Экологический КВН для педагогов "Знатоки природы"
методическая разработка по окружающему миру по теме

Канева Людмила Игоревна

Экологический КВН для педагогов проводится с целью повышения экологической   компетенции  педагогов  ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_kvn.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический КВН «Знатоки природы» для педагогов  детского сада «Золотой ключик» подготовила Канева Л.И.

Цель: повышение экологической   компетенции  педагогов  ДОУ «Золотой ключик»

Задачи: 

  •  развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии.
  • активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей.
  • воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и                      соперникам по игре 

Подготовительный этап.

1.Подобрать высказывания и афоризмы  о природе.

2. Составить глоссарий  основных терминов по экологии.

3. Подготовить презентацию «Наша голубая планета»

4. Записать фонограмму «Звуки природы»

5 Оформить эмблемы для команд.

6.Подготовить  конверты с разрезанными на слова пословицами о природе.

7.Подобрать картины известных художников о природе.

8.Медали «Спасём природу» для всех  участников КВН.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня    проводится КВН  по теме «Повышение экологической компетенции педагогов». Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о природе и продемонстрировать ваши многочисленные таланты. Оценивать выступления команд будет жюри (представляются члены жюри).  

Вступление:  Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология».  Наука сложная, важная и нужная. Наука актуальная.

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Как, показывает практика, современные дошкольники обладают большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются  стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, мультфильмов. Лишь в процессе целенаправленной работы детского сада и родителей можно сформировать у детей экологическую культуру, экологическое мышление, экологическое сознание.

 Наша  сегодняшняя встреча – это лишь попытка заглянуть в удивительно разнообразный, неразгаданный мир природы. Попытка увидеть и понять, что удивительное всегда рядом, надо лишь уметь видеть и слышать.

Мы должны с малых лет воспитывать в детях четкое понимание: человек – часть природы. Не будет зелени, животных – и ему не жить на Земле. И наоборот: чем богаче мир природы вокруг, тем лучше человеку будет жить в этом мире.

Познание ребенком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств. Поэтому, сообщая детям знания о животном и растительном мире, взрослые одновременно сообщают им правила поведения в природе.

Человек,  не видящий красоты природы, хуже, чем слепой: у него слепота души. А от того, у кого слепа  душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества. Нужно ли говорить о том, насколько остро стоит вопрос о воспитании в детях бережного отношения к окружающему миру?

Хотелось бы, чтобы девизом нашего  КВН  стали слова Вадима Шефнера  из стихотворения

«Человек»

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей!

В увеселительных походах

Не растопчи её полей!

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она одна!

Итак, сейчас я вам предлагаю разделиться на две команды.

А для того, чтобы дать названия командам, я приглашаю вас продегустировать  этот целебный,  бодрящий напиток, и определить, из чего он приготовлен, правильные ответы и станут названиями команд (из клюквы и брусники).

Итак, начинаем наш КВН команда «Брусничка» играет против команды «Клюковка»

Конкурс № 1. «Экологическая разминка»

Каждой команде предлагается по 10 вопросов, на которые нужно быстро ответить.

Вопросы для команды «Брусничка»

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)

Наука о животных. (Зоология)

Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

Самец кукушки. (Кукух)

Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

Какую траву любят кошки? (Валериана)

Самая высока трава? (Бамбук)

Вопросы для команды  «Клюковка»

Кого называют настовичками? (Зайчат, родившихся весной)

Лесной петух. (Глухарь)

Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

Наука о растениях. (Ботаника)

Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)

Как называют годовалого медведя. (Пестун)

Пингвин птица или животное? (Птица)

Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)

Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц)

Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

Конкурс № 2. Игра «Ассоциация»

Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза», «работает как лошадь», «устал как собака» и т. д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?

Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из коллег команды противников, не называя его (педагоги составляют описание-ассоциацию на одного из педагогов).

Внешность, характер, манера поведения этого человека ассоциируются у вас:

- со стихией (огонь, воздух, вода, земля);

- с природным явлением;

- с животным (зверь, птица, насекомое);

- с растением (дерево, кустарник, цветок);

- с минералом.

Конкурс № 3. «Основные принципы экологии»

Американский эколог Барри Коммонер так сформулировал основные принципы экологии:

- всё связано со всем;

- всё куда-нибудь девается;

- всё что-нибудь да стоит;

- природа знает лучше.

Приведите по одному примеру по каждому принципу.

Конкурс № 4. «Загадки - иллюстрации»

Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения)

И. И. Шишкин «Рожь»;

И. И. Левитан «Золотая осень»;

А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;

И. И. Левитан «Март»;

И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»;

А. И. Куинджи «Берёзовая роща»;

И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору»

И. И. Шишкин; «Алёнушка»

Физкультминутка

Птичья зарядка» под музыкальное сопровождение.

Конкурс № 5. «Угадай по пантомиме»

Каждому педагогу предлагается с помощью пластики, мимики, жестов изобразить какое-либо животное или птицу. Отгадывает команда соперников. Жюри оценивает выразительность изображения, схожесть передачи с характерными признаками повадок животных.

Конкурс № 7. «Музыкальный марафон»

Задание 1. Прослушать аудиозапись и определить природные звуки.

Задание 2 

-  команде «Брусничка»:  исполнить песни о неживой природе

 - команде «Клюковка»: исполнить песни о живой природе

Конкурс № 8 «Народные приметы»

Как много было дедовских примет!

Иных из них давно уж нет в помине.

Другие сквозь десятки зим и лет

Дошли до нас и вот – живут поныне.

(Роман Ругин)

Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.

- Кошка свернулась клубочком – к похолоданию

- Ворона кричит зимой – к метели

- Лягушки квакают – к дождю

- Воробьи в пыли, в луже купаются – к дождю

- Около луны звезда народилась – к потеплению

- Собаки катаются – к пурге

Конкурс 9 «Кто больше назовет пословиц о природе»

Рощи да леса - всему миру краса.

Лето собирает, а зима подъедает

Был бы лес, соловьи прилетят.

Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Будет зима - будет и лето.

Солнце на лето, зима на мороз.

По дважды в год, лета не бывает.

Летом нагуляешься - зимой наголодаешься.

Летний день - год кормит.

 Конкурс10 Экологические задачи.

Команде «Брусничка» Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.

-Смотри, смотри, мама - птичка летает так низко, что я могу поймать ее! Пусть она поживет у нас дома.

-Нет, этого нельзя делать – сказала мама. Почему она так ответила?

 Вывод. Она не разрешила сыну взять птицу, потому знала, это был птенец, который учился летать. Он вырастет в лесу, а в неволе он погибнет.

2. Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу плавало много маленьких рыбок.

 -Дайте мне баночку, я наловлю рыбок – попросил Сережа родителей.

 -Нельзя их ловить, – сказал отец и объяснил почему. Что рассказал папа?

Вывод. Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в реке будет мало рыбы.

Показ презентации:  «Наша голубая планета»

Подведение итогов конкурса, вручение медалей.

Вот и закончилась программа викторины «Знатоки природы». я буду рада, если Вы нашли для себя что-то интересное, познавательное, если у Вас появилась желание ещё больше узнать о природе  к знаниям о природе, мой совет научитесь верить в себя  и ведите активный  поиск самых лучших идей, нас много и мы должны учиться друг от друга и я надеюсь, что мой опыт тоже будет полезен.   Спасибо всем за внимание и участие в моём мероприятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический праздник « День защиты природы»

Экологический праздник -- одна из форм экологического воспитания дошкольников....

Экологическая викторина "Путешествие в природу"

В игровой форме дети закрепляют, расширяют знания о диких животных Западной Сибири...

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ В РАМКАХ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ»

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ В РАМКАХ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ»...

Образовательный проект: Формирование системы экологических знаний и представлений посредством экологической тропы "Мы изучаем природу - природа нас учит"

Проект «Формирование системы экологический знаний и представлений по средствам экологической тропы  "Мы изучаем природу - природа нас учит"» имеет выраженную экологическую н...

Экологическая программа "Наш дом - природа" Занятие по экологическому воспитанию для обучающихся подготовительной к школе группы в форме викторины с домашним заданием для родителей и детей

Основная цель экологической программы "Наш дом - природа" - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной принимать и любить окру...

Презентация к познавательно-творческому проекту по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста и формированию у них экологической культуры "Эколята-защитники природы".

Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное эк...