Календарный план работы по разделу «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» для детей с ЗПР подготовительной группы.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Варданян Евгения Фрунзиковна

Календарный  план составлен  на учебный год по лексическим темам, указаны источники занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Сад. Фрукты. Хочу быть здоровым Цвет предметов

(ст.34;39,30)

 Закрепить и уточнить представления детей о фруктах, учить составлять загадки-описания фруктов, закрепить понятие «фрукты».

Сад,  фрукты,  дерево,ветка, ствол, плод, корзина, куст, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин,

длинный, вкусный, сладкий, кислый, собирать, срывать, вверху, внизу, далеко,  близко  

 Игра «Какой, какая, какое, какие?»

Игра «Четвертый лишний»

Поздняя осень. Подготовка птиц к отлету. Цвет предметов

(ст.48;52;37)

 Продолжать наблюдения за дальнейшим уменьшением продолжительности дня, листопадом; заморозками; закреплять названия осенних месяцев; знания об изменениях в жизни домашних животных

сентябрь — октябрь — ноябрь

Осень, дождь, туман,   туча, ветер, короче, желтеть, краснеть, похолодание, дожди, первые заморозки, изменение окраски листьев

Игра «Повтори, не ошибись»

Игра  «Найди два одинаковых листочка»

Ягоды. Продукты питания. . Цвет предметов 

(ст.42;44;55)

 

 Расширить и уточнить знания детей о растениях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жизни растений осенью, закреплять знания о желтом, зеленом, красном цветах в природе.

Лес,  дерево,   куст,  дорожка, тропинка

корзина

лукошко, опушка,   полянка, боровик, подберезовик,    лисичка, подосиновик, сыроежка, черника, клюква,   красный, желтый, зеленый,    синий,    круглый, собирать.

 Игра «Четвертый лишний»

Игра 303ekc4w4gp6qhjp4

«Воздушные шары»

 Ноябрь

Домашние животные Цвет предметов

(ст.72; 74)

 

     Закреплять знания детей о внешнем виде домашних животных, их повадках, пище, пользе, приносимой людям. Забота человека о домашних животных; о детенышах домашних животных; учить образовывать прилагательные от существительных

Двор, сарай, животное, детеныш,     корова,    лошадь, коза, свинья, овца, баран, кролик, кошка, собака, котенок, щенок,    теленок,    козленок, поросенок, рога, хвост, пятачок, ухо, шерсть, ,   поить, приносить, ухаживать,   кормитьмыть,  лаять, чистить,   убирать,  давать, пушистый, мычатьмяукать, хрюкать,   домашний  

Игра

«Найди пару»

Игра «Слова действия»

 

Дикие животные и их детёныши

(ст.77;83)

 Закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах; упражнять в узнавании и назывании диких животных и их детенышей; учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными.

Животное, лес,  нора, дупло, берлога, волк, лиса, лисенок, хвост,

заяц, зайчонок, медведь, медвежонок, белка, лось, голова, уши, лапа, ходить, прыгать, бегать, рычать, большой,   маленький

 Игра с мячом «Кто у кого?»30j3di4wa4mrx6wh4

 30j3di4wa4mrx6wh4

Игра «Прочитай историю»

Одежда. Головные уборы. Знаешь ли ты цвета.

(ст.98;100)

Учить называть предметы верхней одежды, формировать представление о видах одежды в соответствии со временем года.  

Платье, сарафан, кофта, шорты, брюки, футболка, рубашка, куртка, пальто, шапка, шарф, колготки, носки, воротник, рукав, карман, удобный, теплый, легкий, высокий, низкий, широкий, надевать, одевать, носить, завязывать

 Игра «Ткачи»

  Игра «Зажги фонарик»

Игра «Найди снеговика по описанию»

 Обувь Цвет предметов

(ст.67;118)

 Закреплять знания детей об обуви (названия, детали, обобщенное название обуви в зависимости от времени года, материалы, из которых изготовлена обувь, уход за обувью); упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных

Обувь, тапки, туфли, босоножки, ботинки, кроссовки, сапоги, красный, желтый, синий, зеленый, розовый, оранжевый, удобный, теплый, легкий, высокий, низкий, широкий, узкий, длинный, короткий, носить, надевать, обувать, ходить, бегать, прыгать,

 Игра «Отгадай по описанию»

Игра с мячом «Магазин»

Декабрь

Зима. Поможем зимующим птицам

(ст.121;103;105)

 

 Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы. Расширить представления о зимующих птицах, об условиях жизни птиц.

Зима, птица, снег, лед, мороз, метель, вьюга, снежинка, сугроб, каток, кормушка, зерно, дуть, встречать, кормить, насыпать, завывать, сзади, засыпать, покрывать, замерзать, помогать,  белый,    голубой, снежный, вверху, внизу

«Запомни названия и выложи картинки в таком же порядке»

 Мебель. Цвет, форма и величина предметов.

(ст.62;64)

 Закреплять знания о названиях и назначении мебели, ее частей учить образовывать относительные прилагательные.

 Мебель, шкаф, кровать, диван, кресло, стол, стул, комод, полка, стенка, дверца, ручка, утро, сиденье, спинка, ножка, сутки, день, вечер, большой, маленький, сидеть, деревянный лежать, вешать, ставить, хранить.

Игра «Где что стоит?»

Игра   «Что изменилось?»

Посуда. Мамины помощники.  Цвет предметов.

(ст.57, 59)

Закрепить название и назначение отдельных предметов посуды, учить детей сравнивать столовую и кухонную посуду.  

Кухня, посуда, кастрюля, миска, сковорода, чайник, тарелка, стакан, чашка, блюдце, ложка, вилка, нож, стеклянный, пить металлический, красный, фарфоровый, желтый, есть,, синий, зеленый ставить, хранить, варить, жарить, готовить

 Игра «подбери крышку к кастрюле» (по цвету).

Зимние забавы детей.  Новогоднее путешествие.  

(ст.88;89)

Расширить представления о зимних явлениях в природе, о зимних видах спорта. Закрепить понятие «спортивная одежда». Закрепить представление о Новом годе.

Зима, птица, снег, лед, мороз, метель, вьюга, снежинка, сугроб, каток, кормушка, зерно, дуть, встречать, кормить, насыпать, сзади, засыпать

покрывать, замерзать, помогать,  белый,    голубой, снежный

Игра « Что из чего сделано?»

Игра

«Назови лишнюю забаву»

Январь

 Транспорт грузовой и пассажирский. Ребёнок и дорога

(ст.92;95)

 

 Сформировать представление о транспорте, о профессиях людей, работающих водном транспорте

 Транспорт, улица, движение, автобус, трамвай, метро, машина, самолет, корабль, колесо, кузов, кабина, крыло, ехать, плыть, лететь, везти, большой

Игра      « Что изменилось? »

Игра с мячом

«Назови профессию»

 Профессии. Растём трудолюбивыми

(ст.64;66)

Сформировать представление о профессиях людей, работающих в  стройке. Закреплять знания детей об общественных зданиях; правилах поведения в общественных местах.

   Воспитательница, учительница, строитель, водитель, дворник, садовник, сапожник, художник, печник, пограничник, огородник, повар, столяр, тренер, слесарь, учить, писать, считать, читать, строить, красить, водить, чинить, убирать, подметать, шить

 Игра      « Кто Что делает.»

Игра      « Кому что нужно для работы »

 Труд на селе зимой. Машины, облегчающие труд людей (ст. 123)

Сформировать представление о транспорте, о профессиях людей, работающих водном транспорте

маленький, огромный, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, белый, серый, много, мало, вчера, сегодня, завтра

 Подбери по цвету (соотнесение). «Предметы и контуры»

Февраль

 Бытовые приборы.  Наш дом.

(ст.50; 152)

 Закреплять знания детей о названиях и назначениях бытовых приборов; о правилах безопасности при пользовании бытовыми приборами. Закрепить знания о частях дома (подъезд, лестница, лифт, квартира), назначении комнат в квартире.  

Утюг, пылесос, елевизор, плита, холодильник, стиральная машина, опасность, аккуратно, труд, трудитсья.

 Игра « 1-3-5»

Игра «Четвертый лишний»

Животные весной.  Животные жарких стран.

(ст.139; (Нищева)

 

 

Рассмотреть с детьми на прогулке насекомых, птиц.

  Закреплять знания детей о животных жарких стран.

 бегемот, рог, зебра, тигр, верблюд, обезьяна,  слон, жираф, крокодил, кенгуру, пантера, антилопа, лев, кенгурёнок, львёнок, верблюжонок, слонёнок, детёныш

«Запомни названия и выложи картинки в таком же порядке»

Игра «Четвертый лишний»

Комнатные растения.

(ст.167)

 

 Расширить и уточнить знания детей о растениях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жизни растений осенью, закреплять знания о желтом, зеленом, красном цветах в природе.

Растение,     кактус,  лейка герань,  горшок,   поддон, стебель, лист, цветок, насыпать, рыхлить, поливать, ухаживать,    наш, расти,     цвести, комнатный, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе

  «Запомни и повтори ряд слов».

Игра

« Пересадим комнатное растение»

Обитатели водоёмов  

 (ст.163)

    Рассмотреть с детьми аквариум и его обитателей, рассмотреть картинки с изображением различных рыб, провести беседу о среде их обитания.

Рыбка,     меченосец,     хвост,    плавник,    аквариум, вода,  водоросли,     камень, песок,   большой,   маленький, красный, золотой, разноцветный, вверху, внизу  в центре, в, на, у

 Игра « Сложи две рыбки»

Март

 

Мамы всякие нужны, мамы всякие важны

(ст. 128, 129)

 

Сформировать представления о празднике «8 марта». Сформировать умение согласовывать существительные в косвенных падежах, в роде, в настоящем и прошедшем времени.

Весна солнце подснежник,птица

звенеть, тепло, тетя, солнечный,  букет сестра, праздник, подарок, рисунок, поделка, мимоза, тюльпан,

 Игра с мячом

« Какая?»

Весна.

(ст. 128, 131)

Закрепить представление о признаках весны. Расширить представления о весне,  о перелетных птицах, познакомить с их жизнью (гнездование, выведение птенцов).

Весна, год, зима, солнце, капель, ручей, проталина, подснежник,птица,звенеть, тепло, появляться, , мало, чирикать, теплый, тетя, солнечный, холодно

Игра с мячом

« Какой?»

Игра

« Повтори не ошибись»

 

Наша Родина — Россия .Москва — столица России 

 

(ст.150)

 Сформировать представление о стране, в котором мы живём;о Москве, как о главном городе нашей страны

 Город, столица,  улица,  площадь,  река, мост, красивый, прекрасный, северный,    строить,   стоять, жить, любить, больше, меньше, одинаково

Игра

« Повтори не ошибись»  

Наш город. Мой дом.

 

(ст.152)

 

 Сформировать представление о стране, в котором мы живём;о Москве, как о главном городе нашей страны.

Город, столица,  улица,  площадь,  река, мост, красивый, прекрасный, северный,    строить,   стоять, жить, любить

«Выделение лишнего», «Что вчера, что сегодня?».

Апрель

 Моя семья.

(ст.142)

 Закрепить знания о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, домашний адрес, состав семьи).

Мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, любить, кормить, купать, обувать, одевать, расти, красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, круглый

 Игра « Кто какой»

Игра  

«Назови  членов своей семьи  »

 Перелетные птицы. Форма предметов.            

(ст.134, 137)

 

Сформировать умение выделять признаки: цвет, форма, величина. Закрепить понятия: вверху, внизу, слева, справа, в середине. Расширить представления о весне,  о перелетных птицах, познакомить с их жизнью (гнездование, выведение птенцов).

 Скворец, ласточка, грач, журавль, соловей, кукушка,окраска,перев, гнездо, птица,звенеть, тепло, появляться, , мало, чирикать, теплый, солнечный, мокрый.    

 Игра «Чье гнездо?»

 Правила дорожного движения

(ст. 154)

 Закреплять знания детей о нзваниях зданий на улице, поезжей част, тротуаре, обочине, перекреске; правилах поведения на улице, правилах перехода улицы, сигналахсветофора.

Улица,      дорога,      тротуар, переход,  перекресток, светофор, пешеход, машина, автобус, троллейбус, такси, милиционер,   водить,   возить,  ходить, стоять, соблюдать, красный, желтый, зеленый,

 Игра

« Повтори не ошибись»  

Домашние  птицы. Цвет предметов

(ст. 67, 68)

  Закреплять знания детей о внешнем виде домашних птиц; о том где они живут, чем питаются, какую пользу приносят человеку; о том, как человек заботится о них; упражнять в узнавании и названии домашних птенцов.

Птица, петух, курица, цыпленок,  цыплята,  утка,  утенок,утята,   гусь,   гусята,   индюк, индюшата, корм, зерно, кормить,     ухаживать,     плавать, пасти, клевать, ловить, разгребать, пруд, кормушка, домашний, пушистый

Игра

« Чей, чья?»  

Игра с мячом

«У птенца папа и мама »  

Май

День Победы. Цвет, форма , величина предметов.  

(ст. 156, 158)

 

 Обобщить знания о «Дне Победы». Развивать у детей развивать мышление и память, фонематические процессы.Провести  беседу о том, за какие заслуги получают герои эти награды; рассмотреть картинки и репродукции о войне. 

Награды (ордена и медали), подвиги, герои, Великая Отечественная война, торжественный парад, памятники, Вечный огонь, возлагать цветы).

 Игра

« Повтори не ошибись»  

Насекомые . Маленький, да удаленький

 (ст. 147)

  Сформировать представление о насекомых (бабочка, жук, комар, пчела, кузнечик, муха), о пользе и вреде насекомых для людей и растений. Познакомить с их внешним строением, названиями отдельных частей.

Насекомое,   жук,   бабочка, пчела, шмель, муравей, крыло, глаз, летать, день жужжать, порхать, , вечер, большой, маленький, утро, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди,  посредине

Игра

« Угадай»  

Игра

«Найди лишнюю картинку»  

Цветы луга, сада. Повторение пройденных тем 

(ст. 144)

Обобщать материал по теме: «Цветы сада»; упражнять в составлении рассказа по плану; активизировать предметный словарь; упражнять в согласовании существительных с числительными;   воспитывать бережное отношение к природе.

 Лето, солнце, небо, трава, цветок, дерево, лист, одуванчик, ромашка,  колокольчик,  клевер, лютик, красный, желтый, синий, зеленый, белый, голубой, розовый, душистый, красивый

 Игра

«Угадай цветок»  

Игра

«Вспомни цвета»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи у детей с ЗПР среднего дошкольного возраста "В лес за грибами"

познакомить детей с грибами (подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, белый гриб, мухомор), учить различать съедобные и ядовитые грибы, познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибо...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме «Одежда».

Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель занятия - уточнение и расширение словаря по теме ...

Конспект НОД по Ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей подготовительной группы с ЗПР

Конспект НОД для детей подготовительной группы с ЗПР "Путешествие по городу Профессий"...

Конспект НОД по Ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей подготовительной группы с ЗПР

Конспект НОД "Путешествуем  по временам года" поможет обобщить и закрепить знания детей, умение ориентироваться во временных  понятиях, повторить характерные признаки времен года....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей 5-6 лет с задержкой психического развития "Фрукты"

Конспект занятия  по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (для детей 5-6 лет с ЗПР)...