Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познание. Формирование целостной картины мира» по теме: «Куда улетают птицы?».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Юдочкина Елена Николаевна

 Конспект  непосредственной образовательной деятельности

«Познание. Формирование целостной картины мира»

 по теме: «Куда улетают птицы?»

Возрастная группа: средняя.

Цель: расширить представления о перелетных птицах, учить устанавливать связь между характером корма и отлетом в теплые края, развивать умение узнавать птиц по внешнему виду, активизировать словарь (перелетные, насекомоядные, водоплавающие), воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование: иллюстрации с изображением перелетных птиц (грач, ласточка, скворец, трясогузка, утка, гусь, лебедь, журавль) и птичьих стай журавлей, уток, гусей).

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность».

Содержание НОД.

 

Звучит музыка «Времена года», «Зима».

 

Воспитатель. Читает стихотворение. Дети стоят полукругом.

Вышел на просторы погулять мороз,

Белые узоры в косах у берёз.

Снежные тропинки, голые кусты

Падают снежинки тихо с высоты

В белые метели утром до зари

В рощу прилетели стайкой снегири.

 

Воспитатель. О каком времени года написано это стихотворение?

Дети.   (зима)

Воспитатель. К нам сегодня залетели птицы и все разлетелись по группе, помогите, пожалуйста, мне их найти (иллюстрации с птицами разложены по всей группе, дети их ищут).

Воспитатель. Молодцы, ребята, всех птиц нашли. Назовите, пожалуйста, каждый свою птицу (дети называют птиц, изображенных на картинках).

Воспитатель. Какие это птицы?

Дети. Это перелетные птицы.

Воспитатель. Почему их так называют?

Дети. Их называют перелетными потому, что на зиму они улетают в теплые края.

Воспитатель. Почему перелетные птицы улетают на время зимнего периода в теплые края?

Дети. Птицы улетают на время зимнего периода в теплые края, потому что зимой им нечем будет питаться.

Воспитатель. Перелетные птицы улетают в основном ночью: так безопаснее. Во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Журавли летят клином, гуси – шеренгой, крылом к крылу; утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы порядка не любят: летят как попало. Крупные хищные птицы (орлы, ястребы) компаний не признают: летят в одиночку (воспитатель сопровождает рассказ показом картинок с изображением птичьих стай).

Подвижная игра «Летим в теплые края».

Воспитатель. Предлагаю на время превратиться в птиц. Я буду называть птиц, ваша задача показать, как они летят в теплые края. Журавли (дети с помощью воспитателя строятся косяком и, махая руками, двигаются вперед).

Воспитатель. Утки (дети с помощью воспитателя строятся в прямую линию и, махая руками, двигаются вперед).

Воспитатель.  Гуси (дети с помощью воспитателя строятся шеренгой и, махая руками, двигаются вперед).

Воспитатель.  Скворцы (дети встают стайкой и, махая руками, двигаются вперед).

Воспитатель.  Молодцы, ребята. Помогли всем птицам добраться в теплые края. Как называют птиц, питающихся насекомыми? Какие птицы улетают первыми? Как летят журавли (утки, гуси, скворцы, орлы)?

 

Составление рассказов о птицах детьми.

Воспитатель: Скажите ребята, птички которые не улетают зимой в тёплые края, а остаются с нами на зиму, как называются? Дети: Зимующие птицы. Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это сидит на веточке? (показ слайда с воробушком на ветке).Опишите воробья. Ответы детей (туловище округлое, головка маленькая, круглая, крылья небольшие, хвост удлинённый, клюв короткий, глазки чёрные) .

Воспитатель: Ребята, а мне кажется, что воробушек грустит. Как вы думаете почему?

Ответы детей (ему холодно, скучно одному на ёлочке, у него нет друзей) .

Воспитатель: Ребята, как же помочь маленькому воробушку? А давайте поможем воробушку и слепим ему друзей. Воспитатель предлагает подойти к панно и рассмотреть воробушка.

Дети подходят к панно с изображением  воробьёв.

 - Вот воришки - воробьи

- Давайте их рассмотрим.

- Какие по размеру эти птицы?

- Из каких частей состоит туловище птицы?

- Какого цвета оперение у воробья?

- Какой клювик у воробья? (маленький, широкий)

- Как передвигаются эти птички? (летают, прыгают)

- Чем питаются воробьи? (зёрнышками, хлебными крошками, семечками, семенами)

Стихотворение: читает Воспитатель

«Скачет, скачет воробей

Кличет маленьких детей-

Киньте крошку воробью-

Я вам песенку спою

Чик - чирик!»

Воспитатель предлагает подойти к  столу и сесть на стульчики.  

Показ способа лепки воробья: Сначала берём кусочки коричневого и серого пластилина, смешиваем в один комок, чтобы получился цвет похожий на окраску воробьёв. Затем делим коричнево-серый комок на три кусочка (один большой и два поменьше). Из большого куска лепим туловище в форме яичка, сзади оттягиваем хвостик (сплющиваем пальцами). У нас осталось два одинаковых кусочка. Из одного сделаем голову (скатываем шар между ладоней, из второго крылья (сплющиваем кусочек пластилина в форме круга и разрезаем стекой пополам). Соединяем детали. Оформляем голову (клюв делаем из семечка, глазки из бусинок. 

Пальчиковая гимнастика «10 птичек – стайка».

Ну – ка, посчитай – ка,

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.

Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам!

(пальцы в кулачках, по очереди их разгибаем).

Продуктивная деятельность детей. Помощь воспитателя в смешивании пластилина, в придании нужной формы из пластилина (частей тела воробушка, головы).

 Воспитатель: Посмотрите ребята, что у меня есть (кормушка) Для чего нужна кормушка? Ответы детей. Воспитатель: Давайте ребята наших воробушек посадим в кормушку.

Положительный итог занятия. Обсуждение. Рассказ детей о своем воробушке.

Воспитатель. Молодцы ребята замечательные воробьи получились у всех. Теперь воробушку не будет скучно, вы сделали для него много новых друзей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственной образовательной деятельности

«Познание. Формирование целостной картины мира»

 по теме: «Куда улетают птицы?»

Возрастная группа: средняя.

Цель: расширить представления о перелетных птицах, учить устанавливать связь между характером корма и отлетом в теплые края, развивать умение узнавать птиц по внешнему виду, активизировать словарь (перелетные, насекомоядные, водоплавающие), воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование: иллюстрации с изображением перелетных птиц (грач, ласточка, скворец, трясогузка, утка, гусь, лебедь, журавль) и птичьих стай журавлей, уток, гусей).

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность».

Содержание НОД.

Звучит музыка «Времена года», «Зима».

Воспитатель. Читает стихотворение. Дети стоят полукругом.

Вышел на просторы погулять мороз,

Белые узоры в косах у берёз.

Снежные тропинки, голые кусты

Падают снежинки тихо с высоты

В белые метели утром до зари

В рощу прилетели стайкой снегири.

Воспитатель. О каком времени года написано это стихотворение?

Дети.   (зима)

Воспитатель. К нам сегодня залетели птицы и все разлетелись по группе, помогите, пожалуйста, мне их найти (иллюстрации с птицами разложены по всей группе, дети их ищут).

Воспитатель. Молодцы, ребята, всех птиц нашли. Назовите, пожалуйста, каждый свою птицу (дети называют птиц, изображенных на картинках).

Воспитатель. Какие это птицы?

Дети. Это перелетные птицы.

Воспитатель. Почему их так называют?

Дети. Их называют перелетными потому, что на зиму они улетают в теплые края.

Воспитатель. Почему перелетные птицы улетают на время зимнего периода в теплые края?

Дети. Птицы улетают на время зимнего периода в теплые края, потому что зимой им нечем будет питаться.

Воспитатель. Перелетные птицы улетают в основном ночью: так безопаснее. Во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Журавли летят клином, гуси – шеренгой, крылом к крылу; утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы порядка не любят: летят как попало. Крупные хищные птицы (орлы, ястребы) компаний не признают: летят в одиночку (воспитатель сопровождает рассказ показом картинок с изображением птичьих стай).

Подвижная игра «Летим в теплые края».

Воспитатель. Предлагаю на время превратиться в птиц. Я буду называть птиц, ваша задача показать, как они летят в теплые края. Журавли (дети с помощью воспитателя строятся косяком и, махая руками, двигаются вперед).

Воспитатель. Утки (дети с помощью воспитателя строятся в прямую линию и, махая руками, двигаются вперед).

Воспитатель.  Гуси (дети с помощью воспитателя строятся шеренгой и, махая руками, двигаются вперед).

Воспитатель.  Скворцы (дети встают стайкой и, махая руками, двигаются вперед).

Воспитатель.  Молодцы, ребята. Помогли всем птицам добраться в теплые края. Как называют птиц, питающихся насекомыми? Какие птицы улетают первыми? Как летят журавли (утки, гуси, скворцы, орлы)?

Составление рассказов о птицах детьми.

Воспитатель: Скажите ребята, птички которые не улетают зимой в тёплые края, а остаются с нами на зиму, как называются? Дети: Зимующие птицы. Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это сидит на веточке? (показ слайда с воробушком на ветке).Опишите воробья. Ответы детей (туловище округлое, головка маленькая, круглая, крылья небольшие, хвост удлинённый, клюв короткий, глазки чёрные) .

Воспитатель: Ребята, а мне кажется, что воробушек грустит. Как вы думаете почему?

Ответы детей (ему холодно, скучно одному на ёлочке, у него нет друзей) .

Воспитатель: Ребята, как же помочь маленькому воробушку? А давайте поможем воробушку и слепим ему друзей. Воспитатель предлагает подойти к панно и рассмотреть воробушка.

Дети подходят к панно с изображением  воробьёв.

 - Вот воришки - воробьи

- Давайте их рассмотрим.

- Какие по размеру эти птицы?

- Из каких частей состоит туловище птицы?

- Какого цвета оперение у воробья?

- Какой клювик у воробья? (маленький, широкий)

- Как передвигаются эти птички? (летают, прыгают)

- Чем питаются воробьи? (зёрнышками, хлебными крошками, семечками, семенами)

Стихотворение: читает Воспитатель

«Скачет, скачет воробей

Кличет маленьких детей-

Киньте крошку воробью-

Я вам песенку спою

Чик - чирик!»

Воспитатель предлагает подойти к  столу и сесть на стульчики.  

Показ способа лепки воробья: Сначала берём кусочки коричневого и серого пластилина, смешиваем в один комок, чтобы получился цвет похожий на окраску воробьёв. Затем делим коричнево-серый комок на три кусочка (один большой и два поменьше). Из большого куска лепим туловище в форме яичка, сзади оттягиваем хвостик (сплющиваем пальцами). У нас осталось два одинаковых кусочка. Из одного сделаем голову (скатываем шар между ладоней, из второго крылья (сплющиваем кусочек пластилина в форме круга и разрезаем стекой пополам). Соединяем детали. Оформляем голову (клюв делаем из семечка, глазки из бусинок.  

Пальчиковая гимнастика «10 птичек – стайка».

Ну – ка, посчитай – ка,

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.

Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам!

(пальцы в кулачках, по очереди их разгибаем).

Продуктивная деятельность детей. Помощь воспитателя в смешивании пластилина, в придании нужной формы из пластилина (частей тела воробушка, головы).

 Воспитатель: Посмотрите ребята, что у меня есть (кормушка) Для чего нужна кормушка? Ответы детей. Воспитатель: Давайте ребята наших воробушек посадим в кормушку.

Положительный итог занятия. Обсуждение. Рассказ детей о своем воробушке.

Воспитатель. Молодцы ребята замечательные воробьи получились у всех. Теперь воробушку не будет скучно, вы сделали для него много новых друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность. Познание (формирование целостной картины мира) на тему "Птицы - верные друзья". (открытое занятие для воспитателей)

Непосредственно-образовательная деятельность. Цель: Формирование экологического воспитания. В ходе непосредственно-образовательной деятельности: отгадывание загадок, песня-игра "Веселые строители", по...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира) по теме «Хлеб - дар матушки земли»

Материал может быть использован вне зависимости от времени года, как занятие по окружающему миру и интегрированное с развитием речи и продуктивной деятельностью....

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира» на тему: «История возникновения денег» подготовительная к школе группа

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира» на тему: «История возникновения денег» разработан для детей подготовительной...

Конспект Организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира) на тему: “ «Волшебница-вода» ” (для детей второго младшего возраста)

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по представлению  качеств и свойств воды. Задачи: образовательная:1.     Закрепить знание детей ...