Конспект организационно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Где спрятался воздух?»
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Анна Витальевна Шишкова

Конспект организационно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира

Тема: «Где спрятался воздух?»

Цель:  развитие познавательной активности в процессе экспериментирования; совершенствования знаний о воздухе.

Задачи:

·        Совершенствование представлений о свойствах и роле воздуха в окружающем мире;

·        Развитие мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

·        Формирование собственного познавательного опыта, умение сравнивать, обобщать и делать выводы;

·        Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом-кляксографией;

·        Воспитание интереса к исследовательской деятельности; бережное отношение к природным ресурсам и своему здоровью;

·        Способствование детей к освоению культуры общения с взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости.

Приоритетное направление: «Познание»

Целевой ориентир: Владеет знаниями о воздухе, умениями сравнивать, обобщать и делать выводы.

Материал:  воздушные шары, полиэтиленовые пакеты, одноразовые стаканы, два таза с водой, прозрачная ткань, трубочки для коктейля, альбомные листы, кисточки, акварель, салфетки.

Технологии:  Личностно-ориентированная, коммуникативная, здоровьесбере-гающая,  технология сотрудничества.

Интеграция: Речевое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Ход организационно-образовательной деятельности

Воспитатель: - Здравствуйте ребята, а куда это я попала? Куда эти разноцветные шары меня принесли? Я шла себе спокойно по дорожке, как вдруг налетел такой сильный ветер, поднял мои шары вверх и вот я оказалась здесь у вас.

 - Ребята, скажите почему ветер смог так легко изменить мой маршрут? (потому что шары легкие, а ветер сильный). Давайте подуем на шары и посмотрим как они перелетают с места на место.

- Ребята, вы знаете почему шарик называют воздушным? (ответы детей)

- А вам интересно узнать, что такое воздух? Есть ли он вообще? Если он существует, то это надо доказать. Как вы думаете, как это можно сделать?

- Тогда я вас приглашаю совершить путешествие в лабораторию опытов и экспериментов, где мы с вами откроем секреты воздуха и узнаем где же он прячется.

- Но прежде, чем нам войти в лабораторию нужно отгадать загадку:

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.                  

Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем.

Окружает нас всегда, мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета

Угадайте, что же это? (воздух)

Воспитатель: - Молодцы! Вот мы с вами в лаборатории воздуха. А скажите, что такое лаборатория? (ответы детей)

- Сейчас мы станем ученными и будем проводить опыты и эксперименты. Ребята у вас есть секреты?

- Как вы думаете, а у воздуха есть свои секреты? (ответы детей)

- Что такое воздух? (это то, чем дышат люди) А кто еще дышит воздухом? (животные и растения)

- А давайте попробуем, сейчас, с вами поймать воздух.

Игра «Поймай воздух ладонями»

(Дети ловят ладонями воздух, приходят к выводу, что в ладонях ничего нет)

- А как можно поймать воздух?   

Опыт с полиэтиленовыми пакетами

- Берите пакеты, раскрывайте их, теперь набираем воздух и закручиваем их, пакеты полны воздуха. На что они похожи? (подушки, шары) Воздух занял место в пакете, но мы его не видим. Теперь давайте выпустим воздух из пакета, что произошло с ними? (ответы детей)

- А теперь давайте попробуем найти воздух в группе.

Игра «Парашютист»

Дружно все мы встали в круг,

Будем делать парашют

Друг за другом мы идем

Парашют в руках несем

Руку все мы поднимаем

Парашют наш надуваем

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут

(Дети берутся за края ткани и делают парашют)

- Вот мы с вами провели несколько опытов и какой можно сделать вывод: воздух невидимый, прозрачный, с ним можно поиграть. Мы узнали, что воздух есть в группе, он нас окружает.

- А давайте попробуем разгадать еще один секрет. Для этого нам необходимо провести следующий опыт.

Опыт со стаканом и водой

- Ребята, как вы считаете этот стакан пуст? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь?

- Возьмите  каждый свой стакан и, держа его вертикально вверх дном, медленно опускаем его в воду. Но не забывайте, стакан следует держать строго вертикально. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (потому что в стакане есть воздух, он не пускает воду в стакан)

- А теперь повторим опыт и опустим стакан в воду, немного его наклонив. Что увидели? В воде видны пузырьки – это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Делаем вывод, что воздух  легче воды. Мы разгадали еще один секрет воздуха.

- Ребята, чем мы дышим? (воздухом)

Игра «Дыши не дыши»

Закройте свои носики ладонями и не дышите. Сможем ли мы долго не дышать? Что почувствовали? (ответы детей)

- Вот мы с вами раскрыли еще один секрет воздуха – без дыхания не возможна жизнь.

Дыхательная гимнастика

Дышим носиком, вдыхаем

Плечики не поднимаем,

Чтоб животик наш дышал

Нам здоровье сберегал.

(дети выполняют движения, согласно текста)

- Делаем вывод, что без воздуха не обойтись.

- Воздух есть в человеке, мы с вами его вдыхаем и выдыхаем.

Воспитатель: - Мы с вами узнали про воздух много интересного:

ü Воздух вокруг нас;

ü Мы воздухом дышим;

ü Воздух не видим, но его можно найти разными способами;

ü С воздухом можно поиграть.

- А еще я расскажу вам одну тайну. Воздухом можно рисовать – это еще один секрет воздуха. И мы сейчас с вами в этом убедимся. (воспитатель вместе с детьми показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны)

- Ну, что ребята понравилось вам в лаборатории? Здорово мы с вами поиграли с воздухом?

- Я хочу вам всем подарить эти воздушные шары и сказать, что вы молодцы!

- Давайте вместе скажем - МЫ МОЛОДЦЫ!!!

-ДОБРОГО ВАМ ДНЯ!!!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение  детский сад общеразвивающего вида  № 7 «Ивушка» г.Белореченска МО Белореченский район

Конспект

организационно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира

«Где спрятался воздух?»

(Познавательное развитие)

Воспитатель

Шишкова А.В.

2014 год

Конспект организационно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира

Тема: «Где спрятался воздух?»

Цель:  развитие познавательной активности в процессе экспериментирования; совершенствования знаний о воздухе.

Задачи:

  • Совершенствование представлений о свойствах и роле воздуха в окружающем мире;
  • Развитие мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • Формирование собственного познавательного опыта, умение сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом-кляксографией;
  • Воспитание интереса к исследовательской деятельности; бережное отношение к природным ресурсам и своему здоровью;
  • Способствование детей к освоению культуры общения с взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости.

Приоритетное направление: «Познание»

Целевой ориентир: Владеет знаниями о воздухе, умениями сравнивать, обобщать и делать выводы.

Материал:  воздушные шары, полиэтиленовые пакеты, одноразовые стаканы, два таза с водой, прозрачная ткань, трубочки для коктейля, альбомные листы, кисточки, акварель, салфетки.

Технологии:  Личностно-ориентированная, коммуникативная, здоровьесбере-гающая,  технология сотрудничества.

Интеграция: Речевое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Ход организационно-образовательной деятельности

Воспитатель: - Здравствуйте ребята, а куда это я попала? Куда эти разноцветные шары меня принесли? Я шла себе спокойно по дорожке, как вдруг налетел такой сильный ветер, поднял мои шары вверх и вот я оказалась здесь у вас.

 - Ребята, скажите почему ветер смог так легко изменить мой маршрут? (потому что шары легкие, а ветер сильный). Давайте подуем на шары и посмотрим как они перелетают с места на место.

- Ребята, вы знаете почему шарик называют воздушным? (ответы детей)

- А вам интересно узнать, что такое воздух? Есть ли он вообще? Если он существует, то это надо доказать. Как вы думаете, как это можно сделать?

- Тогда я вас приглашаю совершить путешествие в лабораторию опытов и экспериментов, где мы с вами откроем секреты воздуха и узнаем где же он прячется.

- Но прежде, чем нам войти в лабораторию нужно отгадать загадку:

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.        

Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем.

Окружает нас всегда, мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета

Угадайте, что же это? (воздух)

Воспитатель: - Молодцы! Вот мы с вами в лаборатории воздуха. А скажите, что такое лаборатория? (ответы детей)

- Сейчас мы станем ученными и будем проводить опыты и эксперименты. Ребята у вас есть секреты?

- Как вы думаете, а у воздуха есть свои секреты? (ответы детей)

- Что такое воздух? (это то, чем дышат люди) А кто еще дышит воздухом? (животные и растения)

- А давайте попробуем, сейчас, с вами поймать воздух.

Игра «Поймай воздух ладонями»

(Дети ловят ладонями воздух, приходят к выводу, что в ладонях ничего нет)

- А как можно поймать воздух?        

Опыт с полиэтиленовыми пакетами

- Берите пакеты, раскрывайте их, теперь набираем воздух и закручиваем их, пакеты полны воздуха. На что они похожи? (подушки, шары) Воздух занял место в пакете, но мы его не видим. Теперь давайте выпустим воздух из пакета, что произошло с ними? (ответы детей)

- А теперь давайте попробуем найти воздух в группе.

Игра «Парашютист»

Дружно все мы встали в круг,

Будем делать парашют

Друг за другом мы идем

Парашют в руках несем

Руку все мы поднимаем

Парашют наш надуваем

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут

(Дети берутся за края ткани и делают парашют)

- Вот мы с вами провели несколько опытов и какой можно сделать вывод: воздух невидимый, прозрачный, с ним можно поиграть. Мы узнали, что воздух есть в группе, он нас окружает.

- А давайте попробуем разгадать еще один секрет. Для этого нам необходимо провести следующий опыт.

Опыт со стаканом и водой

- Ребята, как вы считаете этот стакан пуст? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь?

- Возьмите  каждый свой стакан и, держа его вертикально вверх дном, медленно опускаем его в воду. Но не забывайте, стакан следует держать строго вертикально. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (потому что в стакане есть воздух, он не пускает воду в стакан)

- А теперь повторим опыт и опустим стакан в воду, немного его наклонив. Что увидели? В воде видны пузырьки – это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Делаем вывод, что воздух  легче воды. Мы разгадали еще один секрет воздуха.

- Ребята, чем мы дышим? (воздухом)

Игра «Дыши не дыши»

Закройте свои носики ладонями и не дышите. Сможем ли мы долго не дышать? Что почувствовали? (ответы детей)

- Вот мы с вами раскрыли еще один секрет воздуха – без дыхания не возможна жизнь.

Дыхательная гимнастика

Дышим носиком, вдыхаем

Плечики не поднимаем,

Чтоб животик наш дышал

Нам здоровье сберегал.

(дети выполняют движения, согласно текста)

- Делаем вывод, что без воздуха не обойтись.

- Воздух есть в человеке, мы с вами его вдыхаем и выдыхаем.

Воспитатель: - Мы с вами узнали про воздух много интересного:

  • Воздух вокруг нас;
  • Мы воздухом дышим;
  • Воздух не видим, но его можно найти разными способами;
  • С воздухом можно поиграть.

- А еще я расскажу вам одну тайну. Воздухом можно рисовать – это еще один секрет воздуха. И мы сейчас с вами в этом убедимся. (воспитатель вместе с детьми показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны)

- Ну, что ребята понравилось вам в лаборатории? Здорово мы с вами поиграли с воздухом?

- Я хочу вам всем подарить эти воздушные шары и сказать, что вы молодцы!

- Давайте вместе скажем - МЫ МОЛОДЦЫ!!!

-ДОБРОГО ВАМ ДНЯ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в 1 младшей группе на тему: "Дорожка для Колобка"

В процессе  непосредственно образовательной  деятельности по формированию целостной картины мира в 1 младшей группе  дети знакомятся со свойствами камней....

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Познание" (формирование целостной картины мира). Тема: "Ушки, ручки, нос - друзья, нам без них никак нельзя".

1 Использование здоровье зберегающих технологий2 Организация предметно-развивающей среды в групповом помещении, обеспечивающая физическое, психическое и нравственное благополучие воспитанников в групп...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ НА СТОЛ»

Уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба и его появлении на столе; объяснить, что хлеб пекут из муки, муку получают из зерна, зерно вырастает в поле и т. д.; воспитывать бережное...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развития речи с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе. Тема: "Покормите птиц зимой"

Методическая разработка непосредственной организованной деятельности по формированию целостной картиной мира с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развитию речи «В мире профессий»

Цель: вызвать у детей к окружающему миру; расширять знания и представления детей о профессиях.Задачи: Образовательные: формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость каждой...