НОД в старшей группе по теме "Осенняя прогулка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Хоробрых Татьяна Александровна

Обобщающее занятие по теме "Осень".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по теме «Осенняя прогулка».

Цель: Обобщить и закрепить знания детей об основных признаках осени.

Задачи: 

образовательные:

  • уточнить и расширить знания детей об осеннем времени года;
  • продолжать расширять и активизировать словарный запас детей;
  • совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
  • сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
  • развивать интерес к выполнению заданий.

воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;
  • развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;
  • воспитывать интерес к сотворчеству.

Предварительная работа:  Чтение стихов об осени, рассматривание картин с изображением деревьев осенью, проведение бесед на тему «Осень, признаки осени», прогулка в парк, заучивание стихов, отгадывание загадок, наблюдения на прогулке.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Оборудование и материалы: диск с записью музыки П.И. Чайковского «Времена года», «Звуки леса», картина  по теме «Осень», осенние листья, альбом «Осень», осенние листья, грибы.

Для детей: сигнальные карточки, клей, кисти, салфетки, клеенка, большой ватман белой бумаги, осенние листья.

Ход деятельности:

(Воспитатель с детьми (по желанию детей) рассматривает альбом с картинками осени, которые дети принесли и вклеили самостоятельно.)

 Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах —

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит! Должно быть, это

Пролетает наше лето.

- О каком времени года говорится в стихотворении?

- После какого времени года наступает осень?

- Назовите осенние месяцы.

- Осень в сентябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.)

- Осень в октябре какая? (Дождливая.)

- Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)

- Что стало с листьями на деревьях?

- Что такое листопад?

- Куда улетают птицы? Почему? Назовите известных вам перелетных птиц.

- Ребята, давайте отправимся в осенний лес.

   Дорога в лес нелегка: далека, трудна, идти по тропе придется. Внимательно смотрите на меня и повторяйте за мной. (Звучит музыка Чайковского «Времена года. Сентябрь», под которую дети выполняют движения): ходьба змейкой, ходьба на носочках, ходьба на пяточках, ходьба на внутренней стороне стопы, ходьба на внешней стороне стопы.

   Вот мы и пришли в осенний лес. Как здесь красиво, как много в лесу опавших листьев. Давайте присядем на этот осенний ковер (дети садятся поудобнее).

- Ребята, прислушайтесь к звукам леса. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Дети слушают звуки леса)

-Ребята, кто что услышал?

Осенний лес - какое чудо!

Листва ковром лежит  повсюду.

Деревья стройные стоят, 
Ветвями на ветру шумят.

- А зачем деревья сбрасывают осенью листву?

Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

    А сейчас давайте поиграем, но не забывайте, что мы в лесу, здесь нельзя шуметь, а вы знаете почему? (лес-это дом зверей и птиц, шум их пугает).

    Игра «Подбери действие».

- Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и т.д.

- Дождь осенью — моросит, идет и т.д.

- Урожай осенью — убирают.

- Птицы осенью — улетают.

- Деревья осенью — роняют листья.

- Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.

Молодцы! Следующая игра.

    Игра «Подбери признак».

- Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

- Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.

- Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

- Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

   Игра «Да», «Нет». Сейчас я  буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

   Молодцы, справились с заданием.

   - Как хорошо в лесу! Давайте немного отдохнем и представим, что мы листики (физкультминутка).

Мы листики осенние, 
На ветках мы сидим. (присесть) 
Дунул ветер - полетели, 
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу) 
И на землю тихо сели. (присесть) 
Ветер снова набежал 
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу) 
Закружились, полетели 
И на землю тихо сели. (присесть)

   А зачем люди ходят в лес? (отдыхать, собирать грибы, ягоды).

   Давайте поищем съедобные грибы, которые спрятались от наших глаз (дети ищут заранее спрятанные под листочками картинки с грибами). А мы сейчас будем собирать листочки и  поиграем в игру, которая называется «Найди пару»: дети стоят по кругу, в центре листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: « Раз, два, три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок. Воспитатель говорит:  «Найдите себе пару - листочек такого же цвета.» (Другие задания: составь пару-листья с одного дерева, или листья, отличающиеся размером: большой и маленький).

   Молодцы, а сейчас другое задание:

   «Найди лист»- нужно взять листочки с указанного дерева (березы, рябины, осины, дуба, клена).

   «Исправь ошибку», а помогут нам в этой игре сигнальные карточки.

 Дети показывают красный цвет, если с ответом не согласны, зеленый - если ответ верный.

- Осенние месяцы – февраль, июнь и март.

- Осенние месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Поздней осенью погода  пасмурная, дождливая и холодная.

- Осенью к спячке готовятся волки, лисы, зайцы.

- Осенью к спячке готовятся медведи, сурки, барсуки, ежи.

   Игра «Погода осенью»

Дети, а какая погода осенью:

когда идет дождь – дождливая;

когда дует ветер – ветреная;

когда холодно – холодная;

когда пасмурно - пасмурная;

когда сыро - сырая;

когда хмуро – хмурая;

когда ясно – ясная;

когда тепло – теплая;

когда  светит солнце – солнечная;

когда начинается –ранняя;

когда заканчивается – поздняя.

   Молодцы, а сейчас пора возвращаться в детский сад. Давайте возьмем с собой осенние листочки. Снова идем по тропе.

   Вот мы и вернулись. Ребята, чем мы занимались в осеннем лесу? Что вам понравилось?

Я предлагаю сделать свой осенний ковер. Давайте приклеим принесенные осенние листья, и у нас получится свой ковер, который мы повесим на стену и будем вспоминать нашу прогулку в осенний лес. А сначала разомнем наши пальчики: Дождик.

Меж еловых мягких лап

(оглаживаем подушечками пальцев поверхность

стола.)

Дождик кап-кап-кап. (Стучим пальцами по столу.)

Где сучок давно засох. Серый мох, мох, мох.

(Касаемся стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук.)

Где листок к листку прилип, Вырос гриб, гриб, гриб.

(Поднимаем руки над столом, пальцы то складываем вместе, то раскрываем широко.)

Кто нашел его, друзья?

(Указательным пальцем правой руки касаемся поочередно всех пальцев левой руки.)

Это я, я, я!

 (разжимаем все пальцы левой руки, кроме мизинца, показываем его)

 (Дети выполняют коллективную аппликацию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Прогулка по Африке».

Продолжать знакомить детей с Африкой. Познакомить с животным миром саванны, тропического леса, рек: хищниками и травоядными. Формировать у детей представления о повадках животных, их  образ...

Интегрированное занятие для детей старшей группы на тему «Прогулка по зимнему лесу».

Тема: «Прогулка по зимнему лесу».Тип занятия: Интегрированное.Цель: Формирование восприятия музыки через интеграцию различных видов искусств.Задачи:1.     Воспитательная - во...

Конспект занятия по формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР в старшей группе по теме: "Прогулка в лес"

Конспект занятия включает в себя задания и игры на развитие эмоций детей с ОНР и представляет в игровой форме упражнения на развитие эмоциональной лексики (антонимы, прилагательные в сравнительной сте...

КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ ПДА в старшей группе Тема: «Зимняя прогулка»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, продолжать знакомить с признаками зимы, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.  Обогатить и ...

Итоговая НОД по развитию речи в старшей группе по теме: "Прогулка по весеннему лугу"

Наступила весна - самое время наблюдать с детьми за пробуждением природы, любоваться красотой окружающего мира, расширять знания детей о целостной картине мира. Тематическое планирование в нашем детск...

Занятие по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. «Прогулка на велосипедах»

Программное содержание:1.     Расширять представление о велосипеде.2.     Учить различать дорожные знаки и правильно называть их назначение по заданной теме.3....

Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по теме: «Прогулка в осенний лес»

Конспект игровой образовательной ситуации в  старшей группепо теме: «Прогулка в осенний лес» Автор конспектавоспитатель МБДОУ детского сада № 16 ст. ГубскойТроцик Юлия Викторовна Воспит...