Мы - друзья природы!
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Мешалкина Антонина Васильевна

 

           Мы - друзья природы!

     Программное содержание: Развивать представление детей о разнообразных дарах, которые дает лес человеку. Рассказать о том, что среди грибов есть не только съедобные, но и ядовитые. Дать элементарные представления о полезной деятельности муравьев и о том, какой вред лесу причиняют те, кто разоряет их гнезда. Воспитывать бережное и доброе отношение к природе и ко всему, что растет и цветет в лесу. Прививать культуру поведения в природе. Учить оценивать свои поступки и поступки окружающих. Учить детей  не причинять вреда полезным видам насекомых, а также всему живущему на Земле. Научить любоваться цветущими растениями, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы, украшающие наши города и поселки.

                                      Ход занятия.

     Ритуал: Возьмемся за руки, представим, что мы теплые солнечные лучики и назовем друг друга ласково.

     Ведущий: Ребята, отгадайте загадку:

                                         Ни начала, ни конца,

                                         Ни затылка, ни лица,

                                         Но знают все: и млад, и стар,

                                         Что она огромный шар!     (Земля).

     Ведущий: Правильно, дети. А пословицы о нашей Земле- матушке вы знаете? (Дети говорят пословицы).

     В народе говорят: «Никого не родила, а все матушкой зовут».

     «Кто землю лелеет, того и земля жалеет».

     «Земля заботу любит»

     «Без хозяина земля круглая сирота».

     «Родная земля и в горсти мила».

     Ведущий: Земля наша милая, добрая мать,

                      Так ласковее будет звучать. И вернее,

                      Ведь все, что мы любим,

                      Все- создано ею-

                      И горы, и реки, и лес, и цветы,

                      И осень, и лето, и дождик и ты!

     Много на нашей Земле разных чудес: и высокие горы, и ледяные моря, и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо- это лес! Войдешь в прохладную зеленую чащу и сколько же всего увидишь: листья зашелестели, птицы поют, кто- то в траве шуршит. Сколько же в лесу всяких тайн! У каждой птицы и зверя свои повадки- и у больших и у маленьких. Ребята, вы хотите побывать в лесу? Тогда отправляемся…

     Входит Незнайка (в руке магнитофон, звучит громкая музыка):

Ребята, а куда вы собрались? Возьмите меня с собой. Мне так скучно одному, а в лесу мы в мяч поиграем, и магнитофон у меня есть- музыку послушаем.

     Ведущий: Незнайка, да ты совсем не знаешь, как вести себя в лесу. А вот наши дети знают. ( Показывает карточки «Напоминающие знаки»- дети говорят, что они обозначают).

     Незнайка: Я все понял. И мяч, и магнитофон я оставлю здесь. Мне так интересно узнать, что же такое лес?

     Ведущий: Итак, отправляемся. (Дети берутся за руки и шагают змейкой, напевая песню «Вместе весело шагать»).

     Вот мы оказались в удивительном и загадочном лесу! Давайте поздороваемся:

                                «Здравствуй, лес, волшебный лес,

                                  Полной сказок и чудес»!

     А вот и замечательная полянка, давайте сядем, отдохнем, полюбуемся красотой природы и послушаем пение птиц (Звучит запись «Голоса птиц»).

     Незнайка: Сколько здесь цветов, давайте собирать букеты!

     Ребенок: Если я сорву цветок,

                     Если ты сорвешь цветок,

                     Если все, и я, и ты-

                     Если мы сорвем цветы…

                     То окажутся пустыми

                     И деревья, и кусты,

                     И не будет красоты,

                     И не будет доброты…

     Ребенок: Дерево, трава, цветок и птица

                     Не всегда умеют защититься.

                     Если будут уничтожены они,

                     На Планете мы останемся одни!       (С.Савинова).

     Незнайка: Я все понял, ребятки, давайте мы оставим эту красоту. Ведь в лесу много ягод, орехов, грибов и никто не запрещает их рвать.

Игра «Мы шли, шли, шли…»

«Мы шли, шли,шли

И орешки нашли,                                   (Имитация: Дети срывают

Стали их срывать:                                 орехи и складывают в

И раз, и два, и три, и четыре и пять,    корзинку).

И пошли гулять опять».

 

 

«Мы щли, щли, щли

И малинку нашли…»

 

«Мы шли, шли, шли

И грибочки нашли…»

     Ох, устали, давайте поставим свои корзиночки. Ребята, а это мухомор, его есть нельзя, он ядовитый, сейчас я его растопчу! (Пытается наступить на гриб).

     Ведущий или ребенок: А ты знаешь, Незнайка, что многие животные, в том числе лоси лечатся ядовитыми грибами, поэтому не стоит их уничтожать. А мы отправляемся дальше.

     Незнайка в это время пытается поймать бабочку сачком.

-Какая красивая бабочка , я сейчас её поймаю, мы её посадим в баночку, возьмем в группу и будем любоваться ею.

     Ведущий: Постой, Незнайка! Да, бабочки необыкновенно изящные и красивые. Из- за их красоты люди ловят бабочек и они мучительно умирают, теряя свою привлекательность. Давайте мы лучше поиграем, превратимся в бабочек.

                              « Утром бабочка проснулась,

                                  Улыбнулась, потянулась.

                                  Раз – росой умылась,

                                  Два- изящно покружилась,

                                   Принагнулась и присела,

                                 А четыре- улетела.»

Ну что ж, а мы отправляемся дальше (идут змейкой, напевая песню «Вместе весело шагать…»)

Незнайка: Ой, смотрите, муравейник. Эти муравьи так сильно кусаются. Дайте- ка мне палочку я разорю этот муравейник.

     Ведущий: Муравьев называют неутомимыми тружениками. Они верные помошники человеку, т.к. приносят большую пользу, во множестве истребляя различных насекомых, преимущественно вредных. Там, где нет муравейников, можно встретить деревья, оголенные разными листогрызущими насекомыми.

Незнайка: Ребята, вы так много всего знаете. А я совсем запутался… Помогите мне разобраться в некоторых ситуациях, дайте мне правильные советы.

                                Экологические ситуации.

    1. Рома и Кирилл нашли в кустах маленького птенчика, который выпал из гнезда.

     -Давай возьмем его домой, - сказал Кирилл,- пусть живет у нас.

     -Нет,- ответил Рома.- Нужно залезть на дерево и посадить его в гнездо.

                                       Кто из детей прав?

(Никто. Птенца нельзя брать в руки, иначе его мать больше к нему не приблизится и птенец умрет.)

    2. Когда Сережа гулял с папой в лесу, то они развели костер и пекли картошку.Потом папа залил костер водой из ручья, а банки и пакеты закопал в землю. Чтобы вы сказали папе?

(Кострище не зарастет 7-10 лет, пакеты пролежат в земле 90 лет, а банки так и останутся. Весь мусор из леса нужно уносить с собой.)

     3.Гуляя по лесу с бабушкой, Вова и Полина увидели муравейник.

     -Давай посмотрим, что там внутри,- сказал Вова.

     -Давай,- сказала Полина.

     Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Подошла бабушка. Дети говорят:

     -Бабушка, а мы смотрим, как муравьи живут.

Как вы думаете, бабушка должна похвалить детей, за то, что они такие любознательные или сказать им что-то другое?

(Нельзя разорять муравейники. Муравьи приносят пользу. Они очищают лес. Уничтожают вредных насекомых.)

Незнайка: Спасибо, ребятки вы мне очень помогли. А сейчас я хочу загадать вам загадки.

                                       Мчится без оглядки

                                     Лишь сверкают пятки.

                                      Мчится, что есть духу

                                      Хвост короче уха.

                                      Живо угадай- ка

                                       Кто же это?                       (Зайка)

 

                                 Кто по веткам ловко скачет

                                 И взлетает на дубы?

                                 Кто в дупле орешки прячет,

                                 Сушит на зиму грибы?              (Белочка)

 

                                   У неё четыре крыла,

                                   Тело тонкое, словно стрела,

                                      И большие, большие глаза

                                      Называют её…             (Стрекоза)

 

                                     У какого дерева

                                     На упругих ветках,

                                     Появились осенью

                                     Колобки в беретках?          (У дуба)

Молодцы ребята, а теперь давайте поиграем.

                                      Звериная зарядка.

 

Раз- присядка,

Два-  прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся

(кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться,

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнуть,

И легонечко подпрыгнуть.

Ну, а мишка косолапый

Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте.

А кому зарядке мало-

Начинают все сначала.

Незнайка: (Хнычет). Я так устал и ногу растер, дайте мне какую- нибудь таблетку…

     Ярослав: Не нужна тебе никакая таблетка, а нужен всего лишь лист подорожника, приложи его к ранке и все пройдет (подает Незнайке лист подорожника).

     Аня К: Много трав растет полезных

                  На земле страны родной.

                  Могут справиться с болезнью

                 Мята, пижма, зверобой.

Ведущий: Ребята, а какие еще лекарственные растения вы знаете? (Показывает папку «Лекарственные растения») Очень важно правильно собирать лекарственные растения. К сожалению, человек очень часто бездумно относится к растениям и животным, уничтожая их.

     -Каждый день на земле исчезает один вид животного навсегда!

     -Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растения!

     -В одну минуту на земле вырубается несколько гектаров тропических лесов. Это очень много, ребята! А сколько пыли, копоти, различных химических веществ попадает в воду, в воздух, в почву?

(Показывает Красную книгу).

     В каждой стране есть Красная книга,в эту книгу заносят тех птиц, животных, насекомых, растений, которых на нашей планете Земля, осталось очень мало и их нужно охранять.

     Андрюша: Богаты мы, но считанные птицы

     Над считанными рощами летят.

     Дрожит камыш на считанных озерах…

     Неужто внуки лишь по Красной книге

     Узнают, как богаты были мы!

                                                                        (Р. Рождественский)

Незнайка: Вот и подошло наше путешествие к концу. Что же такое лес?

Дети: Лес- наше богатство!

Лес- дом зверей и птиц!

Лес- кладовая, отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы!

Лес- зеленый наряд нашей планеты!

Ну что ж, отправляемся домой! (Идут змейкой напевая песню).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;формировать пер...

Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»

Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Мы – друзья природы»

Цель: Систематизировать представления детей о многообразии природы.Задачи:1)       Выявить знания о птицах,  животных, деревьях;2)...

Занятие по ознакомлению с миром природы "Мы друзья природы"

Занятие по ознакомлению с миром природы...

Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;форми...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе №9 на тему: «Мы друзья природы природы»

Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.Программное содержание:Образовательные:- продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и жи...

Сценарий мероприятия "Мы друзья природы" раздел Безопасность в природе

Предлагается конспект сценария мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Мы друзья природы"....