Увидел грача- весну встречай!
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Смирнова Светлана Юрьевна

Материал поможет уточнить и расширить знания о последовательности весенних изменений в природе, о весенних месяцах, народных приметах,закрепляет

навыки работы с мнемотаблицами, знакомит с авторской сказкой " Гитара и щука".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uvidel_gracha-vesnu_vstrechay.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное

дошкольное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 95»

Увидел грача-

Весну встречай!

Методическая разработка по познавательному развитию

для старшего дошкольного возраста.

   

       

 

  

                                                                       Составила:

                                                               Воспитатель  ВКК

                                                                                          СМИРНОВА  

                                                                                         Светлана Юрьевна

                                       

                                                       

ЦЕЛЬ: уточнить и расширить знания детей о последовательности весенних

изменений в природе ( увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, рост и цветение растений, появление насекомых, при-

лет птиц из теплых стран); о весенних месяцах, народных приметах; на осно-

ве знаний детей  о весенних явлениях в природе развивать познавательные

психические процессы, умение выразительно передавать разнообразие весен-

ней природы в пластике движений, слов.

МАТЕРИАЛЫ: иллюстрации «Зима», «Весна», мнемотаблицы «Весна» и для стихотворений «Март» В.Берестова и С. Маршака, «Картина ясна – пришла

весна» И.Пивоваровой; деревянные палочки( по 2 шт. каждому), магнитная

доска, буквы М,А,Р,Т; мягкая игрушка желтого цвета, шапочки-диадемы для

весенней импровизации (солнышко, ручейки, дождик, птицы, цветы )магни-

тофон, диск с пьесами П.И.Чайковского.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: заучивание стихотворений, пословиц, примет о

весне, марте, рассматривание иллюстраций, картин, слушание музыки на

весеннюю тему, инсценирование знакомых стихотворений о весне.

Последовательность  действий.

1.Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправимся в гости к такому времени года,

которое  нравится всем. Оно приходит после зимы. Как оно называется?

Теперь солнышко будет чаще выглядывать и радовать нас. Давайте попривет-

ствуем друг друга и солнышко.

             Вот как солнышко встает- выше, выше ,выше.

( поднять руки вверх, потянуться.)

             К ночи солнышко зайдет – ниже, ниже, ниже.

(присели на корточки, руки опустить на пол.)

             Хорошо, хорошо солнышко смеется,

             А под солнышком всем нам весело живется.

( хлопать в ладоши, улыбаться.)

2. В. А чем же весна отличается от других времен года? Хотите встретиться с вес-

ной?  Давайте сначала простимся с зимой.

           Игра « Уходи, зима!»

      На доске висит сюжетная картинка « Зима».

      Дети хором повторяют слова :

      Уходи скорей, зима!

      Ведь весне прийти пора.

      Перестань скорее злиться,

      Мы устали холодиться.

Воспитатель незаметно меняет сюжетную картинку «Зима» на мнемотаблицу

«Весна».

3.Ознакомление с признаками весны по мнемотаблице.( Приложение №1)

В. предлагает детям вспомнить, как называются весенние месяцы и то, что они

в природе приходят в определенном порядке друг за другом. Месяц март назы-

вают «утро года». Почему ? (ответы детей ).

Встречу весны люди праздновали всегда. Собиралась весна в дорогу давно ,так

приди скорей просили люди. Дети закликали весну, забравшись повыше или на

крышу. Но она приходит всегда тихо и незаметно.

4.     Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто так тихо ходит за окном?

Воспитатель читает стихотворение Г. Ладонщикова «Тихая весна»(см. Прил.№2)

5.В. Вот и к нам пришла долгожданная весна. Солнышко стало добрее и веселее.

Оно каждому дарит свой лучик. И мне подарило солнечного зайчика( мягкая иг-

рушка).

     Проводится динамическая пауза с зайчиком «Весенние слова» (игрушка пере-

дается по кругу).

    -голубое, чистое, ясное, безоблачное…-небо

    -яркое, золотое, теплое, ласковое… - солнце

    -весенняя, звонкая, прозрачная, холодная… - капель

    -холодный, светлый, погожий, весенний… - день

    -первые, молодые, зеленые, клейкие… - листья

    -белые, пушистые, кудрявые, плывущие по небу… - облака

6.Ребята, хотите узнать, как проснулась река от долгого зимнего сна?

Педагог рассказывает свою авторскую сказку «Гитара, Щука и Весна»(см. Прил.№3).

7.В.обращает внимание детей на мнемотаблицу и выясняется, что пропало

слово –МАРТ. Создается проблемная ситуация: если не найдем МАРТ, то и

следующий весенний месяц АПРЕЛЬ не наступит, потому что в природе

существует порядок и действуют законы времени и природы.

Вопрос –что делать? Дети предлагают свои варианты. В результате обсуждения

сообща приходят к выводу, что будут стараться отвечать на вопросы о весне и

за правильные ответы получать пропавшие буквы ( М, А, Р, Т).(см.Приложение 1)

8.Проводится словесная игра « Продолжай дальше»

    Грач на горе – март на дворе.

    Март неверен – то плачет, то смеется.

    В марте и сзади и спереди – зима.

    Придет март-капельник  -  и зима заплачет.

    Весенний дождь – лишним не бывает.

    В марте день с ночью меряется – равняется.

За правильные ответы дети получают букву Т.

9.В. Чтобы получить еще одну букву необходимо рассказать стихи о март с по-

    мощью мнемотаблиц (см. Приложение №4 )

                а) Как только снег исчез,

                    Пошли ребята в лес.

                    Март посылает всем привет,

                    А с ним подснежников букет!   (В. Берестов.)

                 б) Солнце в марте ходит выше,

                      Горячей его лучи.

                      Скоро капать будет с крыши,

                      Закричат в саду грачи.  ( С.Я. Маршак).

Дети получают букву Р.

10.Педагог  предлагает позвать на помощь дятла (звучит фонограмма со стуком

Дятла). Проводится ритмическая игра «Весенняя телеграмма» (с палочками).

И дети    получают букву А.( см .Приложение №5 )

11.В.рассказывает, что в марте оживляются звери и птицы. В конце марта приле-

тают грачи – вестники весны. В народе говорят: « Если грач на горе – то весна на

дворе. Подвижная игра « Перышко» (Дети передают перышко по кругу друг дру-

гу, называя слова-определения о весне :ранняя, долгожданная, птичья, милая, зеленая, светлая…)

В конце игры получают букву М и складывают слово «МАРТ».

С  помощью педагога дети делают вывод, что проблему мы решили и значит ве-

сенние месяцы не нарушат законов природы: март, апрель, май.

12.Звучит пьеса П.И.Чайковского «Подснежник», и дети выбрав шапочки-диадемы импровизируют движениями ,пластикой, мимикой, создавая «Картину

о весне». На конец музыки все замирают и воспитатель делает фотоснимок и

поздравляет детей с приходом Весны.

         

                   Приложение.1.

№2. Тихая весна. Г.Ладонщиков.

          Кто пришел так тихо-тихо? Ну, конечно, не слониха,

          И, конечно, бегемот тихо так пройти не мог.

          И никто из вас не слышал, как листок из почки вышел,

          И услышать не могли вы, как зеленые травинки,

          Сняв зеленые ботинки, тихо вышли из земли.

          И подснежник тихо вышел. И повсюду тишина.

          Это значит, это значит : тише всех пришла весна.

№3 Экологическая сказка « Гитара, Щука и Весна», Смирнова С.Ю.

        В темной, холодной, большой реке жила - была громадная сильная Щука.

Она была хитра и прожорлива. Но однажды ее поймал Емеля, и Щука долго-

долго выполняла все его желания.  Стоило ей услышать слова «по щучьему

веленью, по моему хотенью…», она становилась настоящей волшебницей. Но

однажды…Однажды Емеля исчез, и Щука заскучала…

        И снова наступила долгая, холодная подводная зима. Все живое в реке

уснуло, зарывшись в глубокий ил. Спал Щукин друг Премудрый Пескарь, спала

знакомая Остроперка, заснула и подружка Золотая Рыбка. Так прошли три дол-

гих  зимних месяца: декабрь, январь, февраль.

         Отправляясь на охоту в один из мартовских дней, Щука увидела в знакомой

воде что-то непонятное и странное, большое и загадочное. Незнакомка медленно

проплыла мимо. У нее не было плавников, чешуи и даже хвоста. Но плыла она

гордо и независимо, а в темной воде поблескивало и переливалось ее необыч-

ное тело. Удивлению Щуки не было предела…

          А была это обычная семиструнная Гитара, которую на зимней рыбалке уро-

нил в прорубь дед Щукарь. Но Щука не ведала об этом, и очень, очень хотела

пообщаться с Незнакомкой. Она подплыла поближе и неосторожно задела сво-

им острым, колючим плавником струны души Незнакомки. И вдруг… Вдруг они

запели, заиграли, полились мощной музыкой, растапливая и разбивая лед, про-

буждая спящее речное царство и приближая приход долгожданной Весны.

           Так неожиданно, необычно и красиво обыкновенная Гитара и волшебница

Щука разбудили Весну в реке.

№4

№5. Речевая ритмическая игра «Весенняя телеграмма», В.Суслов.

         Дятел сел на толстый сук – тук да тук.

         Всем друзьям своим на юг – тук да тук.

         Телеграммы срочно шлет – туки-туки – тук,

         Что растаял снег вокруг – туки- тук, туки-тук,

         Что подснежники цветут – туки-тук , туки-тук.

         Дятел зиму зимовал – тук да тук,

         В жарких странах не бывал – тук да тук.

         И понятно, почему – скучно дятлу одному.

                                    Литература.

1.Горькова Л.Г, Кочергина А.В, Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому

воспитанию дошкольников. М,2005.

2.Костюченко М.П. Окружающий мир. Волгоград,2013.

3.Куражева Н.Ю. и др. Цветик – семицветик. СПб,2012.

4.Современные технологии обучения дошкольников. Автор-составитель МихееваЕ.В.,Волгоград,2012.

5.Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! М,2002.

     

                     

 

 

   

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий к празднику весны "Дружно мы весну встречаем!"

Сценарий для второй младшей группы детского сада....

Сценарий фольклорного праздника «Россыпь народных праздников» (Весна) «Весну встречаем, Зиму провожаем!»

Праздники на Руси любили. Потому что народ умел трудиться. Умел и веселиться. В народе говорили: Примечай будни, а праздники сами придут. Кто хорошо поработает, тот хорошо и попразднует.. Русские праз...

Проект "Увидел скворца - весна у крыльца"

Познавательно - исследовательский, творческий проект для детей 4-5 лет о перелетных птицах....

Конспект проведения НОД с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (рисованию) на тему «Грачи прилетели – встречаем весну»

использование нетрадиционных техник рисования "тычком" и оттиск поролона  в старшей группе детского сада...

Планирование воспитательно-образовательной деятельности Младшей группы «Капитошка». Тема недели: «Увидел скворца – весна у крыльца»

Цель:  Формировать знания о том, что такое здоровье и здоровый человек, об основных умениях и навыках, содействующих поддержанию и укреплению здоровья; содействовать гармоничному физическому разв...

Сценарий спортивно-музыкального развлечения в средней группе "Увидел грача - весну встречай"

Сценарий спортивно-музыкального развлечения в средней группе "Увидел грача - весну встречай" Цель: формирование интереса к спортивным играм и развлечениям. Задачи: Расширять представления дете...

Комплексное занятие для детей старшего возраста «Увидел грача – весну встречай»

Данное занятие направлено на углубление  впечатлений, связанных с приходом весны, на воспитание заботливого отношения ко всему живому, на  расширение  знаний детей о грачах.На занятии р...