя срывать много цветков, так как не останется семян и на следующий год ромашка не вырастет. Айболит показывает детям, как правильно собирать это растение, напоминает, что ромашку лекарственную собирают в июле—августе.

Затем он знакомит детей с душицей, из которой готовят ароматный чай. Его пьют при простуде, кашле, ангине. Собирают это лекарственное растение в июле—августе. Нельзя срывать весь кустик. Сушить траву нужно в темном, хорошо проветриваемом, сухом месте (без сквозняков).

В конце занятия доктор Айболит предлагает детям собрать несколько видов лекарственных растений и высушить их дома, а в детском саду организовать фитоуголок.

План-конспект занятия в подготовительной группе тема: "Лекарственные растения"

Цель занятия: закреплять знания детей о пользе лекарственных растений.

Задачи:

образовательная: расширять знания детей редких растениях;

развивающая: расширять кругозор, развивать связную речь, мышление;

воспитывающая: развивать бережное отношение к растениям.

Оборудование: иллюстрации Красной книги и лекарственных растений, дидактическая игра по теме, ножницы.

Предварительная работа: рассматривание с детьми лекарственных растений, беседа о их пользе.

Ход занятия:

-Ребята посмотрите кто к нам сегодня пришёли на занятие?

(ответы детей)

_Правильно педагоги нашего детского сада.

Здравствуйте мы скажем педагогам!

_ Ребята и наши гости мы знаем, что сейчас на улице холодно и можно простудиться, а чтобы этого избежать не обязательно идти в аптеку.

-Как вы уже догадались, мы сегодня поговорим о здоровье, как его сохранить, и как без таблеток излечить недуг.

-Послушайте небольшой рассказ. "Однажды одна девочка пошла в гости к бабушке. Идя по лугу, она собирала разные цветы. Она набрала большой букет, который хотела подарить своей бабушке, чтобы порадовать её. Но, увидев цветы, бабушка сказала: " Не все цветы в природе растут для букетов, если любишь собирать букеты, научись выращивать цветы сама"

-Ребята, а как вы оцениваете поступок девочки?

-Надо ли беречь природу?

Как вы считаете чем полезны растения?

-Правильно, самое главное чем полезны растения, это - кислород, который они выделяют. Но, к сожалению, иногда люди срывают редкие растения, занесённые в Красную книгу.

-А вы знаете, что такое красная книга? (показ книги на слайде)

- Красная книга, ребята, это документ, в который занесены растения и животные, находящиеся на грани исчезновения, которые необходимо оберегать. Также в ней находятся и редкие лекарственные растения.

-Ребята, а как вы думаете почему их так называют?

Дидактическая игра: "Собери растение". Теперь после того как каждый собрал своё лекарственное растение, назовите его и расскажите о нём.

(Дети рассказывают о лекарственных растениях)

Шиповник

Если слабость и сонливость, если бегать нету сил, пей шиповника отвар, в нём целебный витамин.

Рябина красная

Если ночью плохо спишь, часто голова болит, пейте сок рябины красной он вас быстро вылечит.

Календула

Семена как ноготки, жёлто-красные цветы от горла помогают, кто же их не знает. И т. д.

Ну и, конечно, нужно помнить, что лечение травами не всегда полезно. Иногда при неправильном употреблении могут появиться тяжёлые последствия.

Физкультминутка "Красные, голубые цветы"

Аппликация, с элементами рисования "Ромашка"

Дидактическая игра"Лишний цветок"

-Все ребята, молодцы, потрудились от души!

(Дети хором)

Растения мы знаем, бережём и охраняем, в книгу краную они, уж давно занесены.

Итог:

_Ребята о чём мы с вами сегодня говорили? и т. д.

-А теперь давайте вспомним чай с какими лекарственными растениями мы пьём дома и в детском саду и для чего?

(Ответы детей)

Лучше доктора любого лечит скуку и тоску, чашка вкусного, парного самоварного чайку!

- Мы приглашаем всех гостей отведать наш чай с лекарственными растениями, которые мы собирали вместе с ребятами: из мяты мелиссы, смородины.

Занятие окончено.

Тема: «Царство лекарственных растений»

Цель: Расширить знания детей о лекарственных растениях.

Задачи:

В области «Познания»: развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Формировать умение собирать лекарственные растения в определенные сроки и в определенных местах.

В области «Коммуникации»: закрепить названия лекарственных растений , побольше рассказать о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку.

В области «Социализации»: формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

В области «Художественного творчества»: учить детей рисовать цветными карандашами лекарственные растения, правильно располагать на листе бумаги, передавать в рисунке всю яркость и образность растений.

Активизация словаря: лекарственные растения, крапива, одуванчик, ромашка, подорожник, тысячелистник, бессмертник, валериана.

Оборудование и материалы: иллюстрации лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, бессмертник, валериана, ромашка, альбомный лист, карандаши.

Предварительная работа: беседа о лугах и опушках леса, наблюдение за травами на лугу, чтение стихов о травах и лекарственных растениях, сбор некоторых трав, прогулка с родителями  на лесной опушке.

Ход занятия:

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в царство растений, а каких растений - вы узнаете, отгадав загадки и послушав стихи:

Ах, не трогай меня, обожгу и без огня. (крапива)

Красиво выглядит крапива, а поступает некрасиво:

Чем к ней нежнее прикасаются, тем хитрая сильней кусается. (крапива)

Следующую загадку послушайте:

Рос шар бел, дунул ветер – шар улетел. (одуванчик)

Одуванчик золотой

Был красивый молодой,

Не боялся никого, Даже ветра самого

Одуванчик золотой

Постарел и тал седой

И как только поседел

Вместе с ветром улетел.

-И еще одна загадка:

Нарядные платьица, желтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одежке,

Если случится тебе простудиться:

Привяжется кашель, поднимется жар –

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

-И что же это за чудесный цветок? (ромашка)

-Ребята, а как называются все эти растения?

-Почему они так называются?

-Ребята, издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными настоями и бальзамами, пили чай из разных трав.

-Давайте и мы побольше узнаем о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку?

-Посмотрите на это растение. Его можно встретить на лугах и лесных опушках.

-Называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья, теперь понятно почему оно так называется?

-Да, каждый лист состоит из множества крохотных листочков с ажурными краями. Тысячелистник – лекарственное растение. Издавна его использовали для остановки кровотечений и для улучшения аппетита.

- Ребята, чем хорошо лечить разбитые колени?

-Правильно, это подорожник.

-Почему это растение так называется?

Да, ребята, мы иногда топчем его, но оно плотнее прижимается к земле, листья его упругие, с прочными жилками. Вот и не боится подорожник  вытаптывания.

-Вы знаете, как пользоваться подорожником?

-Лист подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране.

-Ребята, а о каком растении говорят, что оно жжется?

-Правильно, это крапива. Листья крапивы богаты разными полезными солями и из нее готовят борщи и салаты. Растолоченные листья крапивы очищают раны, останавливают кровь. Крапива хорошо укрепляет волосы.

-А вот и еще одно лекарственное растение.

-Как оно называется? (ромашка).

-Если заболит горло, то лучший доктор – отвар ромашки.

-А теперь посмотрите на это растение. Кто знает как оно называется?

-Это бессмертник. С давних пор растение это используют в лекарственных целях.

-Из него изготавливали «грудной чай», лечили больную печень. Порошком бессмертника присыпали долго незаживающие раны.

-Ребята, все эти растения можно встретить в нашем краю.

-А теперь давайте поиграем в игру «Какого растения не стало?»

А теперь я вам предлагаю на своих местах нарисовать лекарственные растения. Кто-то нарисует ромашку лекарственную, а кто-то одуванчик, не забывайте и о бессмертнике с крапивой и подорожником. Приступаем к работе. ( Если будут затруднения, воспитатель помогает ) В конце занятия мы рассмотрим с вами нашу лекарственную аптеку.

-Вот и закончилось наше путешествие в царство лекарственных растений.

-С какими же растениями мы сегодня познакомились? (ответы детей)

«Цветок» (сопровождается плавной музыкой)

Цель: снятие мышечного, психоэмоционального напряжения, формирование способности выражать чувства и эмоции.

Ход. Педагог предлагает детям «превратиться» в семечко — теплый солнечный луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток.

 «Встреча с растениями»

Цель: Формировать эмоциональное отношение к природе.

Материал: Картинки с изображением известных детям деревьев и цветов - на каждого

ребенка.

Ход игры.

Воспитатель раздает детям картинки.

Воспитатель. Посмотрите внимательно на свою картинку. Вам знакомо это растение?  Ответы детей. Подумайте, что вы можете рассказать о нем. Педагог задает наводящие вопросы, помогает на них отвечать  дает образец рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Картотека подвижных игр на тему "Лекарственные растения" в рамках проекта "Лекарственные растения"

Через подвижные игры можно закреплять с детьми знания о лекарственных и полезных для человека растениях...

Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»

Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»в подготовительной к школе группеЦели:1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.2....

Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...