Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» для детей средней группы «Посуда рассказывает о своем рождении» (игра – путешествие)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Возняк Ольга Александровна

Данный конспект поможет вам в доступной и игровой форме познакомить детей с историей создания посуды, с процессом ее преобразования человеком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_-_puteshestvie_posuda.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная Некоммерческая Организация

Дошкольного Образования

 «Планета детства «Лада»

детский сад  № 97 «Хрусталик»

Самарская область

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области

«Познание»

для детей средней группы

«Посуда рассказывает о своем рождении»    

(игра – путешествие)

подготовила

                                                       воспитатель Возняк Ольга Александровна                                                                                            

                                                                                                                   

                                                                                     

                                                             г.о. Тольятти, 2012 г.

Программное содержание:

Образовательная область «Познание»:

- Познакомить детей с историей создания посуды, с процессом ее преобразования человеком;

- Активизировать познавательную деятельность;

- Вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.

Образовательная область «Коммуникация»:

-Формировать умение чётко  и  правильно  отвечать  на  вопросы  воспитателя.

-Упражнять детей в словообразовании.

-Уточнить и активизировать словарь по теме «Посуда»;

Образовательная область «Социализация»:

-Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам,

 умение выслушивать друг друга.

-Формировать навык сотрудничества и взаимодействия в игре.

Образовательная область «Чтение  художественной литературы»:

-Развивать интерес и эмоционально положительное отношение к художественной литературе.

Материал:

  1. Письмо (от бабушки Федоры).
  2. Корзинка с муляжами баночек с вареньем.
  3. Декорации квартиры Федоры.
  4.  Записка «Ушла искать Самовар – Самоварыча».
  5. Декорация прилавок посудного магазина.
  6. Два набора силуэтов чашек.
  7. Набор силуэтов посуды.

Предварительная работа:

  1. Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе».
  2.  Отгадывание загадок на тему посуда.
  3. Д/и: «Найди пару»; «Угадай посуду»; «Чего не хватает?»; «Четвертый лишний».
  4. Рисование по теме посуда.
  5. Украшение силуэтов посуды.
  6. С/р игры: «Семья приглашает на обед»; «Магазин «Посуды».
  7. Лепка «Посуда».
  8. Разучивание стихов о посуде пальчиковой гимнастики «Помощники».
  9. Экскурсия на кухню.

Ход:

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Да!)  А в гости вы ходить любите? (Да!)

 – Сегодня утром я получила необычное письмо с приглашением в гости.

Воспитатель читает письмо:

Я Федорушку прощаю,

 Сладким чаем угощаю,

 Всех вас в гости приглашаю

(Самовар-Самоварыч).

Воспитатель: Из какой сказки к нам пришло такое необычное приглашение? («Федорино горе»). Кто написал эту сказку? (К.И. Чуковский).

 – А разве в гости ходят с пустыми руками? Давайте возьмем наши гостинцы и отправимся в сказку. (Корзинка с муляжами баночек с вареньем).

(Звучит музыка – двери в сказку отворяются.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой беспорядок вокруг.

(Декорации квартиры Федоры, на столе записка «Ушла искать Самовар – Самоварыча»).

Воспитатель:

 Снова горе у Федоры

 Не пошел ей впрок урок.

 Чистоты, порядка нету

  И опять переполох.

 Разбежалась вся посуда

 Нет тарелок, а еда

 Фрукты, овощи, продукты

 Разбежались кто куда!

В зал плача входит Федора и ищет свою посуду. Увидев детей, спрашивает:

Федора: Дети вы откуда?

Дети: Из детского сада. А вы кто?

Федора: А я бабушка Федора. У меня большое горе, убежала от меня посуда: кастрюля, вилки, чайник, чашки, тарелки да ложки убежали от меня по дорожке. Убежала вся посуда, а мне без нее худо (плачет).

Раздается стук в дверь, появляется Петрушка, здоровается и говорит:

- Здравствуйте ребята и вы бабушка Федора! Я могу помочь вам. А ребята мне помогут. Ответьте скорее на вопрос, кто создает все предметы вокруг?

— Правильно, все предметы сделали взрослые, они все умеют. Я приглашаю вас в посудный магазин, где живет много разной посуды. Там мы наверняка, найдем посуду бабушки Федоры.

Перед детьми открывается прилавок магазина. Петрушка восхищается тем, как много в магазине разных предметов, какие они интересные.

— Здесь есть и очень старые предметы, их сделали очень давно. Посмотрите на эти предметы. Как, одним словом их можно назвать? (Посуда.) Правильно, это посуда. А сейчас отгадайте загадку:

Если есть, за стол садятся,

То ее берут с собой (ложка)

Петрушка: Все люди знают ложку, а как вы думаете, почему? (Ложкой можно есть кашу, суп, лапшу.) Правильно, ложка нужна для того, чтобы есть, мешать суп в кастрюле. Как вы думаете, чем ели люди, когда на свете еще не было ложки?

Федора: Наверно руками.

Петрушка: Правильно. Но очень скоро появилась деревянная ложка. Ее украшали разные узоры. Потом люди научились делать металлические ложки, которыми мы с вами и пользуемся. Но продолжим.

За обед, за завтрак, ужин

 Не сажусь без двух Подружек.

 Что как гнутая Ладошка

 Ту зовут подружку - Ложка.

 Та , что словно Растопырка

 Ту зовут подружку - (Вилка).

Петрушка: Однажды человек понял, что он должен создать инструмент, чтобы было, удобно есть. Сначала люди придумали сделать вилку из дерева, но она была не удобной и быстро ломалась. Тогда люди придумали вилку из металла, она гораздо прочнее, не ломается, не горит в костре. Сначала человек придумал вилку с двумя зубьями, а потом, чтобы было удобнее, сделал вилку с четырьмя зубьями.

А теперь пойдем дальше. ЭТО - Нож.

А сейчас он нам расскажет о себе:

Мой папа острым камнем был,

Он резал все подряд

И очень верным другом слыл,

Помочь всегда был рад.

Нож: В детстве я часто болел, потому что постоянно что-нибудь резал и от этого стирался. Я становился все худее и худее. Человек испугался и пригласил доктора. Посудкин сразу нашел лекарство: он посоветовал сделать меня из прочного дерева или металла. Но это было очень трудно. Только через много-много лет я выздоровел и стал красивым столовым ножом, которым легко можно резать любые продукты. А вы знаете какие? (Ножом можно резать хлеб, мясо и капусту. Нож острый, он режет все продукты.)

Петрушка: Спасибо тебе, дорогой ножик. А теперь посмотрим еще на один интересный предмет из нашего магазина. Это тарелки. Какие они все разные. Ой, я, кажется, одну уронил… Надо быть поосторожней, их не принято бросать, нужно их оберегать.

Тарелки тоже, очень давно появились. До этого людям приходилось класть еду на обыкновенные листья, упавшие с дерева. Представляете, как это неудобно! И здесь опять помог доктор Посудкин. Он сказал, что нужно сделать тарелку из дерева, — так они и появились.

Когда человек придумал тарелку, ему стало намного приятнее и удобнее есть. Тарелка очень прочная, даже если ее уронить, она не разобьется. У тарелки много подружек из глины, фарфора, стекла и даже из золота и серебра.

Дети: Тарелки очень нужны. У нас много тарелок, мы из них едим.

Петрушка: Ребята, посмотрите, какой важный господин — пузатый и носатый. Давайте спросим, как его зовут? Кувшин.

Кувшин: Я старый важный господин, Зовусь я глиняный кувшин. Меня сделали, чтобы дарить людям прохладную воду. Доктор Посудкин сказал, что мои толстые стенки сохраняют воду от нагревания и солнечных лучей. Меня создал большой мастер, которого зовут гончар. Его работа очень сложная, но человек справился, и я служу ему уже долгие годы.

Петрушка: Спасибо за рассказ, кувшин-господин, а теперь нам нужно идти. Мы познакомились со многими предметами, а вот и посуда бабушки Федоры.

Федора: Ой, мои родненькие нашлись. Спасибо вам ребята и Петрушка, что помогли мне посуду отыскать! Я даю вам честное слово, что больше никогда не буду ее обижать!

Петрушка: Ну, вот и замечательно. А теперь самое время поиграть.

Игра «Разбитые чашки»

Дети составляют силуэт чашки из частей.

Игра «Разложи продукты на место»

На столе лежат продукты, а вы должны догадаться, куда их сложить?

(Каждый выполняет действие и называет «Сахар я положу в сахарницу»)

масло... в масленку

салфетки... в салфетницу…

Игра «Узнай предмет по силуэту»

– Какие предметы спрятались в картине. (Чашка, кастрюля, ложка, ваза и т.д.)

Игра «Из чего может быть сделана посуда»

Чашка сделана из стекла – значит, она стеклянная.

 Ваза сделана из фарфора – значит она фарфоровая.

 Кастрюля…

 Ложка...

Федора: Стойте, стойте, вроде вся посуда здесь, но только чего-то самого главного не хватает. Как  вы думаете, чего? (Ответы детей) А я вам загадку загадаю.

Загадка:

Мой сердечный друг-приятель

 В чайном тресте председатель.

 Все семейство вечерком

 Угощает он чайком.

 Парень дюжий он и крепкий

 Без вреда глотает щепки

 Хоть и ростом не велик,

 А пыхтит, как паровик.

(Самовар)

Петрушка: Конечно, это наш Самовар-Самоварыч.

(На столе появляется самовар. Появляется ребенок в роли Самовар-Самоварыча).

Самовар-Самоварыч:

Вижу, радуются блюдца

 Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

 И танцуют и смеются

 Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

 В пляс пошла сковорода

 Пляшут миски, пляшет пол,

 Скачет в печке мой котел!

Ребенок обращается к Федоре:

Ты знаешь, какая бывает посуда?

 И как без нее нам приходится худо?

 Попробуй поесть без тарелки и ложки

 Без миски никак не накормишь и кошки

Без посуды никуда,

Береги ее всегда.

Федора:

Буду всем я помогать

Чисто мыть посуду

И поставить все на место

Я не позабуду.

Федора приглашает всех пить чай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Познание" для детей средней группы.

Тема: "Домашние животные других стран". Цель: Создать условия для отбора детьми информации о домашних животных других климатических зон. Помочь детям заметить уникальность животных (слона, верблюда, о...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» для детей среднего дошкольного возраста «В гости к бабушке Матрёне» с использованием игрового макета.

Программное содержание: - Расширить и обобщить знания детей о домашних животных в деревне.-Закрепить названия домашних животных и их детёнышей.- Формировать знания о пользе домашних животных для ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Познание» для детей средней группы «Играем и развиваемся»

Использование развивающих игр Венгера и Никитина для развития образного мышления, логики, памяти. Обучение детей пользоваться схемой, планом....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «КРАСНАЯ ШАПОЧКА РАССКАЗЫВАЕТ О ПТИЦАХ»

Программное содержание:·        Учить распознавать птиц: голубя, воробья, синицу, снегиря;·        Составлять рассказ о птицах при...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» для детей средней группы Тема: «В гостях у сказки»

Закрепление порядкового счета до 5 (Уточнить представление о счете в пределах 5). Знакомство с цилиндром. @page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #00000a; line-he...

Конспект занятия по образовательной области: «Познание» для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Неожиданное путешествие»

Задачи:Развивающая:- Развивать умения правильно и быстро находить ответы на заданные вопросы.- Активировать понятийный словарь: широкий, узкий, длинный, короткий.- Закрепить понятия много, один, по од...