Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Образовательная область: познавательное развитие

Вид деятельности: непосредственно – образовательная

Возрастная группа: старшая  группа

Тема: "Путешествие по экологической тропе"

Цель: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

Программные  задачи:  Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, растет трава, зеленеют кустарники). Обогащать словарь путем введения в речь детей слов: почки, кора, липкие, пахучие, душистые, клейкие. Развивать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы. Воспитывать любовь к природе родного края. Учить правильно вести себя в природе: бережно относиться к растениям, ухаживать за ними.

Методы и приемы: наблюдение, беседа, сопровождающая наблюдение, чтение художественной литературы, игровая обучающая ситуация, дидактическая игра.

Словарная работа: нежно-зеленые, почки, кора, липкие, пахучие, клейкие, душистые, зубчатые

Материал: письмо в конверте.

Предварительная работа: наблюдения на занятиях и прогулках, беседа, чтение художественной литературы (рассказ В. Бианки «Лесные домики»), рассматривание изображений весенних деревьев, дидактические игры.

Ход:

Выхожу с детьми на улицу. Дети замечают на одном из деревьев конверт.

В.: Ребята, посмотрите, что это висит на дереве?

Д.: Это конверт.

В.: А как вы думаете, как он здесь оказался?

Д.: Его, наверное, принесли птицы из теплых стран.

В.: Посмотрите какой он необычный. Как вы думаете, от кого он может быть?  (Дети  высказывают свои предположения.)

В.: Сейчас мы посмотрим. Это письмо от Старичка-Лесовичка. Давайте прочтем, что он пишет нам.

      Ребята, он пишет, что в его лесу происходит что-то странное, но он не знает что. Он пошел к волшебнице, а она сказала, что если он отгадает загадку, то узнает, почему изменился лес. Но Ст.-Лесовичок не может отгадать эту загадку и просит нас о помощи. Давайте поможем ему.

В.: Я раскрываю почки,

      В зеленые листочки.

      Деревья одеваю,

      Посевы поливаю.

      Движения полна,

      Зовут меня…?       (Весна)

В.: Так почему изменился лес?

Дети: Потому что пришла весна.

В.: Ребята, а что изменилось в лесу?

Дети: Растаял снег, на деревьях появились листочки, появилась первая травка, небо стало выше, солнце светит ярче, греет теплее.

В.: Ребята, а изменения в природе произошли только в лесу нашего друга?

(Нет.)

В.: Правильно, изменения произошли и на нашем участке, и чтобы узнать какие мы совершим с вами небольшое путешествие по участку. А вот и первая наша остановка. Но чтобы узнать,  как она называется, нужно угадать о каком дереве идет речь.

Это дерево невысокое, стройное, на его веточках осенью висят красные ягодки, которые зимой клюют птицы. А сейчас на нем уже есть первые листочки.  Как называется это дерево?

Дети: Это боярышник.

 В.: Следующая остановка называется «Каштан». А почему?

Дети: Потому что это дерево – каштан.

В.: Правильно, ребята. Сейчас Аня расскажет нам о каштане. (рассказ ребенка)

В.: Попробуйте почки каштана. Какие они? (Липкие, клейкие.)

А сейчас послушайте легенду о каштане.  (Рассказываю легенду.)

 

Следующая остановка называется так же как это дерево.  Как оно называется?

Дети: Орех.

В.: Сейчас нам Сережа расскажет об орехе.  (рассказ ребенка)

В.: Ребята, а эта остановка необычная. Она называется «Растение Красной книги». Что это за растение?

Дети:  Это самшит.

В.: Самшит- это вечнозеленое растение. Оно может быть высоким до 15-20 метров, а ствол до 1 метра. А в районе г. Сочи есть большая тисосамшитовая роща. Это растение исчезает и поэтому занесено в Красную книгу. Его нужно беречь и  охранять.

А название последней остановки зашифровано.

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(Береза.)

 Ребята, расскажите, что вы знаете о березе.  (Ответы детей)

 

А теперь давайте поиграем в игру «Козы, кыш от березы»

У красы березки                                        Девочка –«березка» качает

Платье серебрится.                                    зелеными веточками над головой.

У красы березки

Зелены косицы.

 

Со двора к березке                                   2-3 козленка прыгают вокруг

Выскочили козы,                                       «березки», пытаются достать

Стали гнуть березку,                                  зеленые веточки.

А березка в слезы.                                      «Березка» закрывает лицо руками.

Защитить березку                                                  Дети бегут по кругу.

Мы бежим гурьбою,

Чтоб краса-березка

Выросла большою.

 

В.: Ребята, а для чего нужны деревья человеку?

Дети:  В лесу человек отдыхает, укрепляет свое здоровье, наслаждается красотой природы. Там где много деревьев воздух всегда чистый и свежий.

В.: Правильно, значит, мы должны охранять природу. Как вы думаете, а что мы можем для этого сделать?

Дети: Надо охранять деревья и ухаживать  за ними. Не жечь костры, не бросать мусор, не кричать в лесу, не пугать птиц, не рубить и не ломать деревья.

В.: Молодцы, ребята. Мы будем ухаживать за деревьями на нашем участке, к ним будут прилетать птицы, а крона и листья будут укрывать нас в жару от солнца. Вам понравилась прогулка?

Когда мы придем в группу, нарисуем наш весенний участок.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной деятельности «Коммуникация» с использованием ИКТ. Тема: "Навстречу Олимпиаде".

Тема: «Навстречу Олимпиаде». Цель: расширение представлений об окружающей действительности через ознакомление детей с зимними Олимпийскими видами спорта. Задачи: Образовательные: -Обогащение и уточнен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познание» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности по теме «Суда»

Конспект непосредственно образовательнойдеятельности  в старшей группеОбразовательная область: «Познание»(развитие познавательно-исследовательской ипродуктивной (конструктивной) деятельностипо ...

План непосредственно – образовательной деятельности для старшей группы Образовательная область «Художественное творчество» Продуктивная деятельность. Рисование восковыми мелками. Разработан в соотв. с тематической неделей "День Защитника Отечества"

Продолжать знакомить детей с праздником защитника Отечества. Учить рисовать военный транспорт – танк. Развивать умение вписывать композицию в лист, закрашивать рисунок восковыми мелками. Развива...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават

План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе  по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...

Конспект Итоговой непосредственной образовательной деятельности в старшей группе деятельности по образовательной области «Речевое развитие» , по образовательной области «Познавательное развитие»

Итоговой непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (раздел развитие речи), по образовательной области «Познавательное развитие»...

"Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему "Цветик - разноцветик".

quot;Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему &qu...